От перегрева двигателя не застрахован ни один автомобиль. Почему греется двигатель, что с этим делать и какие могут быть последствия?
Перегрев двигателя — это ненормальная ситуация, при которой температура охлаждающей жидкости превышает допустимые пределы. Обычно рабочая температура варьируется в пределах 80-105°C, и если датчик фиксирует значение выше этого диапазона, это свидетельствует о перегреве. Индикатор на панели приборов также сигнализирует о данной проблеме, загораясь при достижении критических значений.
Существует несколько признаков, указывающих на возможность «закипания»:
- Изменение звука работы двигателя. При перегреве двигатель может начать звучать громче или издавать странные звуки. Это связано с изменением вязкости масла, что, в свою очередь, влияет на его способность эффективно смазывать внутренние компоненты.
- Пар из-под капота. Данная ситуация чаще всего возникает, когда охлаждающая жидкость достигает температуры кипения и начинает выбрасываться через клапан в расширительном бачке. В такой ситуации следует немедленно заглушить двигатель, чтобы избежать риска заклинивания поршней.
- Снижение мощности. Перегрев может привести к временной потере мощности двигателя, что становится особенно заметным при попытках ускориться. Продолжительная эксплуатация автомобиля в таком состоянии может нанести серьезный ущерб двигателю.
- Запах гари. Появление неприятного запаха возникает, когда перегреваются масло и другие компоненты двигателя. При перегреве масло теряет свои смазывающие свойства, что приводит к перегреву отдельных деталей двигателя и образованию запаха гари.
- Запах антифриза. Появление запаха антифриза в салоне свидетельствует об утечке в системе охлаждения. Такое может случиться из-за повреждения радиатора, шлангов или других компонентов системы охлаждения.
Почему греется двигатель
Летний период значительно увеличивает вероятность перегрева двигателя, и это происходит не только из-за высоких температур окружающей среды, которые усложняют охлаждение моторного отсека и радиатора. Использование кондиционера также вносит свою лепту, так как он повышает нагрузку на двигатель и снижает эффективность системы охлаждения из-за расположения радиаторов рядом.
Рассмотрим основные факторы, способствующие перегреву двигателя:
- Низкий уровень охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость может уйти из системы из-за повреждений шлангов, радиатора, насоса или прокладок. Также ее недостаток может быть вызван высокой температурой или использованием неверного состава жидкости (например, вода вместо антифриза). В некоторых случаях может образоваться воздушная пробка в системе охлаждения.
- Некорректная работа термостата. Этот элемент отвечает за регулирование циркуляции охлаждающей жидкости через двигатель. При его неисправности охлаждающая жидкость не может нормально циркулировать, что приводит к перегреву. Поломка может произойти по разным причинам, начиная от механического износа и заканчивая загрязнением системы охладительной жидкости.
- Проблемы с вентилятором охлаждения. Вентилятор играет важную роль в обдуве радиатора воздухом и в отводе тепла от охлаждающей жидкости. Если он не функционирует должным образом или работает слабо, это ухудшает охлаждение радиатора, особенно при движении на малых скоростях или в условиях пробки.
- Загрязнение радиатора. Если радиатор забит грязью, накипью или остатками охлаждающей жидкости, он не сможет эффективно рассеивать тепло. Это, в свою очередь, вызывает перегрев двигателя.
- Перегрузка двигателя. Летом на двигатель оказывается повышенная нагрузка, что может привести к его перегреву. Это связано с работой кондиционера, а также с перевозкой тяжёлых грузов или движением по горной местности.
- Неисправный водяной насос. Неисправности в водяном насосе могут усугубить ситуацию. Этот насос отвечает за циркуляцию охлаждающей жидкости через двигатель и радиатор, и если он не функционирует должным образом, охлаждающая жидкость не проходит эффективно, что также может привести к перегреву.
Перегрев двигателя: что делать?
При перегреве двигателя необходимо действовать максимально быстро, чтобы избежать серьезных повреждений.
Включите отопительную систему на полный максимум. Это один из эффективных способов быстро и безопасно охладить двигатель. Печка является частью системы охлаждения и помогает отводить избыточное тепло. Установите максимальную температуру на климат-контроле, активируйте обдув и откройте окна. Не рекомендуем включать кондиционер, так как он создает дополнительную нагрузку на двигатель.
Если после выполнения этих действий из воздуховодов начинает поступать горячий воздух, это означает, что охлаждающая жидкость в системе присутствует и работает на отвод тепла. Двигатель может продолжать функционировать даже при повышенной температуре благодаря водяному насосу, который обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе и способствует постепенному охлаждению двигателя.
