В центре сюжета данной истории находится исследователь по имени Владимир Пушкарев. Хотя он не самый широко известный специалист в области криптозоологии, его личный опыт вызывает значительный интерес. Владимир закончил Ростовский государственный университет, его специализация — геология. В ходе своей профессиональной деятельности он проводил много времени на севере, где в общении с местными жителями узнавал о существовании волосатых существ человекоподобной формы, с которыми местные сталкиваются довольно часто. Вот что он пишет о своем опыте: "Это случилось осенью 1972 года, когда я работал в Уст-Сильмском районе Коми АССР. Там я впервые услышал множество историй о диковинных лесных существах, якобы виденных местными в плотных лесах Заполярья. То, что их называют Лешим или Лешачихой, не означает, что это всего лишь суеверия или предрассудки. Историй такого рода очень много. Рассказывают о них самые разные люди: коми, русские, ненцы, как старожилы, так и те, кто случайно оказался в этих местах. Многие из них лично видели это существо."
Другие же много слышали о таких существах. Большинство описаний реалистичны и не содержат фантастических элементов. Таким образом, предполагается, что речь идет о существах, принадлежащих к нашему земному миру и имеющих обыденный внешний вид. Владимир Пушкарев настолько увлекся этой темой, что оставил геологию, поступил на биологический факультет и начал организовывать экспедиции для поиска реликтовых гоминидов. Основной район его поисков — Ямало-Ненецкий автономный округ. В своем отчете он пишет: "23 июля 1975 года мы отправились в Салехард. Оттуда арендовали моторную лодку, так как перемещение между населенными пунктами в этой местности возможно только по воде. Плывя по реке АБИ, мы искали место как можно ближе к Уральским горам. Нам показался подходящим для поисков Шурышкарский район с центром в поселке Мужи. Однако, прибыв в Мужи, мы практически ничего нового не узнали."
Во время нашего пребывания в Мужи, действительно, были услышаны некоторые истории, однако они обладали простым фантастическим уклоном, и не представлялись достоверными для серьезного рассмотрения. После этого мы направились вверх по течению реки Горная Обь до поселка Васяхово, который расположен еще ближе к южным склонам Урала. Здесь нам встретились истории более реалистичного характера. Район Шурышкар, где Владимир Пушкарев сосредотачивает свои усилия по поиску снежного человека, представляет собой заболоченные равнины, простирающиеся между нижним течением Оби и Полярным Уралом. Здесь проживают ханты, занимающиеся оленеводством, охотой и ловлей рыбы. Местные жители называют загадочное существо Куль и испытывают перед ним сильный страх, что затрудняет любые беседы о нем; часто они даже полностью отказываются обсуждать эту тему из-за своих суеверий. Тем не менее, некоторые жители, с которыми нам удалось поговорить, утверждают, что видели лесного человекоподобного обитателя, которого они именуют Куль, что в переводе звучит как черт, леший или лесной человек. В народных преданиях это существо с некоторыми фантастическими особенностями известно как Мек-Ики или Куран-Аби, что означает "двуногий черт".
Владимир Пушкарев делится своими наблюдениями: "Мы объехали Васяховский сельсовет, посетили деревню Усть-Вайкары и несколько маленьких населенных пунктов поблизости, а также места, где ханты занимаются рыбной ловлей. Разговаривали мы со многими рыбаками-хантами, и все они повторяли одно и то же. В местных лесах, по их словам, обитает загадочное существо, которое одни именуют чертом, другие — диким человеком, а третьи — великаном. Поскольку средний рост хантов составляет от 150 до 160 сантиметров, существо, высотой около двух метров, кажется им великаном, учитывая, что разница в росте среди людей обычно не превышает десяти сантиметров, а здесь она достигает сорока. Вот несколько историй, которые нам удалось записать. Рассказ одного из очевидцев, Булыгина из Усь-Цильмы, который вспоминает: 'В 1918 или в 1920 году, когда мне было около двенадцати лет, мы косили сено на Цильме, в десяти километрах от села. Там река расширяется и образует затопляемые луга, которые мы называем 'пониже'."
В тот день, когда мы косили траву, у нас была избушка по ту сторону реки, где мы останавливались во время работ. Вместе со мной там находились двое взрослых и несколько подростков. Мы были заняты стогованием сена на расстоянии примерно трехсот метров от речного берега. Было полденное время, когда стояла жара. Вдруг напротив нас, на другом берегу реки, появились две странные фигуры: одна маленькая и черная, другая — необычайно высокая, свыше двух метров ростом, серо-белого цвета. Обе фигуры напоминали людей, но в тоже время явно не были ими — это мы поняли сразу. Работа была брошена, и мы начали наблюдать за ними. Высокий был чрезвычайно высок, и там точно не могли быть люди, да и в их поведении было что-то нечеловеческое. Они начали обегать большое дерево ивы: большой убегал, а маленький гнался за ним. Казалось, они играли, перемещаясь с большой скоростью. Это продолжалось несколько минут, после чего они устремились к реке и скрылись в кустах дуба. Позже мы отправились на то место и обнаружили следы. Я хорошо помню след большого: он был очень велик, особенно выделялся большой палец, а пальцев было шесть, как мне показалось. Все пальцы были одной длины и немного разведены в стороны. Следы вели из воды, делали несколько кругов вокруг дерева и вновь уходили в воду. Это рассказал Тензианов, хант, ему 60 лет.
