Найти в Дзене
Людмила Мазур

Фотограф Михаил Мазур: образы, сохраненные через столетие.

Статья Дмитрия Емельянова от 10 февраля 2023 года в газете Законодательного собрания «Севастопольские известия», напечатанная к 240-летию со дня основания Севастополя.

Статья Дмитрия Емельянова от 10 февраля 2023 года в газете Законодательного собрания «Севастопольские известия», напечатанная к 240-летию со дня основания Севастополя.
Статья Дмитрия Емельянова от 10 февраля 2023 года в газете Законодательного собрания «Севастопольские известия», напечатанная к 240-летию со дня основания Севастополя.

Его называли лучшим фотографом Севастополя, хотя на этот громкий титул в дореволюционные годы претендовали как минимум полдюжины именитых мастеров светописи, и в первую очередь – старший товарищ и учитель Мазура - Иосиф Гезлемез. Были в истории города и мастера, блиставшие в начале прошлого века на международных конкурсах фотомастерства. А Михаил Павлович оставался, что называется, гением места – редко покидал Севастополь, предпочитая славу и признание дома. Но талант и личные качества позволили ему не только пережить революцию, Гражданскую войну и её последствия, но и остаться верным своему делу, завоевав уважение и признание.

Фото М.Мазура
Фото М.Мазура

Пионеры севастопольской фотографии.

Михаил Павлович Мазур родился в 1874* году в Бердянске. По каким именно причинам семья мальчика, имевшая польские и украинские корни, переехала в Севастополь, остаётся невыясненным. Смышлёному и расторопному пареньку несказанно повезло: уже с 14 лет стал учеником одного из самых известных в нашем городе фотографов, И.И. Гезлемеза, мастерская которого находилась в доме Страхова на Нахимовском проспекте.

Гезлемез был чрезвычайно колоритной фигурой для своего времени. Он входил в пятёрку пионеров севастопольской фотографии, которые открыли собственное дело ещё при Александре III, чем очень гордился. Успех конкурентов этот мастер фото воспринимал при этом как личное поражение – что неоднократно приводило к маленьким и большим скандалам. Самый громкий разразился в 1895 году. Гезлемез позавидовал ещё одному севастопольскому первопроходцу фотодела, С.И. Райнишу, чья фотомастерская располагалась на том же Нахимовском проспекте ближе к Приморскому бульвару. Станислав Райниш, мастер «моментальных снимков видов», незадолго до этого стал участником фотографического отдела Всемирной выставки в Антверпене, где, по его заверениям, был удостоен золотой медали. Честолюбивый мастер сразу же поместил её на своих паспарту – фотографии в конце позапрошлого века ценились высоко, и для сохранности клеились на твёрдую картонную основу фабричного производства. На одной стороне паспарту фотограф размещал карточку с портретом заказчика, на другой – свою рекламу. Увидев на продукции Райниша медаль, Гезлемез стал откровенно глумиться над конкурентом, заверяя знакомых и клиентов, что тот награду не выиграл, а попросту купил. Называлась и цена: двести рублей, с оговоркой, что «такое» можно купить и за сто пятьдесят… Райниш терпел, пока Гезлемез не поделился своими соображениями в письме, которое Станиславу Ивановичу показали. После этого Райниш подал в суд. В результате разбирательства выяснилось, что Станислава Ивановича наградили на Всемирной выставке… лишь почётным отзывом. Подлог был раскрыт, а торжествующего Гезлемеза оштрафовали за «оскорбление на письме». Однако он добился главного: Райниш убрал со своих паспарту медаль.

-3

Наставник и его ученик.

Ещё одно прогремевшее на весь город происшествие с Гезлемезом относится к ноябрю 1890 года. На втором этаже дома Страхова, где находилась его мастерская, произошёл пожар. Такое в 19-м столетии в фотостудиях случалось, и нередко: для фотовспышки применялся очень непредсказуемый магниевый порошок. К счастью, никто не пострадал.

К этому времени 16-летний Миша Мазур работал помощником известного фотографа около двух лет. Юноша оказался талантливым учеником, а отношения с наставником у него сложились самые дружеские. И когда к концу века Мазур задумал открыть собственное дело, Гезлемез, видимо, не был против. В Музее обороны Севастополя хранится замечательная фотография начала 20-го века, запечатлевшая двух фотографов в студии Гезлемеза. Мазур в жеманной позе с веером на переднем плане, его учитель – внимательно смотрит на Михаила, располагаясь в некотором отдалении слева…

Севастопольский градоначальник контр-адмирал Феодосьев разрешил «мещанину М.П. Мазуру открыть фотографию» в марте 1900 года.

Оборот паспарту фотографий: на одном из медальонов отцов-основателей светописи Мазур поместил свою фамилию.
Оборот паспарту фотографий: на одном из медальонов отцов-основателей светописи Мазур поместил свою фамилию.

