Найти в Дзене

Кем можно работать в туризме в 2024? 10 интересных профессий, где можно найти себя

Оглавление

В нулевых работать в туризме было очень престижно! Помню, мне говорили, что без блата туда не попасть. Ничего подобного! Такой проблемы у меня никогда не было, причем должности всегда были хорошие, а обязанности очень интересные.

Чем привлекала, да и до сих пор привлекает людей работа в туризме?

Во-первых, возможностью путешествовать! Так ли это? И да, и нет. Смотря, чем будете заниматься. Но чаще все же да. Сейчас это чуть сложнее, а раньше было просто. Я объездила очень много стран, не платила за это, да еще и зарплату с командировочными получала!

Во-вторых, это интересная, не рутинная работа, хотя и здесь есть свои сложности и подводные камни.

Да, работа в туризме никогда не входила в число высокооплачиваемых. Но зато люди, которые получали больше, в среднем путешествовали намного меньше, чем работники туриндустрии!

Итак, чем заниматься в туризме, чтобы это было интересно? Начнем с банального:

1. Менеджер по туризму в турагентстве

Тут, кажется, все понятно. Сидит такой менеджер в красивом офисе и продает туры по всему миру от туроператоров. Общается с клиентами, выслушивает их запрос и старается максимально его удовлетворить. Он же сопровождает клиента на протяжении всего путешествия, то есть помогает решать возникающие вопросы, конфликты, проблемы. Кажется, что такие офисы канули в прошлое? И сейчас можно заказать тур, не выходя из дома? Более того, зачем эта прослойка в виде турагента, которому еще и процент отдавать надо? Самому все можно сделать! Так, да не так. Кстати, многие турагенты работают не в офисе, а из дома. Но, как правило, они имеют свою клиентскую базу и у них покупают люди, которые им доверяют. Может куда-то проще и дешевле организовать тур самому! Но раньше, да и сейчас, пакетные туры неизменно были дешевле в турагентствах. Да, эти банальные "пять звезд, все включено, Турция/Египет/ОАЭ/Греция". И прибыль свою турагент получал вовсе не от клиента, а от оператора, чьи туры продавал. Раньше она могла составлять от 7 до 15 процентов. Говорят, сейчас все очень сократилось. Почему нельзя покупать напрямую у туроператоров? Крупные туроператоры предпочитают работу B2B, что называется. То есть с юрлицами, а не с частными. При их объемах - это проще. Иногда такие туроператоры открывают одноименные подшефные агентства или продают франшизу. Клиенту кажется, что он идет к оператору, потому что видит знакомое название, но это не так.

Но вернемся к работе. Турагент должен ориентироваться в разных направлениях. Наиболее популярные ему следует знать подробно, смотреть известные курорты, отели, читать отзывы, вникать. Уметь общаться с туроператорами, задавать нужные вопросы. Уметь понять клиента, его запрос и не просто выполнить ТЗ, а и самому что-то посоветовать. Знать все от отелей для тусовщиков до эксклюзивных вилл. Работа нервная - это да. Раньше, еще давно, мне казалось, что когда люди приходят выбирать путевку и бронировать отдых, то они непременно должны быть в хорошем настроении, а вокруг них порхать розовые пони. Это не всегда так! В качестве бонуса - рекламные туры в разные страны, где смотрят курорты, отели, города и достопримечательности. Если ехать в страну вроде Турции или Египта, то там может быть по 10 отелей в день. Если ехать на Мальдивы, то по одному отелю в день, в котором и будете жить. Да, проживание всегда в хороших отелях, питание включено. Есть и вип-туры для директоров агентств, где все по высшему разряду. По факту и менеджер может поехать в них. Стоимость рекламника - цена билета. Иногда менеджер оплачивает его сам, иногда агентство.

2. Менеджер по туризму в туроператорской компании

Туроператор - это тот, кто продает туры турагентству. Там обычно есть отдел продаж, бронирования, авиаотдел, отдел продвижения, отдел тарификации и визовый отдел. Туроператор работает напрямую с иностранной принимающей стороной, потому надо знать хотя бы английский. Часто его достаточно. Но знание лишнего языка всегда будет плюсом! Следует быть коммуникабельным, обращать внимание на детали - не путать время, даты, уметь правильно перепечатать фамилию из паспорта. Все это не мелочи и подобные ошибки могут вылиться в большие суммы! Надо помнить, с каким сроком действия паспорта можно въезжать в ту или иную страну, какой пакет документов необходим для визы, где требуется прививка от желтой лихорадки. Как правило, в отделе продаж менеджеры являются специалистами по нескольким странам или региону. Но специалистами хорошими - многое видят сами! Такие и маршруты могут разработать и знают с какими отелями лучше сотрудничать. Они же могут проводить презентации для турагентов и возглавляют рекламные туры. Менеджеры, которые руководят рекламным туром, летают обычно бесплатно.