Однажды, около пятнадцати лет назад, в 1960-м или 1961-м году, в августе, я шел вдоль берега Большой Оби ночью. Со мной были две собаки, которые вдруг начали вести себя агрессивно: взъерошились, залаяли и бросились вперед, но вскоре вернулись, прижались ко мне и перестали лаять. Почти сразу из леса вышли два существа: одно высокое, более двух метров, другое пониже. Я испугался, так как их глаза светились красным, как угли. Когда они проходили мимо меня, их взгляды встретились с моим — глаза блеснули в темноте. На них не было одежды, тела были покрыты густой, но короткой шерстью, их лица и тела были черными. Лица напоминали человеческие, но с сильно вытянутыми чертами, похожими на собачьи. Руки у существ были длиннее человеческих. Их походка была необычной, не человеческой, они странно размахивали руками и слегка выворачивали ноги при ходьбе. Когда существа прошли мимо, собаки с воем и визгом устремились в поселок. Именно тогда я их увидел.
И вот еще одна история, рассказанная Иваном Павловичем Сельви из поселения Усть-Вайкары. В детстве, по его словам, кулей встречалось значительно больше. Он описывает Куля как высокое существо с большими темно-красными глазами и широким ртом, подбородок которого отличался большой широкой костью. Щеки у существа были морщинистые, и оно было полностью покрыто шерстью. Волосы на голове, как и на теле, были короткими. Иван Павлович видел его на расстоянии примерно пятнадцать километров от Усть-Вайкары около двадцати двух-трех лет назад, однажды осенним вечером. Они с друзьями шли за водой, когда увидели Куля, стоявшего в пятидесяти метрах от них, осматривающего окрестности, голову держа высоко поднятой. Ноги у существа были разных цветов, шерсть покрывала все его тело, включая лицо и голову. Он постоял немного, а затем отправился по льду на другой берег. Лед под его тяжестью трещал. Рост Куля превышал два метра, ноги были толстые, ступни — широкие и большие. Он шел, задрав голову и широко разводя руки в стороны. По словам стариков, Куль боялся воды и жил в лесу под деревьями. Зимой он не мерз, находя укрытие под крупным деревом, где ему было тепло. Кули не разговаривают, они лишь издают писклявые звуки.
Очевидец по имени Петров, директор завода по переработке сырья, рассказал следующее. Весной 1945 года он плавал по реке Вайсала к Непкинским пескам, месту, которое у хантов считается несчастливым. Он остановился на берегу, чтобы расставить сети. После ловли немного рыбы он развел костер, повесил на него котелок с рыбой и ушел проверить сети. Вернувшись через двадцать минут, он обнаружил, что костер погашен, котелок лежит в стороне, а рыба — на песке. Петров заново развел костер, снова повесил котелок и ушел к сетям. Возвращаясь через пятнадцать минут, он увидел ту же картину: костер погашен, котелок и рыба лежат по разным сторонам. В третий раз он развел костер, поставил котелок и спрятался в траве рядом. Из густого ельника и березняка вдруг вышел человек огромного роста, весь в черной шерсти, который подошел к костру, расстоптал его, отбросил котелок ногой и одним шагом исчез в лесу. Очень испугавшись, Петров бросил все и побежал к врачу, который после осмотра заверил его, что он здоров и трезв.
В 1977 году он представил доклад на семинаре, посвященном вопросам реликтового гоминида, призывая всех ученых и исследователей, занимающихся этой темой, аккумулировать любые данные о данном существе, даже те, которые могли показаться слишком фантастичными, напоминать фольклор или простые выдумки. С моей точки зрения, это подход крайне продуктивный в контексте научных исследований. Даже в случае, если реликтовые гоминиды окажутся мифом, такой метод позволяет сохранить народное устное наследие. Мифы, легенды, сказания, демонологические представления о лесных обитателях, которые иначе могли бы исчезнуть. Владимир Пушкарев организовал множество экспедиций в Шурышкарский район, который, по его словам, был наиболее богат на убедительные свидетельства. Также он посещал Надымский район и даже Центральный Тянь-Шань. Он записал множество свидетельских рассказов, некоторые из которых звучали весьма правдоподобно, а другие были явно фантастическими и сказочными, но все они были зафиксированы в его записях. И вот мы подходим к самым таинственным и необычным событиям.
В 1978 году Владимиру Пушкареву поступило известие о том, что существо, объект его поисков, часто замечают в определённой местности, и ему обещают устроить встречу с ним. Чтобы воспользоваться этим шансом, он должен был немедленно прекратить все текущие занятия и отправиться в экспедицию, что он, без колебаний, и сделал. Это таинственное извещение направило его в район озера Ярато, расположенного в бассейне реки Холга. Пушкарев собрался в путешествие в спешке, опасаясь упустить уникальную возможность. Из-за срочности этого дела он отправился в путь в одиночку, при этом с некачественным снаряжением. В своё последнее путешествие в октябре 1978 года он направился по уже остывающей реке на надувной лодке, одетый в легкую куртку и резиновые сапоги, без сопровождения. Кроме того, в эту поездку Пушкарев не взял с собой ни ружьё, ни топор, ни даже нож. Это был не юноша, мечтающий о научной фантастике, а опытный геолог с многолетним опытом работы в тайге. Единственное объяснение его поведения, которое мне видится, заключается в том, что местные жители, обещавшие устроить встречу, могли запретить ему брать с собой что-либо, что можно было использовать как оружие, опасаясь, что исследователь захочет добыть шкуру или скелет существа. Известно также о случае с Мирежинским, который пытался выстрелить в снежного человека. В любом случае, Владимир Пушкарев из этой экспедиции не вернулся, точнее, бесследно исчез. В разное время в трех различных местах на реке Хулге были найдены его резиновая лодка, палатка и спальный мешок. В старом кострище обнаружили обгоревшую пачку соли и пару носков. Что стало причиной гибели Владимира Пушкарева? Было ли это безумие, таинственные доброжелатели, перевернувшаяся лодка, или настоящая встреча с неизведанным? К сожалению, ответа на этот вопрос мы уже не найдём. Что думаете?