В первую очередь это нимфеи, вот такие:
Сорт "Marliacea Carnea" селекции Латур-Марлиака аж 1887 года! И в принципе, понятно, почему несмотря на столь давнее происхождение, он все еще в топе продаж.
Во-первых, это неприхотливая нимфея - у меня с каждым годом, несмотря на особенности зим, она становится все краше и обильнее. В этом году рекорд - 9 цветков одновременно! Правда, у меня не получилось их заснять: все ждала, пока туда придет вечернее солнце, упустила момент и цветки закрылись на ночь)) Так что могу пока показать только 8:
А профессиональные ландшафтные дизайнеры и специалисты по водным растениям, которым я рассказываю про цветение, узнав про сорт, хором говорят:
– Ну, понятное дело, это ж Марлиак!
Во-вторых, цветки у Марлиацеи реально огромные: до 18 сантиметров в диаметре. Только вот ходить туда фотографировать цветок на фоне руки, как я часто делаю с другими растениями, неудобно: в этом месте пруда на дне собралось много склизкого ила, да и рыбы периодически щиплются))
В третьих, Марлиацея оказалась достаточно толерантна к тени.
Пруд у нас как бы разделен на две части: зону купания (мужская) и зону водных растений (моя).
Зона растений окружена довольно высокими обрывистыми берегами, плюс там еще береза, крупные сосны... Короче, прямое полное солнце в это место попадает только ближе к вечеру, часов с четырех, с западной стороны:
И ничего! Нимфеи цветут, и как видите, довольно активно.
Зона купания - мужская, потому что на дне пруда бьют ключи и среднестатистическая женщина типа меня без серьезной причины в такую холоднющую воду не полезет. Но нимфеи, видимо, не такие нежные создания:
Второй сорт, живущий в нашем пруду - Black Princess, Черная принцесса, одна из самых темных среди зимостойких кувшинок. По размерам ей до Марлиацеи, конечно, далеко, но цвет - это нечто невообразимое.
Ближе к концу лета цветки распускаются реально черными. Вот прошлогоднее фото:
Собственно, поэтому я и приняла решение добавить в этот водный микс чего-то насыщенно розового. Но предварительно выселить из пруда пересортную белую нимфею-дворняжку, которая как раз под видом малиновой и продавалась (на снимке выше она рядом с Черной принцессой).
По факту дворняжка была и мельче всех и цвета самого тривиального, так что теперь украшает пожарный водоем нашего поселка:
А вот "Pink Grapefruit" пока не распустилась. Это тоже довольно крупная нимфея типа Марлиацеи, но у нее более выражен желтый оттенок центра. Фото прошлогоднее:
Посажена она, как и все, была летом 2020, до сих пор зимовала без проблем. Думаю, еще очнется - это всегда была самая тормозная нимфея, в прошлом году первый цветок мне показали аж 27 июля. А лето было тоже не холодное.
И необходимо отметить, что у Константина Хоха, владельца питомника нимфей и создателя нескольких отечественных сортов, с которым я всегда советуюсь по нимфеям, Грейпфрут на полностью солнечных разводочных прудах не совсем такой, как у меня - цвет сочнее и ярче:
Поэтому мне придется выбирать из его ассортимента какой-то совсем яркий сорт в расчете на то, что в моих условиях нимфея побледнеет.
Кроме нимфей, в пруду живет аир вариегатный:
Хорошо живет, разрастается неплохо, хоть и не стремительно. Из контейнера-огарничителя давно вынут и мир пока не захватил. А цвет держит просто идеально, он всегда равномерно яркий:
В отличие от камыша Таберенмонтана (Scirpus tabernaemontani) "Zebrinus". Прошлым летом в "Репейнике" у Натальи Самойленко он был такой:
Потом переехал ко мне и до середины июля это же растение было совершенно зеленым. Сейчас только-только начала проступать некая полосатость:
Но в целом камыш ярким не смотрится, пока я им скорее разочарована. Хотя, справедливости ради надо сказать, что все поперечно-полосатые мискантусы (это уже не про пруд, а про декоративные злаки) демонстрируют окраску тоже с середины лета. Видимо, у поперечно-полосатых так принято...
Про условия: пруд естественный, выкопан когда-то экскаватором, пленки на дне нет.
Соответственно, уровень воды гуляет очень сильно, до метра. Зимой нимфеи и корневища водных растений оказываются на глубине 80-130 см.
Летом - как получится. Во время жесткой засухи 2023 года было вообще так:
Но это случилось в тот год, когда окрестные озера выглядели так:
Надеюсь, подобное безобразие не будет повторяться часто.
