Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 16 сентября 1942 года, в четыреста пятьдесят второй день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью: Вторая Мировая: день за днём. 15 сентября 1942 года. Четыреста пятьдесят первый день Великой Отечественной войны.
Продолжим!
На демянском направлении (хронология здесь) советские войска в очередной раз попытались атаковать противника в агломерации Демянск-Холм, однако вновь из-за недостатка сил потерпели неудачу. После боёв, длившихся несколько суток наступило новое перемирие.
Несмотря на неудачу части РККА на этом участке фронта продолжали сковывать достаточно крупную группу вражеских войск.
На южном участке фронта (хронология здесь) во время операции советских войск при попытке освобождения города Воронежа соединения 38-й, 40-й и 60-й армий не смогли нанести поражение противнику и добиться поставленных задач. Более того ожесточённое сопротивление немецких частей привело к большим потерям РККА. В итоге по результатам первых суток сражения Красной Армии удалось выбить Вермахт лишь с нескольких улиц города силами 40-й армии и с одной деревни и находившейся неподалёку частями 38-й, 60-я же армия и вовсе увязла в боях и продвижения не имела.
Однако чтобы развить хотя бы какой-то успех, командование Воронежского фронта приняло решение ввести в бой свой сильный резерв - 25-й танковый корпус (генерал-майор П. П. Павлов), но на его передислокацию потребовалось несколько часов.
Под Воронежем от огня артиллерии противника погиб замкомандующего 60-й армии по тылу генерал-майор М. М. Иванов. О Михаиле Михайловиче я кратко уже рассказывал в этом материале.
В Сталинграде советские войска, получив подкрепления и чтобы попытаться восстановить положение после отхода с ряда значимых позиций в течение прошлых дней, а также учитывая большие потери противника нанесли контрудар в центре города, в ходе ожесточённых боёв к концу дня взяли обратно под свой контроль Мамаев курган, однако далее сами также продвинуться не смогли. Несколько попыток вернуть высоту немцам не удались.
Учитывая оперативную обстановку немецкое командование полностью возложило всю ответственность за ход операции по взятию Сталинграда на генерала танковых войск Ф. Паулюса. Ему из 4-й танковой армии передавался 48-й танковый корпус, действовавший с юга, один из сильнейших её ударных кулаков. Более того, чтобы развить успех в месте прорыва в центре города на этот участок начали перебрасываться соединения, которые можно было бы снять с флангов.
48-й корпус Вермахта был создан в январе 1941-го года как изначально армейский, но перед нападением на СССР переформирован в танковый. Изначально наступал на территории Украинской ССР, ведя бои в районе Киева, Умани, Кременчуга. Далее выполнял задачи в районе Курска, Воронежа и Сталинграда. Избежал окружения, участвовал в попытке деблокады 6-й армии, а затем в Курской битве. После чего оборонительные бои в центральной и западной частях Украинской ССР, в Польше и Германии. С падением Рейха сам капитулировал и прекратил своё существование. Всего им командовали двенадцать командиров, самыми известными из которых были генералы Г. Балк, В. Неринг, В. Кемпф, Г. Эбербах.
На Северном Кавказе (хронология здесь) руководством СССР принято решение о срочном начале возведения новых оборонительных районов на подходах к городам Махачкала, Дербент и Баку.
Это было сделано в первую очередь не для защиты данных населённых пунктов, а для недопущения быстрого выхода немецких танков по дороге в Баку в случае прорыва Вермахта в Дагестан через Грозный. Это был самый короткий путь к главной цели ГА "А".
Всего к строительству в принудительном порядке мобилизовывалось примерно сто тысяч человек местного населения.
И. В. Сталину лёг на стол перевод с немецкого языка трансляции по радио в Германии, где говорилось о том, что город Сталинград взят Вермахтом, а сам Советский Союз рассечён на северную и южную части, которые вскоре погибнут...
Исполнился 51 год командующему подводным флотом и будущему рейхспрезиденту Германии адмиралу К. Дёницу.
