ИСТОРИЯ ЗНАЕТ ДВУХ ГЕНИАЛЬНЫХ ХУДОЖНИКА С ИМЕНАМИ МИКЕЛАНДЖЕЛО - БУОНАРОТТИ: ТОТ САМЫЙ, РАСПИСАВШИЙ СИКСТИНСКУЮ КАПЕЛЛУ В ВАТИКАНЕ И ИЗВАЯВШИЙ ЗНАМЕНИТОГО ДАВИДА, И КАРАВАДЖО, КОТОРЫЙ СОВЕРШИЛ ПЕРЕВОРОТ В ЖИВОПИСИ, ВНЕДРИВ ТЕХНИКУ СВЕТОТЕНИ И ПОВЛИЯВШИЙ НА ТВОРЧЕСТВО МНОГИХ ЗНАМЕНИТЫХ ХУДОЖНИКОВ ВПОСЛЕДСТВИИ.
Хотя правильнее бы называть тогда Караваджо не по имени итальянского городка на севере, неподалеку от Милана, а по родовой фамилии - Меризи. Но, согласитесь, Караваджо - красивее и как-то более представительнее, тем более одним из титулов тогдашних правителей Милана Сфорца был и титул маркиза да Караваджо.
О Караваджо написано очень много, поэтому не будем вдаваться в подробности, как биографические, так и искусствоведческие. Отметим только, что у него с детства был огненный темперамент и взрывной характер, благодаря чему он мог поссориться на ровном месте с любым человеком, постоянно попадал в опасные ситуации, что в конечном счете и повлияло на его трагическую смерть.
Остановимся же на некоторых интересных моментах из жизни Караваджо и некоторых особенностях его творчества.
Особенностью же творчества Караваджо, помимо техники светотени, было то, что он не писал картины по памяти, а всегда использовал натурщиков: в качестве женщин - римских проституток, поэтому большинство его женских образов, будь то Мадонны или святые, писаны с местных куртизанок. Для написания же мужских образов Караваджо в качестве натурщиков приглашал простолюдин с улицы, своих знакомых или писал картины со своих любовников.
Вот эта знаменитая его картина "Юноша с корзиной фруктов" написана с Марио Миннити, юноши с которым Караваджо познакомился еще в Милане, а потом прибыл с ним в Рим, и который, по мнению большинства биографов Караваджо, был его любовником:
С Марио Миннити судьба столкнет Караваджо и намного позже, уже в конце жизни, когда тот бежит с Мальты от мальтийских рыцарей на Сицилию. И не к кому-нибудь, а именно к Миннити, который тогда уже был неплохим художником, последователем Караваджо (караваджист) и который к тому времени был уже женат, причем трижды, и что примечательно - не разводясь с женами предыдущими. За это Миннити обвиняли даже в многоженстве. А по одной из версий с Мальты Караваджо бежит именно при помощи своего бывшего любовника, который прибыл на Мальту, чтобы спасти Караваджо и вытащил того из ямы, куда был посажен рыцарями мальтийского ордена за то, что набил морду одному высокопоставленному служителю ордена.
Прибыв в Рим с Марио Миннити, Караваджо поступил на службу в качестве подмастерья к известному тогда в Риме художнику Джузеппе Чезари (имевшего еще и прозвище Кавалер д'Арпино), который также славился своей любовью к молодым подмастерьям, но бравшийся за любую работу, особенно для Ватикана или для богатых его кардиналов. В одной из таких работ Джузеппе Чезари пририсовал фиговый листок Адаму не только спереди, но и сзади, так как в то время в Ватикане жестко боролись со всякими непристойностями. За это Чезари сразу посвятили несколько стихов местные острословы, самый приличный из которых такой:
Известно, грешников ждёт ад,
И бравый кавалер д'Арпино
Решил прикрыть Адаму зад,
Рисуя фресками картину —
Листочек фиговый приклеил
И сплетни о себе развеял.
После Караваджо уходит от Джузеппе Чезари к кардиналу Франческо дель Монте, который ранее уже заметил картины Караваджо и даже купил несколько, например, вот эту - "Шулера":
И в конце 1594 года кардинал дель Монте приглашает Караваджо жить к себе на виллу и дает ему все необходимое для творчества. Сам же кардинал был известен в Риме не только своей любовью к искусству, но и любовью к молодым людям. На вилле дель Монте женской прислуги не было никакой, дамы не приглашались в качестве гостей, а на пышных приемах, которые устраивал кардинал танцевали молодые юноши, зачастую в женском обличии и пел хор кастратов.
