Найти тему
koule

Обзор на «Мальчик и птица»

В начале июля состоялась цифровая премьера нового творения Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» и вызвала огромную бурю обсуждений. Отзывы разделились: кто-то ругает за сложный сюжет, кто-то, наоборот, в восторге от глубины истории и пасхалок, заботливо разбросанных мэтром. Как большой фанат Миядзаки, я тоже питал большие надежды, которые, стоит признать, оправдались не до конца. Тем не менее назвать картину неудачной язык не повернётся.

Махито, главный герой мультфильма, переживает тяжёлые времена. Лишившись матери в пожаре во время войны (как и сам Миядзаки), он вынужден приспосабливаться к новой жизни: отец женился во второй раз, семья переехала из города в деревню, а в школе его не принимают. Одинокий и потерянный Махито постоянно возвращается в своих мыслях к прошлому. Встреча со странной цаплей сначала пугает мальчика, но череда событий затягивает его в путешествие по загадочному миру, где реальность тесно переплетается с иллюзиями. На своём пути Махито встречает множество удивительных существ: короля-попугая, загадочных "варавара", стаи птиц, старца Вселенной и единственного живого человека — лодочницу Кирико. Все они – не просто сказочные персонажи, а проводники, вестники и символы, помогающие мальчику найти свой путь.

Перед нами предстоит очень серьезная картина, причем настолько суровая, что стоит возрастной рейтинг 18+, который, возможно, даже излишне строг. В нем есть жестокие сцены с кровью, увечьями и убийствами животных, что может шокировать неподготовленного зрителя. Всё это создает тяжелую атмосферу, которая сохраняется на протяжении всего мультфильма. Это точно не тот жизнерадостный Миядзаки, которого многие ждали.

Главный камень преткновения для большинства — это перегруженный деталями и запутанный сюжет. Создается впечатление, что автор попытался вместить слишком многое в два часа экранного времени, не успев раскрыть все темы и идеи, но при этом создав уникальный мир со своими законами.

Дело в том, что мультфильм больше выглядит как прощание и напутствие режиссера своим поклонникам, коллегам и близким. В нём много личного, где присутствуют типичные темы режиссера: экология, война, семья, с отсылками к его биографии и другим работам. Не обошлось и без мотивов взросления, дружбы, жертвенности и волшебства. Поэтому «Мальчик и птица» с большой вероятностью зацепит прежде всего фанатов Миядзаки, которые знакомы с его творчеством и поймут то, что он хотел донести.

Но в главном достоинстве картины мы все будем солидарны — здесь по-прежнему очень крутой визуал. У нас имеются красочные фоны, детально прорисованные миры и притягательный дизайн персонажей. И весь этот видеоряд мастерски дополняет проникновенная музыка Дзё Хисаиси. В этом гармоничном сочетании ощущается настроение самого режиссёра – прощальный взгляд человека, который сделал всё, что мог, чтобы сделать мир лучше, и теперь передаёт эстафету будущим поколениям.

И тем не менее, несмотря на критику зрителей и несбывшиеся мои ожидания, я нашёл в мультфильме много интересных и трогательных моментов. Миядзаки заслужил право на такую прощальную картину, какую он хотел нам подарить, и я принимаю ее с огромным уважением.