Карл Дёниц кадровый офицер военно-морского флота. Сначала служил на крупных надводных боевых кораблях, затем прошёл подготовку и стал капитаном подводной лодки. Во время Первой Мировой войны потопил четыре транспорта противника, однако его подлодка сама получила тяжёлые повреждения и сдалась вместе со своим командиром в плен англичанам. Менее чем через год, по окончании боевых действий освобождён, восстановлен в ВМФ. Постепенно рос по служебной лестнице, пока не стал командовать всем подводным флотом (должность меняла свои названия). В начале Второй Мировой войны предложил идею борьбы с флотом Великобритании с помощью строительства большого количества подводных лодок в ущерб надводным силам и массового уничтожения танкеров, что лишило бы противника топлива для его боевых кораблей. Помимо этого разработал тактику создания и атак противника группами подлодок ("волчьими стаями"). Получил Рыцарский Крест, а чуть позже и Дубовые листья. В начале 1943-го командующий Кригсмарине в высшем морском звании Гросс-адмирала. В последние месяцы войны уделял большое внимание эвакуации мирного населения, даже в ущерб проведению боевых операций. После смерти Гитлера по его завещанию со 2 мая 1945-го сформировал новое правительство, стал рейхспрезидентом и командующим вооружёнными силами Германии. Именно по его распоряжению уже ставшие подчинёнными генерал-полковник А. Йодль и генерал-фельдмаршал В. Кейтель подписывали акты о капитуляции 8 и 9 мая. Однако 23 числа арестован американскими военными. На Нюрнбергском трибунале получил десять лет тюремного заключения, которые полностью отбыл. После выхода на свободу вёл спокойный образ жизни. Автор военных мемуаров. Умер в 1980-м году.
Исполнилось 40 лет советскому авиаконструктору Н. И. Камову.
Николай Ильич родом из Иркутска. В юношестве проявил себя очень талантливым учеником в училище и институте, особо обращая внимание на точные науки, при этом обратил особое внимание на авиацию. Получив образование уехал в Москву, где работал на нескольких авиационных предприятиях. В 1929-м году стал одним из разработчиков первого в СССР подобия современного вертолёта - автожира. Конструкция такого летательного аппарата оказалась вполне удачной, а после различных испытаний машина получила большой интерес у советских ВВС и ВМФ, поэтому через десять лет было решено построить отдельное предприятие (в будущем ОКБ имени Н. И. Камова) разрабатывавшее и изготавливавшее бы автожиры, а Николай Ильич стал его главным инженером. После Второй Мировой войны такие машины получили своё официальное название "вертолёт", а Н. И. Камов стал в СССР фактически прародителем советского вертолётостроения. При нём была создана целая линейка весьма успешных боевых и гражданских машин, начали строиться другие заводы для производства такой техники. Сам же авиаконструктор был награждён Золотой Звездой Героя Соцтруда и ещё четырьмя орденами. Умер в 1970-м году.
Первый опытный (несерийный) советский вертолёт Ка-8. 1947-й год.
Пожалуй самый известный вертолёт серии Ка - разведывательно-ударный Ка-52 "Аллигатор".
Исполнилось девятнадцать лет будущему сингапурскому политику Ли Куан Ю.
Ли Куан Ю в 1945-м году закончил учёбу в университете и уехал в Великобританию, где вскоре с отличием закончил правовой и экономический факультеты местных высших учебных заведений. Вернувшись на родину начал работать юристом, вскоре став одним из инициаторов отказа англичанами колониального статуса Сингапура и Малайзии. Пытался объединить все бывшие английские территории в Индокитае в одно независимое государство, но потерпел неудачу, в результате чего Сингапур стал самостоятельной страной. В 1954-м году создал политическую партию, которая через пять лет стала правящей, после чего Ли Куан Ю на протяжении тридцати одного года стал премьер-министром и фактически главой государства. Был одним из руководителей "сингапурского экономического чуда", во время реализации которого беднейшее государство превратилось в экономически развитое с очень высоким уровнем доходов населения, сделав ставку на образование и мировые передовые технологии. Далее ещё на протяжении двадцати лет работал наставником при правительствах своих преемников. Умер от тяжёлой болезни в 2015-м году.
