Найти в Дзене
окно в икону

Братство чудотворной иконы

С праздником, уважаемы читатели! Среди разных способов почитания икон нам до сих пор известны такие, как крестные ходы с иконами или к иконам. Конечно, на Руси их не придумали сами, но позаимствовали этот благочестивый обычай из Византии. В этой стране крестные ходы часто организовывались специальными братствами. Возможно, у нас даже есть пример обобщённого портрета членов братства на иконе. На этом образе из Псалтири в миниатюре представлена молитва перед одним из чудотворных образов Константинополя, называемым Одигитрия. Все изображённые люди одеты в красное и молятся перед чудотворным образом. Исследователи установили, что они - члены Братства иконы. Братство иконы - это неформальное сообщество людей, которые считают церковное благочестие важнейшей составляющей своей жизни. При этом братство является демократической организацией, ни статус, ни пол, ни возраст не играют роли для вступления в него. Главное - незапятнанная репутация, а также возможность выполнять обязанности членов бр

С праздником, уважаемы читатели! Среди разных способов почитания икон нам до сих пор известны такие, как крестные ходы с иконами или к иконам. Конечно, на Руси их не придумали сами, но позаимствовали этот благочестивый обычай из Византии. В этой стране крестные ходы часто организовывались специальными братствами. Возможно, у нас даже есть пример обобщённого портрета членов братства на иконе.

Моление перед иконой Божией Матери «Одигитрия». 14в. Миниатюра из Псалтири Гамильтона.
Моление перед иконой Божией Матери «Одигитрия». 14в. Миниатюра из Псалтири Гамильтона.

На этом образе из Псалтири в миниатюре представлена молитва перед одним из чудотворных образов Константинополя, называемым Одигитрия. Все изображённые люди одеты в красное и молятся перед чудотворным образом. Исследователи установили, что они - члены Братства иконы.

Братство иконы - это неформальное сообщество людей, которые считают церковное благочестие важнейшей составляющей своей жизни. При этом братство является демократической организацией, ни статус, ни пол, ни возраст не играют роли для вступления в него. Главное - незапятнанная репутация, а также возможность выполнять обязанности членов братства. Чтобы им было проще выполнять свои обязанности среди массы людей на крестном ходе, они были одеты в своеобразную форму, красное одеяние.

Центральным событием деятельности этого братства было то, что принято называть "вторничным чудом", потому что вынос этой чудотворной иконы происходил как минимум несколько столетий подряд по вторникам. В двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом и даже пятнадцатом веках в Константинополе (до самого падения столицы) по вторникам на площади перед женским монастырём Одигон происходило определённое действо.

Считается, что вначале была традиция обычного крестного хода по городу со многими чтимыми образами, которые выносили из разных храмов и монастырей. Аналогичные крестные ходы бывали и в других грекоязычных городах. Интересно, что там тоже были свои братства, как это известно исследователям. Однако трудно судить о том, насколько много было братств в столице или в других городах. Братства образовывались вокруг чудотворных образов, имевших постоянное местонахождение при определённом храме. Судя по всему, братства имели место именно в городах, потому что там много людей могли скоординировать свою деятельность и отвлечься от привычных занятий, тогда как в сельской местности это сделать много сложнее. При этом действовать они могли и в сельской местности.

Что же делали члены братства? Они собирали деньги на свою деятельность, ту же форму, но в первую очередь необходимые вещи для облачения икон и их переноса. На иконе внизу видны ткани, в которые убиралась икона.

«Поклонение иконе Одигитрии. Акафист Богородице. 24-я строфа». 14в. Фреска храма Великомученика Димитрия Маркова монастыря в Македонии
«Поклонение иконе Одигитрии. Акафист Богородице. 24-я строфа». 14в. Фреска храма Великомученика Димитрия Маркова монастыря в Македонии

Они полностью обеспечивали всё необходимое для крестного хода: были носильщики иконы, певцы, свещеносцы. Идущие крестным ходом пели и молились, воскуряли фимиам.

Члены братства образовывали ядро крестного хода, к которому присоединялись другие крестные ходы, как в Константинополе, или в городах поменьше - просто молящиеся, которые имели возможность участвовать в этот день. Особенно важным было присутствие людей, имевших какие-то особые прошения к Богу, крестный ход был временем их особой сугубой молитвы.

Таким образом, братство имело в своём составе главу для координации деятельности, казначея для распоряжения деньгами и другие необходимые категории людей. Какие-то роли могли играть только взрослые мужчины (носильщики иконы), какие-то - выполнять все члены братства.

Если в Константинополе члены братства должны были еженедельно организовывать крестные ходы, то в других городах события были более редкими, в соответствии с праздниками. В сельской местности порядок действий был вообще другой - чудотворную икону переносили из одного селения в другое и оставляли надолго (может, даже на месяц). Через время члены
братства переносили её в другое селение.

Не так много мы знаем об этих братствах, но есть упоминания о том, что члены братства заботились не только об иконе, но и друг о друге: помогали в болезни и беде, вместе молились об исцелении и об упокоении членов братства. Чудотворная икона была центром их духовной жизни.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!