3. Представитель авиакомпании

Россия работает со многими авиакомпаниями и у ряда из них есть офисы в Москве. Таким офисам обычно требуется русскоговорящий представитель и другие работники. Обязанности представителя заключаются в том, чтобы ходить по туроператорам и крупным агентствам, рекламируя свою авиакомпанию, напоминать о ней лишний раз, проводить презентации, устраивать мероприятия, участвовать в выставках. Можно сказать, что раскрученные авиакомпании не нуждаются в рекламе. Все так. Но поддержание имиджа нужно всегда! Такой представитель должен хорошо знать английский язык - ведь в иностранной компании работает, приходится с иностранными коллегами общаться, переписываться, работать с документами. Такие представители часто летают в страну, где базируется эта авиакомпания на тренинги, митинги и т.д. В качестве бонусов компания может предоставлять скидку при перелете на отдых или предлагать билет формата stand by. Это когда ты приезжаешь в аэропорт и ждешь. Если самолет не загружен полностью, то билет получишь за стоимость сбора. А если нет, то нет. Но, как правило, работники знают, какие рейсы будут более или менее свободными и благополучно улетают за 30 процентов от стоимости билета.

4. Представитель цепочки отелей

Работа представителя цепочки отелей очень похожа на представительскую деятельность в авиакомпании. Какой-то отель или цепочка отелей имеют свое представительство в Москве, где им нужен сотрудник. Схема та же - общение с операторами, агентствами, презентации, выставки, участия в мероприятиях, посещение отелей. А находятся они чаще всего в совершенно замечательных местах - Мальдивы, Сейшелы, Маврикий, Бали и т.д. Хорошее знание английского языка - обязательно!

5. Гюст рилейшенз, русскоговорящий представитель в отеле

А это уже работа за границей. Разумеется без английского не обойтись, но устроиться не так уж сложно. Почти везде, где я бывала, в крупных отелях встречала русскоговорящих представителей, потому что считается, что русские, в массе своей, хорошо не знают английского. И чтобы отдыхать им было комфортно, нужен представитель на родном языке, которые про отель расскажет, про услуги, на возникающие вопросы ответит, проблемы решит, по курорту и городу подскажет. Такие представители не редкость в Турции, но, поверьте, на далеком Лангкави и даже Тиомане я тоже их встречала! Проживанием обычно обеспечивает отель. Если он где-то в городе, то можно снять жилье самостоятельно, на свой вкус - какую-то часть компенсируют. На островах это сделать сложнее, но на территории отеля, как правило, есть жилье для персонала. Чем лучше отель, тем лучше жилье! Раз в год оплачивается поездка домой. Обычно оплачивают и перелет до места работы, если онлайн собеседование прошло удачно. Визу так же спонсирует работодатель. Вообще условия везде разные и надо смотреть на тот пакет, что предлагают. Больших денег, может, и не заработаешь, но раз жилье и питание предоставляется, то зарплата почти вся остается. К тому же, это отличный опыт и строчка в резюме!

6. Сопровождающий группы в поездках по России и за границу

Иногда человека на такой должности ошибочно называют экскурсоводом. Но это не так. Как правило, в обязанности сопровождающего группы входит собрать группу на месте, проверить документы, рассказать о поездке, посвятить во все детали. Можно что-то рассказать о месте/городе/стране, которые планируется посещать, но, как правило, это общая информация. Гид отвечает на возникающие организационные вопросы и помогает решать их, расселяет людей в отеле, смотрит, чтобы на остановках никто не потерялся и не отстал от автобуса. А гиды, как правило, в каждом городе и у достопримечательности - свои, местечковые.

Такая работа дает возможность путешествовать, общаться с людьми. Она совершенно не рутинная. Но это большая ответственность, потому что в поездке не все зависит от гида. Есть водители, экскурсоводы, персонал отелей. Где-то может быть закрыта достопримечательность, где-то опоздает экскурсовод, иногда отель долго не заселяет, потому туристы не всегда в хорошем расположении духа. Задача гида все эти ситуации решить и сгладить.