Опубликована очередная сводка Совинформбюро.
Утреннее сообщение:
В течение ночи на 16 сентября наши войска вели бои с противником западнее и юго-западнее Сталинграда и в районе Моздок. На других фронтах существенных изменений не произошло.
Ниже публикуются выдержки из записной книжки немецкого офицера, убитого на Западном фронте:
«Наша дивизия состоит из остатков разгромленных частей. В этом месяце дивизию снова сильно потрепали. Большие потери понесла пехота от снайперского огня русских. Недаром нам в Вердене читали лекции о русских снайперах.
Война против России напоминает мне авантюру... Господа командующие переоценили собственные силы. За это мы уже жестоко поплатились. Приближается зима. Солдаты и офицеры всё чаще и чаще заводят речь о великом зимнем отступлении. Люди пережили тогда нечто ужасное. До сих пор они еще не могут отделаться от тяжёлых воспоминаний.
Ночью русские атаковали наш левый фланг. Атакам предшествовал очень сильный артиллерийский обстрел. У нас большие потери. Погиб мой старый друг лейтенант Биттнер... Впереди я не вижу ничего радостного».
Югославские патриоты добились новых успехов в борьбе против немецко-итальянских захватчиков. Итальянцы направили крупный отряд в помощь своему гарнизону, осаждённому в городе Удбине. Партизаны внезапно напали на этот отряд и истребили около 400 итальянских солдат и офицеров. В бою за город Н. партизаны истребили 140 итальянских оккупантов и захватили 106 винтовок, 8 пулемётов, много боеприпасов и продовольствия. В начале сентября патриоты пустили под откос бронепоезд неприятеля.
Вечернее сообщение:
В течение 16 сентября наши войска вели ожесточённые бои с противником на северо-западной окраине Сталинграда и в районе Моздок. На других фронтах существенных изменений не произошло.
Советские лётчики в воздушных боях сбили 32 немецких самолёта.
Добровольно сдавшийся в плен солдат 377 артполка 377 немецкой пехотной дивизии Франц Г. рассказал: «Я был свидетелем жестокого обращения немецких солдат и офицеров с советскими военнопленными и гражданским населением. Недавно во время марша одно орудие застряло в грязи. По распоряжению командира батареи пригнали группу раненых пленных красноармейцев и заставили их вытаскивать орудие. Обессилевшие от ран и потери крови, они ничего не могли сделать. Тогда вахмистр Шмидеке нагайкой избил русских до полусмерти. В деревне Слобода пьяные солдаты перекололи штыками пять крестьянских семейств. Я заходил в избы и сам видел изуродованные трупы родителей и детей. В селе Никольском был расстрелян старый крестьянин за то, что он не снял шапки перед офицером».
Немецко-фашистские захватчики, чтобы прокормить население Германии, грабят продовольствие у крестьян порабощенных ими стран. В провинции Брабант (Бельгия) гитлеровские чиновники оштрафовали и привлекли к суду за несдачу зерна несколько тысяч крестьян. Много крестьян арестовано, а их хозяйства реквизированы. Немецкие власти производят в деревнях массовые обыски и насильно отбирают весь хлеб, который им удаётся найти. В ответ на этот грабёж крестьяне близ Жамблу разгромили элеватор и сожгли необмолоченный хлеб. В районе Рошфора произошло вооружённое столкновение местного населения с полицией, прибывшей для реквизиции зерна.
(Написаны основные тезисы сводки. Материал взят с сайта. Ссылка: https://rus.team/events/svodki-sovetskogo-informbyuro-za-16-sentyabrya-1942-goda-velikoj-otechestvennoj-vojny).
А у меня пока всё!
Следующую статью можно почитать перейдя сюда: Вторая Мировая: день за днём. 17 сентября 1942 года. Четыреста пятьдесят третий день Великой Отечественной войны.
Очень жду от Вас оценки качества этой и предыдущих статей! Ну и конечно подписывайтесь, кому понравился мой проект. В будущем опубликую ещё очень много материалов про Вторую Мировую и Великую Отечественную войны.