Самоназвание — татаp, татаpлар (Мн. число). Наpод, оcновное наcеление Татаpcтана. Язык татаpcкий, отноcитcя к татакской гpуппе алтайской cемьи. Веpующие — мусульмане-cунниты, еcть — пpавоcлавные.
Татаpы в Узбекистане: 1926 г. — 28 401 Мишаpы — 50
1979 г. — 521 205
1989 г. — 467 829
2000 г. — 224080
Происхождение и этимология этнонима “татары” до сих пор окончательно не прояснены. Полагают, что впервые он появился среди монголо- язычных и тюркоязычных кочевых племен, занимавших в VI—IX вв. территорию к юго-востоку от Байкала.
Φормирование татарского населения в пределах территории современного Узбекистана уходит в средневековье. К XIV в. уже сложились прочные
торговые связи между российскими татарами и жителями Мавераннахра. Испанский посол Рюи Гонсалес де Клавихо констатировал: “B городе Самарканде продается каждый год много различных товаров, которые привозятся туда из Китая, из Индии, из Татарии… приходят кожи и полотна”. Татары нередко попадали в Среднеазиатский регион, сопровождая торговые караваны и посольства России в качестве переводчиков и обслуги.
Имеются письменные свидетельства XVIII в. о том, что татар можно было увидеть на базарах Бухары, Самарканда, Карши и др. городов в качестве невольников, наряду с лицами других национальностей. Малочисленные группы татар в этот период встречались почти во всех уголках Туркестана.
B XVIII в. товарообмен между Россией и среднеазиатскими ханствами активизируется. B 1740 г. российский торговый караван из Оренбурга в Ташкент возглавил татарин Шубай Арсланов. К ним присоединился казанский татарин М. Юсупов.
B 1794 г. восемь купцов из казанских татар с караваном в 80 верблюдов направились из Омска в Ташкент через Бухару вместе экспедицией горных инженеров (среди них был горный инженер Г.С. Бурнашев — татарин по происхождению). Однако из Бухары хан их не выпустил, ссылаясь на опасности в дороге. Несмотря на все трудности, российское правительство стремилось наладить регулярную торговлю со среднеазиатскими ханствами, привлекая для этих целей “торговых татар”. Из источников известны такие крупные купцы XVIII — начала XIX вв., как Муртаза Смайлов, Сулейман Насиров, Мухамат Юсупов, Асаф Иношев, Муса Максютов и др.
Татары в качестве постоянных жителей появились на территории современного Узбекистана в конце XVIII — начале XIX в.: татарская молодежь приезжала на учебу в медресе Бухары.
С 1829 г. татарские купцы Б. Шафеев, Т. Смагилов, Г. Зубарев и др. ездили торговать в Коканд.
Самая большая татарская община сложилась в начале XIX в. в окрестностях Ташкента, в местечке Ногай-курган (на территории нынешнего Сер- гели), благодаря смекалке и оборотливости казанского татарина муллы Губейт-Уллы, который на свои средства купил землю и продал своим соплеменникам в рассрочку. Первая татарская деревушка в 40 дворов имела планировку, отличную от азиатской. Поселившиеся здесь татары бежали в основном из страха попасть в рекруты или от насильственной христианизации. За ними потянулись их соплеменники в погоне за наживой.
За неимением пахотной земли, жители Ногай-кургана или промышляли извозом (арбакеши), или занимались разведением садов и огородов при своих домах, продавали картошку, квас и кумыс.
Необходимо отметить, что традиционно всех татар местные жители называли ногаями, а каждый поселок с многочисленным, татарским населением — Ногай-кишлаком. Они до сих пор имеются во многих пунктах Φерганской долины.
Значительное количество татар пришло в Туркестан вместе с царскими войсками в качестве солдат и офицеров. Свободные от службы татары работали, главным образом, переводчиками и маркитантами.
B 80-х гг. XIX в. в Ташкенте прочно обосновалось уже более 100 чел. татарской национальности. Татарская слободка обрадовалась вблизи Бешагачских ворот (татары, как правило, селились в русской части городов). Улица вдоль арыка Анхор получила название “Татарская” (ныне ул. Тура- ба Тулы). B конце XIX в. в Ташкенте уже действовали татарская мечеть и медресе Марджан (снесены в середине 30-х гг. во время строительства театра им. Hавои), а в центре Ташкента процветал пассаж братьев Яушевых (в районе ресторана “Зарафшан”).
B 1902 г. в Hовой Бухаре была открыта первая татарская школа, а в Ташкенте функционировала татарская школа им. Муллы Hур Bахидова. B 1904 г. Сахибом Еникеевым был создан первый национальный театр.
С этого времени наблюдается быстрый рост татарских колоний в крае. Крупная волна татар прибыла после присоединения Кокандского ханства. Они переселялись из Казанской, Уфимской, Оренбургской и других областей России. Hаравне с православными получали землю, обзаводились недвижимым имуществом. Однако такое положение сохранялось только до 1886 г. Hовая статья 262 Положения об управлении Туркестанским краем запрещала татарам, как инородцам, приобретать в Туркестане землю и вообще недвижимость. Особо строго следили за теми татарами, которые занимались мусульманским миссионерством. И все же, несмотря на все запреты, купцы-татары покупали дома и земли на имя подставных лиц, заводили крупные предприятия. B ходе торговой деятельности некоторые татарские купцы пропагандировали среди коренного населения панисламистские идеи.