Константин Хох рекомендует сажать нимфеи сначала в емкость, чтобы можно было передвигать их летом на мелководье (где тепло и лучше условия для роста), а зимой - в глубину (где меньше риск вымерзания). Я в качестве емкости использовала тазики из Икеи, и - да, так и таскала их первые пару лет туда-сюда:
Потом, весной 2022, я решила уже окончательно высадить растения в грунт в расчете на 80-130 см зимнего покрытия водой. И знаете... Хорошо, что я замужем за крупным мужчиной. Там каждый такой тазик весь зарос толстыми корневищами и все это еще вылезло за пределы и мощно свисало по сторонам! Я бы вряд ли смогла аккуратно вывалить это из тазика в грунт. Вывод: не стоит сажать нимфеи в такие крупные емкости.
Зато теперь все уже навечно поселились на дне и столько внимания не требуют.
Дно обнажилось только один раз за всю историю нашего пруда, а вот сами наклонные берега то прячутся под водой, то открываются (летом). Вопрос обеспечения их декоративности я решила посадкой различных мхов с фиксацией шпильками из расплетенной сетки-рабицы.
Часть из мхов работает лучше, часть хуже. Лидер по устойчивости к зимне-весеннему утоплению - конечно, сфагнум:
Но он не очень хорош по цвету - бледноватый, беловатый:
Кукушкин лен я долгое время боялась сажать, начитавшись о его способности к агрессивному росту. А зря, оказалось, что агрессивный рост - это то, что мне и нужно:
А вот красавец дикранум оказался крайне требовательной к условиям и уходу штукой. И ходить-то по нему нельзя, и листья-то по осени на него сбрасывать запрещено, и поливать-то его требуется, и вообще, не чихни на него лишний раз.
Но самое страшное - это брусника, черника и овсик...
Собственно, из-за них-то мой когда-то идеальный моховой бережок превратился в обычные лесные заросли. Полоть мох очень трудно: он рвется в клочья, а с такими корневищами, как у брусники, есть шанс разодрать на части вообще все моховое покрытие.
Лишайники тоже сохранились не все, и в первую очередь им повредили скачущие по берегу мальчишки и опадающие листья березы. Да и подложка у меня не та, мой исходный грунт - все-таки плотная пескоглина, а лишайникам нравится идеальный рассыпчатый песок:
Здесь чисто агротехнически мало кто может расти, кроме них, вересков и сосен:
А у меня, получается, много кто может...
Поэтому поддержание идеального состояния мшисто-лишайникового покрытия потребовало серьезного ручного труда, к которому я оказалась не готова и в результате пруд свой запустила...
Зато пока у пруда были чисто-моховые берега и песчаный пляжик, рыб в нем было мало. Как только появились нимфеи и аир, численность скачкообразно возросла!
Рыб мы не заводили. Точнее, заводили, но безуспешно: желтые караси погибли после первой же зимовки, красные держались три сезона и потихоньку нас покинули. Проруби мы не делали, аэрацию не ставили, полагали, что караси справятся с зимовкой и сами, зарываясь в ил на дне (максимальная глубина пруда зимой - более 2 метров).
В итоге они и справляются, но только серые. Откуда такие взялись? Вряд ли от тех трех-четырех рыбок, которых выпустили дети, предварительно поймав на удочку на соседнем озере.
Думаю, вот кто завел рыб в нашем пруду:
Эти ребята прилетают каждый год втроем - дама и двое ее кавалеров. Потом начинаются драки, по поверхности воды плавают перья... Потом остается только пара и периодически откладывает яйца, но до утят дело дошло только один раз:
Все другие разы яйца то оказывались утопленными на мелководье, то разбитыми (подозреваю ворон).
В общем, где-то я читала, что утки переносят на себе рыбью икру и так разводят рыб в новых водоемах. Полагаю, что в нашем случае этот эффект тоже имел место быть.
У рыб трудная судьба - их ловят сачком и изучают:
Но в процессе изучения пока ни одного кролика ни одной рыбы не пострадало.
Наверное, утки ответственны и за то, что в пруду появились тритоны. Мы часто видим этих созданий на мелководье в начале лета, а потом они расходятся по саду и попадаются в самых неожиданных местах:
Но я уже научилась отличать их от ящериц, в том числе благодаря комментариям уважаемых подписчиков!
Какие выводы из сказанного можно сделать?
1. Естественный пруд - сложный ландшафтный объект. Чтобы он был всегда более или менее декоративен, он должен быть достаточно большим по площади. Тогда даже падение уровня воды в засуху будет выглядеть не настолько трагично.
2. Зимовать под водой и потом демонстрировать летом достаточную декоративность способен либо сфагнум, либо кукушкин лен. Либо камень и бетон...
3. Нимфеи Марлиака - золотой стандарт устойчивости! Они прекрасно зимуют в естественном водоеме и дают обильное цветение даже в достаточно плотной полутени.
4. Чем больше в пруду растительности, тем больше рыб))
Вот, в общем, основное про пруд. А что цветет у вас?
И особая просьба к обладателям естественных прудов: пожалуйста, расскажите о них! Как вы декорировали берега, сколько этот декор продержался, на какую глубину сажали растения и какие, что с рыбами? Про пленочные водоемы информации в сети немало, а вот про естественные - не так много, поэтому обмен опытом будет особенно полезен.
С уважением, ваша Ольга