Дель Монте не только дает кров Караваджо и вводит его в свет знатных сеньоров Рима, из-за чего Караваджо стал получать высокооплачиваемые заказы, но и сам покупает у него работы. Одна из них - "Лютнист" (у Караваджо их было несколько):
В доме дель Монте у Караваджо проблем с натурщиками не было и он пишет ряд работ, разрушающих все святые каноны церкви, да еще и во время Контрреформации, когда эти каноны все более ужесточались.
Стиль Караваджо становится все более узнаваем, особенно тогда, когда он ссорится с Марио Миннити и кардиналом дель Монте. Вот, например, - Жертвоприношение Исаака:
И тогда появляется серия Иоаннов Крестителей, написанных, ну совершенно, не по католическим церковным канонам.
Юный Иоанн Креститель, 1601 (натурщиком здесь был его новый фаворит, 14-летний Чекко, бывший также его учеником и ставший позже неплохим художником):
Иоанн Креститель, 1602 (возможно это не Караваджо):
«Иоанн Креститель (Иоанн в пустыне)», 1604-1605:
«Иоанн Креститель", 1604:
С 90-х годов 16 века начинается пик творчества Караваджо, который был прерван его внезапной кончиной 18 июля 1610 года. Обстоятельства же ее также очень интересны и полностью отражают тот образ жизни, который вел гениальный художник.
В течении всей жизни между написаниями своих картин Караваджо постоянно ввязывался в разные неприятные ситуации, из-за чего попадал неоднократно в тюрьму, дрался, избивал как простых граждан, так и знатных людей и даже кардиналов, и уходил в многодневные кутежи. Но ему всегда удавалось выходить сухим из воды и избегать наказаний, благодаря своим многочисленным покровителям.
Один скандал довел его все же до гробовой доски.
29 мая 1606 года Караваджо спешно бежит из Рима, так как зарезал там прилюдно Рануччо Томассони. Зарезал не просто, а, вообще то, хотел его кастрировать, но промахнулся и попал в бедренную артерию.
Кем был этот Рануччо? По одной версии, он был одним из натурщиков Караваджо, с которым у него вышел конфликт из-за одной римской проститутки, с которой оба имели отношения. По другой же версии, Рануччо Томассони принадлежал к знатному аристократическому римскому роду и одновременно был сутенером римских проституток.
Встретившись 29 мая за игрой в мяч с Томассони, Караваджо ему проиграл, тот потребовал оплаты долга, но Караваджо отказался. Завязалась словесная перепалка, в ходе которой Томассони всячески обозвал Караваджо, в том числе и рогоносцем, так как имел отношения с той же проституткой,что и художник. Караваджо, как обычно, вспылил, выхватил шпагу и убил Томассони.
Караваджо пришлось бежать в Неаполь, где он укрывается у своих покровителей - семьи Колонна. Там он пишет ряд работ, как для Колонна, так и для местных заказчиков, в том числе и церквей. Например, вот этого Давида, написанного для Колонна:
В качестве Голиафа Караваджо изобразил себя.
Потом он бежит на Мальту, где даже вступает в Орден Св. Иоанна - орден мальтийских рыцарей. Но здесь опять конфликтует уже с одним из руководителей ордена и оказывается посаженным в каменный мешок, откуда он чудесным образом бежит на Сицилию к своему бывшему любовнику Марио Миннити.
Все это время Караваджо надеется на прощение Римского Папы и на заступничество кардинала Боргезе - страстного поклонника своего творчества и самого крупного собирателя его картин. Для Боргезе он пишет множество полотен, желая просто купить себе прощение. Он едет опять в Неаполь, снаряжает лодку с написанными картинами, чтобы отплыть в Рим, но оказывается арестованным местной таможней и на сутки попадает в тюрьму. Выйдя из нее, он пытается эту лодку найти по дороге из Неаполя в Рим и в городке Порто-Эколе и умирает 18 июля (по другой версии 15 августа) 1610 года.
И здесь опять возникают несколько версий его смерти.
Официально он умирает от лихорадки в местной больнице. Но другие исследователи говорят, что его настигли наемные убийцы, то ли от мальтийских рыцарей, то ли от семьи Томассони, тем более, что эти убийцы действительно были. Так как ранее, в октябре 1609 года он уже пережил их нападение и серьезно пострадал.
Микеланджело Меризи да Караваджо на момент смерти не было даже 39 лет.
Он всегда писал с натуры и никогда - по памяти. И он никогда не подписывал и не датировал своих работ. Известно только лишь несколько работ позднего периода, подписанные лично рукой Караваджо.
И под конец - моя любимая у Караваджо - "Нарцисс у ручья", написанная для Чириако ди Маттеи ближе к 1599 году:
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!