Найти в Дзене

Газета Царицынский пастырский листок (1911): душеполезное чтение наших предков

Оглавление

Уважаемые друзья-подписчики! Сегодня мой рассказ будет о конфессиональной печати Царицынского уезда.

До 1885 года в Царицыне не было ни одного печатного органа, в том числе и церковных газет и журналов.

На рубеже веков XIX – XX город Царицын (Саратовской губернии) представлял собой крупный промышленный центр с развитой социально-экономической инфраструктурой.
На рубеже веков XIX – XX город Царицын (Саратовской губернии) представлял собой крупный промышленный центр с развитой социально-экономической инфраструктурой.

Территория Царицына (Волгограда) с древнейших времен являлась местом проживания представителей различных народов и вероисповеданий. В связи с ростом городской территории и населения во второй половине XIX века в Царицыне значительно увеличилось количество храмов. Помимо православных церквей, в городе имелись культовые учреждения других религий: лютеранская кирха, армянская церковь, синагога, две мечети.

На рубеже XIX – ХХ веков в Царицыне сложилась благоприятная обстановка для формирования православного издательского сегмента. В городе активно действовали церковные общества и кружки, что обусловлено общероссийской тенденцией благотворительности в России.

1. Царицынское отделение братства Святого Креста (председатель священник Лев Фомич Благовидов); (1909 –)
2. Царицынское отделение Саратовского духовно-просветительного союза (1885 –);
3. Царицынское общество трезвости во имя святителя Николая (при Вознесенской церкви) (председатель протоиерей Александр Петрович Строков),(1909 – 1914);
4. Царицынское Общество трезвости во имя святого Феодосия Черниговского (при Скорбященской церкви») (председатель иерей Фёдор Александрович Карамзин), (1911 –);
5. Царицынское Общество трезвости во имя Святой Троицы (завод «Урал-Волга») (председатель священник К.И. Булычёв),(1911 –);
6. Кружок ревнителей православия при Скорбященской церкви г. Царицына (председатель священник Лев Фомич Благовидов) (1913);
7. Царицынское человеколюбивое общество (1916 –).

В многонациональной и многоконфессиональной России миссионерская деятельность считалась одной из важнейших обязанностей церкви.

8 мая 1864 года Святейшим Синодом были утверждены «Основные правила для учреждения православных братств». Целью создания их было путем духовного просвещения народа противостоять расколу и развивать дело благотворительности.

23 октября 1866 года в Саратове торжественно было открыто Братство Святого Креста. После учреждения Братства его члены активно развернули работу по распространению религиозной литературы и проведения духовных бесед в церквах. Была создана специальная комиссия, под руководством которой издавалась духовная литература и пособия миссионерам.

В 1885 году открылось Царицынское отделение Духовно-просветительского союза, ставившее своей целью духовно-нравственное просвещение, миссионерство и борьбу с распространением старообрядчества и сектантства.

В 1911 году Миссионерская комиссия Царицынского отделения Саратовского православного братства Святого Креста издавало свой печатный орган – еженедельник «Царицынский пасторский листок» (типография Л.И. Виноградовой) под редакцией священника Иоанна Дмитриевича Райского. В Царицыне о. Иоанн был членом и секретарем миссионерско-просветительской комиссии при Царицынском отделении Саратовского Братства Святого Креста.

-2

В справочниках по истории дореволюционной печати отмечено, что газета позиционировала себя как чтение миссионерское, религиозно-нравственное и бытовое. В фондах Российской Национальной библиотеке (РНБ) нами были обнаружены все номера издания с прибавлением.

Редакция газеты «Царицынский пастырский листок» располагалась в церковно-приходской школе при Скорбященской церкви Божьей Матери (здание разрушено, оно находилось в центре Комсомольского сквера г. Волгограда. Ныне недалеко от этого места воздвигнута часовня в честь Урюпинской иконы Божией Матери).

В соответствии с программой издания кроме «хроники общей и местной» предполагалась также публикация на следующие темы: религиозно-нравственные, патриотические, бытовые; печатались телеграфные известия и даже «литературные заметки».