7. Экскурсовод

А это как раз тот человек, который рассказывает про достопримечательности. Обычно экскурсоводы имеют лицензию на проведение экскурсии на каком-либо объекте. Бывает, что экскурсовод работает частным образом, раскручивая себя через соцсети или предлагая услуги туристическим компаниям. Работа за границей тоже обычно требует лицензии. Когда я работала гидом в Куала-Лумпуре, то сотрудничала с туристической компанией, которая привлекала меня для работы с индивидуальными туристами - я могла быть гидом для небольшой компании до 6-7 человек. Если народу было больше, то назначался так называемый "спящий гид", то есть человек с лицензией, как правило, местный. Он просто сидел рядом с водителем и даже на экскурсиях никуда не выходил, получал свой гонорар и, в случае чего, мог сказать, что он самый что ни на есть специалист, а потому закон соблюден!

Экскурсоводом куда-то, особенно в раскрученное место, устроиться сложнее, чем тем же менеджером в офис! Но сложно - не значит невозможно!

8. Консьерж-сервис в туризме

В обязанности менеджера консьерж-сервиса входит бронировать для сотрудников различных компаний и руководства билеты в командировки, выбирать подходящие отели, делать визы, находить специалистов за границей, которые могут пригодиться в поездке. Здесь надо быть внимательным, пунктуальным, въедливым и жадным до деталей. Как правило, такие поездки носят эксклюзивный характер и обходятся недешево! Никаких просчетов быть не должно! А уж если такое произошло, то нужно уметь сделать все возможное, чтобы в кратчайшие сроки исправить ошибки. Тут надо сотрудничать с авиакомпаниями, туроператорами, отелями, знать выходы на руководителей и тех людей, которые могут быстро помочь, сориентировать, если надо. Конечно следует знать английский и уметь сотрудничать с иностранной стороной. Работа нервная, но интересная! Порой приходится решать вопросы из серии "пойди туда, не знаю куда и принеси то, не знаю что".

9. Аниматор

Тут все просто! Аниматор - это тот человек, который развлекает детей и взрослых на курорте. Уровень зависит от отеля, в котором действие происходит. В огромных пятизвездочных отелях аниматоров отбирают не хуже чем на кастинге Фабрики звезд! А какие шоу они там ставят! И получают соответственно. Где попроще, достаточно уметь общаться с людьми, быть веселым, шустрым, активным. Отличная способность уболтать человека пойти на аквааэробику, когда ему хочется лежать пластом на лежаке с кружкой пива. В общем, вы поняли. Ценятся и те, кто умеет ладить с детьми. Но детей занять проще - им обычно все нравится, а еще они ценят искренность! Курорты нашего юга тоже приглашают аниматоров. Можно и за границей попытать свое счастье. В некоторые крупные отели аниматоров нанимают через туроператорский компании - собеседование обычно проходит в офисе, дорога оплачивается. Но в основном можно искать эту вакансию в отелях напрямую.

10. Специалист по продвижению в туроператорских компаниях

Эта работа чем-то напоминает представительскую в авиакомпаниях и отельных цепочках, только представлять нужно туроператора. И такая работа в разы интереснее! В какой-то момент в той же авиакомпании говорить одно и то же и проводить одну и ту же презентацию в конце концов надоедает. В отелях интереснее, но тоже мало вариантов для маневра. Представлять туроператора - это представлять разные направления, порой, континенты, страны, регионы, города, острова. Знать и изучать приходится много, но это очень интересно! Мероприятия в дорогих отелях, посольствах, ресторанах. В те времена, когда работала я, на это не жалели денег. Подозреваю, что сейчас ситуация чуть иная, но тоже есть свои плюсы. Кстати, таких представителей так же отправляют в рекламные туры - ведь они должны знать все на свете! Подходит для тех, кто обожает общаться, обучать, сам узнавать новое, во все вникать, переваривать большие объемы информации.

Работать в туризме интересно! Действительно, скучно не будет! Стрессоустойчивость нужна потрясающая! Впрочем, научитесь! А главное, чтобы работать в туризме, не нужно специальное образование. Разве что лицензия для гида. Да и то, порой, можно обойтись. На моем пути в туризме, в России и за границей, мне встречались люди из технических, экономических, юридических вузов, из медицинских. Про последние я думала - зачем было получать такое фундаментальное образование, если в туризме важны лишь коммуникабельность, умение общаться, а все остальное легко можно изучить? Но, разочаровавшись в медицине, люди шли в туризм за романтикой!

Какие-то работы требуют знание английского. Я никогда не знала его в совершенстве и на уровне Fluent, что называется, но легко обходилась разговорным. Если не боитесь говорить, то все получится, а остальное - обязательно приложится!

А еще туризм - это секта, которая затягивает. И не стоит слушать тех, кто считает, что все менеджеры канули в лету и турист может все сам. Жизнь показывает, что не может! А если и могут, то не все. Потому на каждого турагента найдется свой клиент!

Курорты
2876 интересуются