Найти тему

Наблюдение за соседями - Азиатско-Тихоокеанский регион - наращивание парка воздушных судов специального назначения

Фото: Королевским ВВС Австралии (RAAF)
Фото: Королевским ВВС Австралии (RAAF)

В условиях растущей политической напряженности во всем мире воздушные суда специального назначения, пожалуй, никогда не были столь важны.

Государства Азиатско-Тихоокеанского региона, сталкивающиеся с давлением Китая на их интересы в Южно-Китайском море, продолжают наращивать свои воздушные возможности. Это включает приобретение самолетов специального назначения, различные роли которых включают в себя воздушное раннее предупреждение и управление (AEW&C), разведку, наблюдение и рекогносцировку (ISR), электронную разведку (ELINT) и разведку сигналов (SIGINT).

Некоторые современные самолеты, такие как многоцелевой морской патрульный самолет Boeing P-8A Poseidon, 12 из которых были поставлены ВМС Индии, 12 — Королевским ВВС Австралии (RAAF), в то время как шесть поставляются ВВС Республики Корея (RoKAF) и четыре — Королевским ВВС Новой Зеландии. Оснащенный многоцелевым радаром поиска поверхности Raytheon AN/APY-10, комплектом мер электронной поддержки AN/ALQ-240 и усовершенствованным бортовым датчиком AN/APS-154, P-8 может выполнять морские и сухопутные миссии ISR в дополнение к роли противолодочной войны (ASW).

RAAF также имеет флот из шести самолетов Boeing E-7A Wedgetail AEW&C на базе Boeing 737-700 с добавлением усовершенствованного радара Multi-Role Electronically Scanned Array (MESA) и 10 консолей экипажа миссии. Его L-диапазон с электронным сканированием AEW и обзорный радар расположен на киле в верхней части фюзеляжа, названном «цилиндр», и спроектирован для минимального аэродинамического эффекта.

Система обеспечивает покрытие на 360 градусов и способна одновременно осуществлять поиск в воздухе и на море, управление истребителями и поиск в области с максимальной дальностью более 370 миль (600 км) в режиме поиска вверх. При работе в режиме поиска вниз по целям размером с истребитель максимальная дальность составляет более 230 миль (370 км) по данным Boeing. При использовании против морских целей максимальная дальность составляет более 150 миль (240 км) для целей размером с фрегат. MESA способна одновременно отслеживать 180 целей и проводить 24 перехвата. По данным RAAF, E-7A может покрыть четыре миллиона квадратных километров за одну 10-часовую миссию. RoKAF эксплуатирует четыре менее мощных самолета Boeing 737-AEW Peace Eye и рассматривает возможность заказа большего количества.

Военно-воздушные силы Республики Сингапур (RSAF) эксплуатируют четыре самолета Gulfstream 550-AEW, модифицированных для установки конформной платформы AEW Elta. Модернизация G550 включает в себя размещенное в контейнерах оборудование для электронных мер поддержки, спутниковую связь и каналы передачи данных в прямой видимости. Самолет оснащен двумя радиолокационными решетками S-диапазона спереди и сзади, а также датчиками L-диапазона по бокам фюзеляжа, обеспечивающими покрытие на 360 градусов и продолжительность полета в девять часов на высоте 41 000 футов (12 500 метров). Самолет G550-AEW имеет дальность обнаружения более 200 морских миль (370 км), что позволяет RSAF видеть дальше и более эффективно реагировать на воздушные угрозы в различных оперативных ситуациях.

G550-AEW заменил флот самолетов Northrop Grumman E-2 Hawkeye AEW&C RSAF, которые остаются на вооружении ВВС Китайской Республики (RoCAF). Двухмоторный турбовинтовой E-2T Hawkeye с большим обтекателем, установленным на верхней части фюзеляжа, в котором размещается антенна радара. Hawkeye имеет передовые системы радара и связи для обнаружения и отслеживания воздушных целей на больших расстояниях и передачи этой информации другим самолетам и наземным станциям. Последний вариант, E-2D Advanced Hawkeye, который был заказан Воздушными силами самообороны Японии (JASDF), оснащен радаром AN/APY-9, способным отслеживать более 2000 целей одновременно на расстоянии более 250 морских миль (460 км). Системы связи Hawkeye также позволяют ему передавать данные разведки и наблюдения в режиме реального времени на другие самолеты и наземные станции, а также он оснащен средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), включая системы глушения и дезинформации, которые позволяют ему нарушать работу систем связи и радиолокации противника.