В 1911 году вышло 37 номеров, затем издание прекратилось.

Активное развитие прессы на рубеже в начале ХХ века в Царицыне актуализировало в первую очередь жанр очерка.

Самым популярным жанром в газете были газете материалы пастырских и миссионерских бесед. В № 19 «Царицынского пастырского листка» на первой странице помещена публицистическая беседа «Огненное сошествие Святого Духа», в которой в общедоступной форме рассказывается о традиции праздника Пятидесятницы.

Автор указывает на то, что «…праздник Пятидесятницы мы встречаем необыкновенно: храмы и дома украшаем цветами и деревьями. Возрождающаяся природа, благоухание цветов и распустившаяся листва деревьев как будто бы зовут нас к духовному обновлению. В сердцах людей происходит ликование и веселие; от избытка сердца уста хвалят Господа».

Здесь же помещена перепечатка рассказа «Вразумление свыше» из ежемесячного духовного журнала «Странник» (1860 – 1917), издававшегося в Санкт-Петербурге.

Герой произведения помещик И.Л., решив достойно отпраздновать свои именины, приказал своим крестьянам работать в этот день. На слова своего слуги, напомнившего ему о традиции Ильина дня, барин рассерженно ответил: «Молчать! Я сам Илья!» Окончание рассказа звучит назидательно, упрямый барин убит громом, а сильный дождь заставил прекратить всякую работу. В конце автор подводит итог: «Вот что сталось с помещиком, позволявшим себе кощунствовать, над св. прор. Илией и пренебрегать праздником в честь сего великого пророка Божия».
-3
-4
-5
-6

В 1913 году редактором «Царицынского пасторского листка» священником Иоанном Дмитриевичем Райским были опубликованы исторические очерки о храме Рождества Пресвятой Богородицы и Царицынском отделении Балашовского Покровского женского монастыря, которые были опубликованы отдельными книгами в типографии Е.Г. Жигмановской.

Важнейшим типом материалов, публиковавшихся в «Царицынском пасторский листке», следует признать жанр хроники. Авторы с помощью художественно-выразительных средств и риторических приемов стремились отойти от официального канона, сделать ее более понятной духовенству и пастве. На 4 станице, посвященной событиям местной жизни, председатель Царицынского отдела Братства Святого креста, окружной противосектанский миссионер священник Лев Фомич Благовидов публикует хронику о традиции проведения церковных праздников в Царицыне. Однако в конце он обращается с риторическим призывом: «Отдай Богу дни его!» Его, как пастора, беспокоит то, что в праздничные дни рабочих заставляют работать: «Братья, хозяева-христиане, подумайте, можно ли так поступать? Чем оправдать, в конце-концов, твое хозяин желание грузить и отправлять товары в праздничный день? – желанием приобрести, заработать лишнее – увеличить свое богатство?»

Идеи православия, монархии и религиозно-нравственного воспитания предстояло проповедовать ее в «коротеньком листке», занимающем очень мало времени для прочтения. Именно небольшие по объему конфессиональные издания должны были заполнить эту читательскую нишу, ориентируясь на среднего читателя разного социального поля.

Ситникова, Т. В. Система конфессиональной периодики Волгограда рубежа XX–XXI веков [Текст] / Т. В. Ситникова // Материалы Научной сессии (Волгоград, 25–29 апр. 2016 г.) В 3 ч. Ч.3 / Федер. гос. авт. Образов. учреждение высш. проф. образования. «Волгогр. гос. ун-т»; редкол.: А. Э. Калинина. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2016 . – С. 42 – 44.

32. Ситникова, Т. В. Церковная периодическая печать Царицына на рубеже Х1Х-ХХ веков [Текст] / Т. В. Ситникова // Медиа в современном мире. Молодые исследователи : материалы 15 международ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов (Санкт-Петербург, 9-11 марта 2016 г.) / под ред. М. А. Бережной ; сост. А. Н. Марченко. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2016. - С. 47-49.

Пока поставлю многоточие...

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!

Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор ВОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед

#Городская_печать#Царицын_Сталинград_Волгоград#