Можно продолжать движение с минимальной нагрузкой, снижая обороты. Набегающий поток воздуха будет охлаждать антифриз в радиаторе. При возможности лучше всего двигаться, не применяя лишнюю нагрузку. Если дорога ведет в гору, следует остановиться, не выключая двигатель, открыть капот и подождать, пока температура не вернется в норму.
Однако, если из печки идет холодный воздух, это сигнализирует о том, что в бачке с охлаждающей жидкостью нет жидкости или её уровень слишком низок. В таком случае нужно заглушить двигатель и дать ему остыть. После этого добавьте охлаждающую жидкость в бачок (вместо антифриза можно использовать обычную воду) и направляйтесь в сервисный центр для дальнейшей диагностики и ремонта.
При перегреве двигателя категорически запрещено делать следующее, так как это может усугубить ситуацию и привести к серьезным последствиям:
- Продолжать движение. Езда с перегретым двигателем приведет к дальнейшему перегреву и может повредить цилиндры, поршни, клапаны и другие детали двигателя.
- Открывать крышку радиатора или расширительного бачка. Это очень опасно! Вы можете получить серьезные ожоги от горячего антифриза. Кроме того, внезапное снижение давления может привести к кипению антифриза в самых горячих местах двигателя, что ухудшит его охлаждение.
- Добавлять холодную воду. Это может вызвать термический шок и трещины в радиаторе или других частях системы охлаждения. Внутренние напряжения могут даже расколоть блок двигателя.
Важно! При перегреве двигателя необходимо немедленно остановить автомобиль и вызвать автосервис.
Последствия перегрева двигателя
Если не предпринять меры к устранению проблем при перегреве, существует риск повреждения различных элементов двигателя и системы автомобиля:
- Поршни и цилиндры. При высокой температуре поршни и цилиндры могут расширяться, что в свою очередь может привести к их деформации, заклиниванию или трещинам. В худшем случае возможен процесс оплавления поршней. Это негативно сказывается на компрессии, ухудшает общую работу двигателя, увеличивает расход топлива и масла, а также может вызвать дымление из выхлопной трубы и полный выход двигателя из строя.
- Головка блока цилиндров. Перегрев может привести к деформации головки блока цилиндров из-за воздействия высокой температуры. Это, в свою очередь, может вызвать повреждения клапанов, седел, распредвала и гидрокомпенсаторов, а также нарушить герметичность прокладки головки блока цилиндров. В результате могут возникнуть утечки охлаждающей жидкости или масла в камеры сгорания или во внешнее пространство, что приводит к смешиванию этих жидкостей, нарушению работы газораспределительной системы и появлению лишних шумов и вибраций в двигателе.
- Система охлаждения. При закипании двигателя охлаждающая жидкость начинает испаряться, что снижает ее уровень и эффективность охлаждения. Кроме этого, увеличивается давление в системе охлаждения, что может привести к разрыву шлангов, прокладок или радиатора.
- Система смазки. При повышенных температурах масло теряет свои свойства, становятся менее вязким и начинает питься. Это вызывает увеличенное трение, появление шумов и вибраций, а в самых серьезных случаях может привести к поломке двигателя.
Как избежать перегрева двигателя
Чтобы избежать перегрева двигателя и поддерживать его в рабочем состоянии, рекомендуется соблюдать следующие профилактические меры:
- Контроль уровня и качества охлаждающей жидкости. Убедитесь, что уровень жидкости находится между минимальной и максимальной отметками на бачке. Желательно заменять охлаждающую жидкость каждые два года или каждые 40-60 тысяч километров пробега.
- Мониторинг работы термостата. Проверяйте термостат на работоспособность и своевременно его заменяйте в случае неисправности. Он должен открываться и закрываться при определённых температурах (обычно в диапазоне 80-90 градусов Цельсия).
- Чистка радиатора. Забитый радиатор значительно снижает эффективность охлаждения и ухудшает теплоотвод. Регулярно проверяйте радиатор на чистоту и пропускную способность, периодически промывайте его от грязи.
- Проверка водяного насоса. Следите за состоянием водяного насоса и заменяйте его при необходимости. Это поможет избежать проблем с циркуляцией охлаждающей жидкости.
- Контроль работы вентилятора. Убедитесь, что вентилятор охлаждения функционирует корректно, особенно в жаркую погоду или в пробках. Он обеспечивает дополнительное охлаждение двигателя при низких скоростях.
- Наблюдение за нагрузкой на двигатель. При появлении признаков перегрева отключайте кондиционер и выбирайте оптимальные режимы работы двигателя. Нагрузка на двигатель может увеличиваться при поездках в гористой местности, перевозке тяжёлых грузов, на высоких скоростях и при движении на низкой передаче.