Адаптируемая радиолокационная система AEW&C компании Saab основана на технологии активной электронно-сканирующей решетки (AESA). Технология S-диапазона обеспечивает отличную производительность в любых погодных условиях, а сегмент наземного интерфейса Erieye является основным компонентом программного обеспечения, используемого системой. Радар обеспечивает покрытие в 300 градусов и имеет инструментальный диапазон 280 миль (450 км) и дальность обнаружения 217 миль (350 км) в плотной враждебной среде радиоэлектронной борьбы, в условиях сильных помех радаров и на малых высотах цели. Радар также способен определять своих врагов (IFF) и имеет морской режим ISR. Эффективная зона наблюдения составляет более 500 000 кв. км по горизонтали и более 60 000 футов (18 300 м) по вертикали. Охват моря ограничен только горизонтом, и все, от истребителей, зависших вертолетов, крылатых ракет и морских целей размером с гидроцикл, может быть обнаружено и отслежено. Erieye устанавливается на самолетах нескольких типов, включая Saab 340B, два из которых эксплуатируются Королевскими военно-воздушными силами Таиланда (RTAF), и Saab 2000, шесть из которых служат в ВВС Пакистана.

Организация оборонных исследований и разработок Индии (DRDO) разработала похожую конфигурацию радиолокационной системы AEW, которая установлена на бразильских самолетах Embraer EMB-145A, три из которых эксплуатируются ВВС Индии как Netra. ВВС Индии также эксплуатируют два самолета Gulfstream III в роли ELINT. Два самолета Bombardier Global 5000, модифицированных израильской авиапромышленностью, были поставлены в индийский Центр исследований авиации, который является техническим подразделением Крыла исследований и анализа. Самолеты были оснащены антеннами спутниковой связи (SATCOM), передним отсеком с датчиками, содержащими канал передачи данных и радиолокатор с синтезированной апертурой (SAR). Самолеты были модифицированы бортовой интегрированной системой SIGINT (AISIS) EL/I-3001 от IAI для операций ELINT и COMINT.

Фото: Японские морские силы самообороны (JSDF)
Фото: Японские морские силы самообороны (JSDF)

Япония разработала собственные самолеты специального назначения в дополнение к пяти самолетам Lockheed EP-3C Orion ELINT, эксплуатируемым Японскими морскими силами самообороны (JSDF). Эскадрилья электронной разведки JASDF эксплуатирует три YS-11EB, разработанных на основе двухтурбинного авиалайнера NAMC YS-11, и один Kawasaki RC-2 в роли SIGINT. Всего планируется модифицировать три дальнемагистральных транспортных самолета Kawasaki C-2 в самолеты RC-2, и после модификаций и программы испытаний первый Kawasaki RC-2 поступил на вооружение в 2020 году. RC-2 имеет более чем вдвое большую дальность полета и летает на больших высотах, чем YS-11EB. Кроме того, бортовой комплект датчиков, разработанный Toshiba, NEC и Mitsubishi Electric, имеет расширенный диапазон частот приема, способен собирать цифрово модулированные волны и обладает улучшенными возможностями одновременного сбора данных по нескольким целям.

Эскадрилья поддержки радиоэлектронной борьбы JASDF использует два YS-11EA, оснащенных системой J/ALQ-7 и обтекателями антенн-крыльев, замененными на лопастные антенны. Единственный двухмоторный самолет Kawasaki EC-1 оснащен системой радиоэлектронного противодействия (ECM) XJ/ALQ-5 от Mitsubishi Electric, системами ELINT от Toshiba и оснащен контейнером для противодействия дипольным отражателям AN/ALE-41K.\

Меньшие силы Китая

Для размера своих авиационных сил Китай имеет относительно немного самолетов специального назначения. Военно-морской флот Народно-освободительной армии (PLA) имеет флот из примерно 20 самолетов KQ-200 ASW, 13 вариантов Y-8 и Y-9, а также 24 самолета Y-8J Mask ELINT и самолета KJ-500 AEW&C. ВВС НОАК имеют 24 самолета KJ-200 и KJ-500 AEW&C и 14 вариантов Y-8CB и Y-9 EW. Почти все эти самолеты специального назначения разработаны на основе российского среднемагистрального тактического транспортного самолета Ан-12, произведенного в Китае компанией Shaanxi Aircraft Company.

Самолет Y-8Q ASW оснащен доплеровским навигационным радаром, радиокомпасом, радиовысотомером, приемником маркеров маяка и системой опознавания «свой-чужой» (IFF). В подкупольном обтекателе размещена РЛС поиска поверхности APSO-504(V)3, а также самолет оснащен инерциальной навигационной системой (INS) и глобальной навигационной системой Omega. Самолет оснащен комплектом средств радиоэлектронного противодействия (ECM) самообороны, который состоит из всеракурсного приемника радиолокационного оповещения (RWR) и устройства выброса дипольных отражателей/ловушек.

Бортовые системы самолета AEW&C KJ-500 полностью объединены в китайскую систему управления боем (BMS) и предлагают улучшенные возможности идентификации, многофункциональности и реагирования.

