Найти тему

Татары Крымские

Самоназвание — къpым татаpлар; в pyccких источниках XVI — XVII вв. — крымцы, крымские татаpы, в XVIII — XIX вв. — татаpы, в XX в.

— крымские татаpы. Язык— крымско-татаpский кипчакской поргpyппы тюкской гpyппы алтайской cемьи. Оcновные диалекты — cевеpный (cтепной), cpерний (гоpный) х южный (пpибрежный). Веpyющие — Мycльмане-cyнниты.

Крымские татаpы в Узбекистане: 1979 г. — 117 559

1989 г. — 188 772

2000 г. — 10 046

Татары крымские подразделяются на три субэтнические группы: степные татары (ногайские татары), южнобережные татары (самоназвание — татары), предгорные татары; иногда выделяется субэтническая группа потомков ногаев (ногаи), смешавшихся со степными татарами.

B дореволюционный период среди наиболее известных их соотечественников, посетивших Туркестан, был Исмаил Гаспринский (1854—1914) — основатель новометодной школы в Российской империи (джадидизм). Подобные школы были основаны им в Бухаре, Ташкенте и др. городах. Bстречался с эмиром бухарским и местной интеллигенцией в 1893 и 1907 гг.

Mассовое расселение крымских татар в Узбекистане связано с их принудительным переселением из Крыма в Казахстан, Узбекистан и Сибирь в годы второй мировой войны. До 1 июня 1944 г. в Узбекистан было переселено 35 275 семей (151 604 чел.) крымских татар. По состоянию на 1 января 1953 г. здесь проживало 128348 крымских татар — спецпереселенцев. Они были расселены по всем областям республики — Ташкентской, Самаркандской, Φерганской, Андижанской, Наманганской, Бухарской, Кашкадарьинской, Хорезмской и в Каракалпакии. Городом значительной концентрации крымско-татарской интеллигенции стал Ташкент. По данным переписи населения 1959 г., численность татар в Узбекистане составляла 444 810 чел. (включая крымских татар); в 1970 г. татар (включая крымских) в Узбекистане было уже 573 700 чел. Отдельные сведения о численности крымских татар в 1959 и 1970 гг. официально не публиковались.

Сохранение языка своей национальности и владение им для крымских татар имеет исключительно важное значение. По сути это победа в их самоотверженной борьбе за выживание и самосохранение. По данным переписи 1989 г., из 188 772 крымских татар, живших в то время в Узбекистане, 175 890 чел. родным языком считали свой национальный, 9338 чел. — русский.

После указа советского правительства 1967 г. о реабилитации депортированных народов были восстановлены их конституционные права. Тогда же и началось их постепенное возвращение на историческую родину. С 1957 до 1990 г. в Узбекистане выходила республиканская газета на крымско-татарском языке “Ленин байрагы”. B 1984—1991 гг. издавался литературно-общественный журнал “Йылдыз”, а также две областные газеты — “Дустлик” и “Бахористон акъикваты”. Радио Ташкента до 1990 г. три раза в неделю вело передачи на крымско-татарском языке.

A. Paxmanкyлoвa

Научная и культурная жизнь

За полувековой период вынужденного присутствия в Средней Азии крымские татары доказали свою жизнеспособность и высокий творческий потенциал.

B Узбекистане продолжали творить прозаики, поэты, заявившие о себе

как талантливые личности еще в довоенный период у себя на родине, в Крыму, — Алтанлы, Шамиль Алядинов, Джевдет Аматов, Ибрагим Паши. Новая поросль национальной писательской интеллигенции представлена именами Чекеза-Али, Нусата Умерова, Куртнезира, Исы Абдурахманова, Pустама Алиева и др. Pождение новой плеяды крымско-татарских писателей, пишущих на родном языке в условиях дисперсного расселения своего народа, стало настоящим явлением в истории литературы крымско-татарского этноса.

B 70-е гг. в некоторых средних школах имелись классы для детей крымских татар, где обучение проводилось на родном языке. С 1969 по 1990 г. при филологическом факультете Ташкентского педагогического института было открыто отделение крымско-татарской филологии.

Сохранению крымскими татарами навыков ковроткачества способствовала общность традиций в этом виде декоративно-прикладного искусства с однотипным ремеслом коренного мусульманского населения. B кишлаке Палванташ Андижанской области в первый же год переселения женщины продолжили заниматься своим любимым делом — тканием ковров и келимов (ковриков для намаза). И, естественно, продолжал развиваться самый массовый вид народной культуры — вышивка. B качестве образцов для нового поколения мастериц служили домашние реликвии.

По мнению искусствоведа Исмета Заатова, особенно заметные сдвиги в развитии крымско-татарского искусства произошли в 60—80-е гг. XX в. B этот период в Pеспубликанском художественном училище имени П. П. Бенькова и Театрально-художественном институте была подготовлена целая плеяда художников — мастеров различных видов изобразительного искусства, в том числе группа живописцев (P. Усейнов, А. Бараш), графиков (З. Трасинова, Э. Иззетов). B Узбекистане выросли первые крымско-татарские скульпторы (А. Алиев) и гобелисты (M. Чурлу).

Неоценимый вклад в воспитание новых мастеров из числа представителей крымско-татарской национальности сыграли носители традиций узбекской и крымско-татарской художественной школы: К. Эминов — заслуженный деятель искусств Узбекистана, M. Чурлу — “один из блестящих знатоков крымско-татарского орнамента”, А. Бекиров — мастер резьбы по дереву, заслуженный работник культуры Узбекистана.

После периода относительного ѕабвения вновь появились молодые про- фессиональные ювелиры и чеканщики по металлу (А. Галибов, И. и Э. Аблаевы, А. Асанов), что очень важно, поскольку ювелирные изделия являлись важной частью женского и мужского (в меньшей степени) национальных костюмов.

B области музыкальной культуры популярны произведения компоѕиторов Ячъи Шерсетдинова, Эдема Намбандова и Ильяса Бахшиша. Своим талантом прославился певец (тенор) Государственного академического Большого театра имени А. Навои Pуслан Гаффаров.

За годы совместного проживания с другими народами в Узбекистане крымские татары зарекомендовали себя хорошими специалистами в самых разных отраслях народного хозяйства, как в городах, так и в сельской местности.

Всей республике известны имена докторов технических наук Tейфука Асанова и Φевзи Якубова, доктора химических наук Асана Mуртазаева, доктора архитектуры Заремы Ногаевой, архитектора kнвера Асанова.

Получили признание в Узбекистане и за его пределами труды востоко- веда-тюрколога, доктора филологических наук Айдера Mеметова, историка Гульсум Mихалевой.

Но больше всего крымско-татарская диаспора Узбекистана вырастила талантливых врачей — доктора медицинских наук Рифата Mамутова,

Эльзара Бахишева, С. Билялова, Саида Руми, Абдуллу Аджимуллаева, Якуа Балича и мн. др.

Несмотря на массовый исход крымских татар в 90-х гг. на свою этническую родину, в крымско-татарской диаспоре Узбекистана осталось немало талантливых писателей, художников, мастеров прикладного искусства, архитекторов, известных специалистов в разных областях науки, преподавателей вузов, колледжей и школ.

Л. И. Жyкoвa