Поставщик Высочайшего Двора.

Где именно располагалась студия Михаила Павловича в начале его самостоятельной практики, вопрос спорный. Однако уже через год Мазур становится членом Российского фотографического общества, а через пять лет, в 1904 году, получает звание «Поставщик Высочайшего Двора». Услугами мастера, делавшего отменные фотопортреты, пользовался сам великий князь Александр Михайлович Романов – дядя и друг детства последнего российского императора, очень похожий на царя внешне. Великий князь часто бывал в Севастополе, и даже имел в городе особняк, который располагался на углу Чесменской и Синопской улиц.

После знакомства с монаршей особой и серии фотографий родственников Александра Михайловича Михаил Мазур сделал настоящий карьерный рывок. Он стал обладателем монопольного права на фотографирование кораблей Черноморского флота. А для многих севастопольцев навсегда отпал вопрос, у кого именно лучше изготовить памятные паспарту. Конечно же у Мазура, который выставил в витрине своего салона фото дяди самого императора!..

Великий Князь Александр Михайлович.
Великий Князь Александр Михайлович.

Пик славы Михаила Мазура.

Главная фотостудия в жизни Михаила Павловича расположилась в доме №25 на Большой Морской. В книге «Незабытый Севастополь» Е.И. Чверткина сторожил Леа Исааковна Фуки вспоминает: «Фасад фотографии на редкость оригинальный по форме – ниша оформлена как морская раковина. В нише две большие витрины, в которых в больших рамах портреты во весь рост. В рамах на улице выставлены фотографии. С правой стороны в нише висел портрет (как мы говорили детьми, «на царя похожий») Александра Михайловича Романова, великого князя. Сына того великого князя Михаила, посещавшего Севастополь в 1854-1855 годах, и внука императора Николая Павловича.».

Пик славы Михаила Мазура приходится на предреволюционные годы. Он – признанный фотограф-портретист, у которого заказывают паспарту, кажется, все севастопольцы – от дворян с запросами до матросов-черноморцев и обычных мещан. При этом Мазур не превратился в довольного собой ремесленника. Он бывает на выездных фотосессиях, в том числе на малой родине в Бердянске, экспериментирует со светом и ракурсами. Не упускает случая сделать сенсационный репортажный кадр – снял, например, самолёт, врезавшийся в Севастополе в одну из подпорных стен. Михаил Павлович стал автором изданного массовым тиражом альбом «Панорама обороны Севастополя». За свою деятельность фотомастер был удостоен благодарности императора Николая II и ценного подарка.

После революции.

Революционные события резко изменили жизнь миллионов жителей нашей страны. К сожалению, о деятельности Мазура после завершения Гражданской войны известно очень мало. Удивительно, но фотографу, на паспарту которого горделиво значилось «Поставщик Высочайшего Двора», удалось не только остаться в Севастополе после исхода и выжить в период «чисток», но и продолжить заниматься любимым делом. Вероятно, с приходом красных его арестовывали. Возможно, словечко за известного мастера замолвил кто-то из давних клиентов, выдвинувшийся при большевиках... Так или иначе, в 20-е годы Михаил Павлович – всё тот же широко известный фотограф с прекрасной репутацией. К этому времени он обрёл семейное счастье с женой Анисьей Захаровной. Фото неизвестного автора начала 30-х годов запечатлело Мазура в окружении родных и близких на пикнике в Балаклаве. А 1 апреля 1933 года его не стало: фотограф не дожил и до шестидесяти...

Мазур М.П. стоит справа в белом костюме, его жена Анисия сидит вторая слева. Балаклава. 30-е годы ХХ века.
Мазур М.П. стоит справа в белом костюме, его жена Анисия сидит вторая слева. Балаклава. 30-е годы ХХ века.

Умел заставить время замереть.

Михаила Павловича похоронили на старом городском кладбище в Севастополе. Память о нём, замечательном мастере фотопортрета, живёт в его работах, сохранившиеся в семейных архивах и позже пополнивших фонды музеев в нашей стране и за её рубежами. Образы столетней давности, бережно пронесённые через пламя и лёд испытаний – настоящий гимн Михаилу Мазуру, человеку, который умел заставлять время замереть, пусть и на миг.

Дмитрий Емельянов

*ПРИМЕЧАНИЕ автора канала, правнучки и биографа М.П.Мазура – Людмилы Мазур.

Статья Дмитрия Емельянова от 10 февраля 2023 года, напечатанная в газете Законодательного собрания «Севастопольские известия», публикуется здесь без изменений. Я решила не исправлять год рождения моего прадеда, так как достоверные сведения о дате его рождения появились у меня позже, автору статьи они были неизвестны. Поэтому здесь указан 1874 год рождения, и, соответственно, все подсчеты возраста опираются на эту дату.