Y-9DZ — это недавно разработанная китайцами версия самолета Y-9 для радиоэлектронной борьбы, которая поступила на вооружение в 2019 году. Оснащенный современными датчиками и системами связи, Y-9DZ оснащен для выполнения разнообразных задач наблюдения, таких как ELINT, SIGINT и ISR. Y-9DZ оснащен двумя большими прямоугольными антеннами ESM/ELINT с каждой стороны задней части фюзеляжа и рядом других антенн, стратегически размещенных по всему самолету. Кроме того, овальная тарельчатая антенна ESM расположена на вершине вертикального киля, а антенна SATCOM расположена на середине фюзеляжа.

Программа разработки KJ-2000 началась после отмены контракта A-50I Phalcon с Израилем и Россией в июле 2000 года из-за сильного давления США относительно израильского радара, который должен был быть установлен. Затем Китай приступил к разработке отечественного радара AEW&C, и первый самолет совершил свой первый полет в 2003 году. Сообщалось, что на данный момент поставлено четыре самолета KJ-2000, но производство новых самолетов, вероятно, будет отложено из-за отсутствия новых планеров Ил-76 из России.

В ежегодных совместных воздушных учениях Falcon Strike , проведенных в июне 2023 года между Таиландом и Китаем, участвовали самолеты KJ-500 ВВС НОАК и Saab 340 AEW&C ВВС РТ. Таиланд классифицируется Соединенными Штатами как крупный союзник, не входящий в НАТО, хотя за последнее десятилетие он развивал более тесные оборонные связи с Китаем.

Еще одной страной, в которой с 2022 года усиливается военное сотрудничество с Китаем, является Россия, и ее Тихоокеанский флот принял участие в ряде совместных учений в Японском море. В июне 2023 года Тихоокеанский флот России начал масштабные военно-морские учения на Дальнем Востоке, в которых приняли участие 35 военно-морских самолетов, в том числе пять самолетов противолодочной обороны Ил-38 морской авиации Тихоокеанского флота России. В других учениях, проведенных в Беринговом море у берегов Сибири в сентябре 2023 года, российские корветы провели противолодочные учения с самолетами Ил-38 и подводной лодкой Тихоокеанского флота России, выступающими в качестве противника.

Модернизированный самолет Ил-38Н обладает более широким спектром боевых возможностей и поддерживает обязанности РЭР, включая картографирование магнитных и гравитационных полей Северного Ледовитого моря, научные океанографические исследования и подводные и воздушные разведывательные миссии. Главное отличие между Ил-38, созданным на основе оригинального коммерческого авиалайнера Ил-18, и Ил-38Н заключается в том, что он оснащен системами «Ленинец Новелла-П-39» и «Морской дракон», которые включают в себя цифровой компьютер, обслуживаемый двумя операторами, и который объединяет несколько датчиков, включая радар для обнаружения воздушных и надводных целей в радиусе 200 миль (320 км) от самолета, систему радиогидроакустических буев, детектор магнитных аномалий (MAD) с дальностью действия до 2900 футов (900 м), турельную установку ЭО с ТВ, ИК, визуализацией, лазерным дальномером и автоматическим сопровождением цели, меры электронной поддержки (ESM) с датчиками, размещенными по кругу в обтекателе короба, расположенном над кабиной. Модернизированный комплект датчиков также способен обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 56 миль (90 км) и одновременно отслеживать до 32 целей.

Фото» Минобороны РФ
Фото» Минобороны РФ

В составе морской авиации Тихоокеанского флота России также имеется подразделение РЭБ, оснащенное самолетами Ил-20РТ Coot-A и Ил-22 Coot-B. Coot-A оснащен оборудованием радиотехнической разведки и связи (COMINT), включая бортовую радиолокационную станцию бокового обзора (SLAR) «Игла-1» и системы радиотехнической разведки SRS-4 «Ромб» и «Квадрат-2» «Вишня», а также камеру А-87П. Самолет Coot-B является воздушным командным пунктом и радиорелейным самолетом.

Учения Тихоокеанского флота России проходят на фоне возросшей напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно на Корейском полуострове, где произошли многочисленные запуски северокорейских ракет и совместные военные учения США и Южной Кореи. Региональная ситуация еще больше обострилась из-за противостояния Китая и США по поводу Тайваня. Несмотря на противодействие Пекина, Тайвань продолжает приобретать американское оружие, в то время как Китай считает остров частью своей суверенной территории.

Кроме того, Россия и Япония по-прежнему вовлечены в территориальный спор относительно Курильских островов. Токио оспаривает суверенитет Москвы над четырьмя островами архипелага, которые были захвачены Советским Союзом во время Второй мировой войны.

На фоне растущих экономических и политических проблем общий рост оборонного бюджета в Азиатско-Тихоокеанском регионе был ниже по сравнению с предыдущим десятилетием. Однако там, где произошел значительный рост, он был результатом утверждения крупных специальных бюджетов на оборону, например, в Японии и Тайване, которые обе увидят приобретение новейших самолетов специального назначения вместе с Австралией и Индией.