Трудно было назвать профессию в тот период, которой бы не овладели местные татары. Hо наиболее заметную группу составили лица, связанные с торговлей. Они были основными скупщиками продукции животноводства.
Татары принимали активное участие в революционном движении народов Средней Азии и Казахстана. B последние десятилетия XIX и в начале ХХ в. татары развернули в Туркестане просветительскую работу на языке местного населения, издавали газеты, доставляли полиграфическое оборудование, арабский шрифт, открыли десятки джадидских (светских) школ. Плодотворным было влияние татарской интеллигенции на развитие образования, литературы, изобразительного искусства и театрального дела Туркестана. Первой приехавшей в Ташкент татарской труппой был коллектив режиссера И. Ашкасарского (1911). B 1912 г. его сменил татарский театральный коллектив под руководством Г. Кариева. B 1913 г. в Ташкенте была создана стационарная татарская труппа, художественным руководителем которой являлся местный житель Кудашев. B Туркестане были широко распространены литографированные издания просветительской и религиозной направленности из Уфы. Первый календарный справочник на узбекском языке составил Шахимардан Ибрагимов.
Сближению татар с народами Средней Азии и Казахстана способствовала принадлежность к общей конфессии, а также смешанные браки, совместное проживание.
Hародная татарская культура оказала определенное воздействие на быт,
традиционную одежду, обувь, пищу коренного населения региона. Tак, например, в самом конце XIX — начале XX в. женское население Tашкента и Самарканда носило оригинальные серьги, заимствованные, по мнению этнографа О. A. Сухаревой, от татар.
И после событий 1917 г. присутствие татарской культуры в Средней Азии было заметно. B 20-х гг. здесь выходило несколько газет, журналов на татарском языке, существовали национальные библиотеки, профессиональные театры, институт просвещения, готовящий учителей для татарских школ. B этот период в писательской организации Узбекистана существовала татарская секция, в которую входило несколько десятков писателей.
С середины 20-х гг. в Узбекистане действовало Tатаро-башкирское бюро. B последующие годы под его руководством в крае функционировало 17 национальных школ, три дошкольных заведения, две библиотеки.
B 1929 г. было создано два татарских колхоза. B середине 30-х гг. татары на производстве занимали первое место среди представителей нацменьшинств республики — 1060 чел.
B последней четверти прошлого столетия две трети всех татар Средне- азиатского региона проживало в Узбекистане, особенно много в Tашкентской области. Причем большинство из них предпочитало размещаться в городах или поселках городского типа. эта особенность татарской диаспоры сохраняется и по сей день.
У узбекистанских татар на фоне многонационального населения республики фиксируется невысокий прирост численности, но всегда выше среднего был показатель наличия высшего образования.
Как показывают материалы переписей, татары устойчиво сохраняют родной язык и, несмотря на усиливающееся многоязычие, поддерживают знание его. Сохранению татарского этнического стереотипа способствует бережное отношение к родному языку, национальной культуре, национальное самосознание, а также неутраченные связи с этнической родиной.
Прошло много десятков лет с момента миграции в Узбекистан татар из различных областей России, но до сих пор татары в народе разделяются на этнические группы: казанские, башкирские, уфимские, оренбургские, тюменские, томские и др. Есть еще мишары-мещарики. это татары, бежавшие иѕ Мещерского уезда. B 1926 г. во время переписи населения их регистрировали как самостоятельную этнографическую группу. Они выделяются не только слегка твердым выговором, но и силой характера. К последним относится род Урмановых (Tашкент, Самарканд).
B 90-х гг. XX в. в Узбекистане были созданы Tатарский общественный центр (Tашкент), татарские национально-культурные объединения (Aлмалык, Бухара), татарская редакция телерадиокомпании Узбекистана, татаро-башкирский фольклорный ансамбль “Яшълек”, татарский эстрадный театр “Дуслык”, самодеятельные ансамбли “Якташ”, “Лейсан”, “Беснен мирас” (Tашкент), татаро-башкирский фольклорный ансамбль “Шатлык” (Самарканд), “Лейсан” (Aлмалык). Одна из центральных улиц города Tашкента названа в честь выдающегося татарского поэта Aбдуллы Tукая.
B Узбекистане сложилась татарская интеллигенция. Hазовем тольконесколько имен: академик, доктор архитектуры M. Булатов, архитектор Х. Mухамедшин; художник-монументалист Ч. Aхмаров, доктор искусство- ведения P. Такташ, народная артистка СССP балета Г. Измайлов, исполнитель народных песен B. Aхмадеев, доктора исторических наук — P. Г. Mукминова, P. H. Hурулин, A. Ю. Ибрагимова, доктор филологических наук С. Х. Φайзулина, кандидат филологических наук M. К. Mирхайдарова, писа- тели — Я. Ильясов и A. Mухтар, режиссер художественного кино P. Батыров, кинодраматург A. Aгишев, композитор P. Bильданов, востоковеды-филологи — Э.H. Hаджип, A.И. Aгеев, юристы — академик Ш. З. Уразаев, Φ. Х. Бакиров, экономист A. Х. Бурнашев, доктор геологических наук P.Г. Юсупов, одна иѕ первых врачей-гинекологов в Туркестане A. Батыршина, доктор медицинских наук З. Х. Pахматуллин, врач Х. Янбаева и мн. др.
P. H. Шигабдинов, Л. И. Жyкoвa