В мае 2023 года я поняла, что скучаю по ведению блога, и начала эксперимент на Дзене. Мне было любопытно, как тут набираются подписчики, чего хочет аудитория и на самом ли деле с монетизацией все так плохо. В августе прошлого года я выложила статью о трех вещах, в которых меня убедило ведение канала на Дзене. Прошел почти год! Что изменилось с тех пор? Спойлер: статья о трех вещах осталась актуальной, и над комментарием под ней я до сих пор ржу.
Привет, меня зовут Настя. Я творческий коуч и исследователь-практик в сфере личной эффективности и продуктивности. Сегодня я расскажу вам о шести ключевых выводов, которые я сделала за год с лишним ведения канала на Дзене. Читайте до конца, не забывайте ставить «лайк», если вам понравился материал, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Принцип «дело во мне» актуален всегда
Каждый раз, когда у меня что-то случалось на канале – к примеру, падал доход или просмотры – я расстраивалась. Оно и понятно, я ведь человек. Я выделяла на трагическое заламывание рук и мантры «Дзен опять все сломал, нас обворовывают!» около пяти минут, а потом начинала думать, в чем причина. И как я могу все исправить.
Хэй, да! Что бы ни происходило в моей жизни, я всегда фокусируюсь на причине и на том, как я могу все исправить. Упали просмотры, упал доход. Это уже случилось. Стенаниями и обвинениями делу не поможешь. Вы же хотите свои просмотры и деньги назад? Если да, надо что-то делать.
И не поверите, магия: в 99 процентах случаев дело и вправду было во мне. И еще была пара-тройка случаев, когда моему каналу выносили предупреждения. Я писала в техподдержку, где мне вежливо и быстро объясняли, в чем дело. Через несколько дней ситуация улучшалась.
Всегда опирайтесь только на себя. Довольно глупо писать посты в стиле «Дзен – мой единственный источник заработка, а мне режут просмотры!». Во-первых, такие вещи нужно решать с техподдержкой. Во-вторых, Дзен не виноват в том, что он ваш единственный источник заработка. В этом виноваты вы, потому что положили все яйца в одну корзину.
Сегодня есть Дзен, и обвинять его удобно. А если завтра не будет Дзена? Кого будете обвинять? Инопланетян?
Учение – свет, не учение – жалобы на всемирный заговор против вас
Я из тех людей, которые любят все осваивать сами, набивать свои шишки и делать свои ошибки. Я кайфую от этого процесса, потому что люблю исследовать новое. Но в определенный момент я понимаю, что мне пора на новый уровень. И для этого перехода мне нужно найти наставника. Здесь – человека, который отлично разбирается во всем, что касается Дзена, и имеет те результаты, к которым я хочу прийти.
Эй, Настя! Но ты же сама рассказывала, что ведешь блоги аж с 2003 года! Да еще была блогером-«тысячником» в ЖЖ! Ты что, пошла учиться ведению канала? Ты что, на самом деле не была блогером и врешь своей аудитории? Ну, так мы и знали! Честные люди, которым нечего скрывать, открывают комментарии для всех, а не только для подписчиков канала!
Представьте, что вы писатель, и публикуетесь только на бумаге. Бумага – это красиво, приятно пахнет, но дорого, неудобно, реализация проекта (книга в издательстве) занимает чертовски много времени. Вы понимаете, что по всем фронтам проигрываете коллегам, которые публикуются в сети.
Толпа приготовила ящик гнилых помидоров: «Фу-у-у-у-у, сетевая литература, фу-у-у-у-у!». Эй, а можно мне немного ваших денег, которые вы тратите на книги? И заодно немного вашего времени, которое вы тратите, вытирая пыль со своих книжных полок?
Вы умеете писать книги, но не понимаете, как работает сетевой рынок от слова «совсем». Для того, чтобы прийти к успеху, нужно играть по новым правилам. В противном случае вас ждет болото тоски и творческих кризисов.
Хотя всегда можно написать, что современное поколение не читает. Многие авторы так и делают.
Дзен для меня был площадкой с новыми правилами. Довольно странно приходить со своим уставом в чужой монастырь и орать на всю обеденную залу, стуча по столу деревянной ложкой: «Почему вы не слушаете?! Вам плевать?!». Опыт написания текстов остался при мне. Но на новой площадке его нужно реализовывать иначе. Странно, что многие люди за долгие годы ведения канала не понимают столь простых вещей.
И, если уж мы об этом заговорили…
Правила Дзена нужно соблюдать
Обожаю авторов каналов, которые орут дурниной «нет читателей, нет денег, нет показов!», а потом пишут в техподдержку, и им говорят: «Эй, да у вас десять предупреждений». И автор такой: «Эй, а за что? Все же хорошо было!». «Ну вот, в правилах написано», - говорит техподдержка. «Но я же не знал», - говорит автор.
Однажды моему другу выписали штраф за то, что у него в машине нет мусорного ведра. Вы знали, что в машине должно быть мусорное ведро? Мой друг не знал. Я тоже не знала. Но незнание законов от ответственности не освобождает. Теперь и у него, и у меня в машине есть мусорное ведро, а штраф пришлось заплатить. Все просто. Есть закон – соблюдай. Береги нервные клетки и чернила в ручке парня, который штрафы выписывает.
Сохраните себе правила Дзена в закладки и время от времени перечитывайте их. Не помешает. Все лучше, чем выглядеть идиотом «но я же не знал».
Вы пишете для аудитории
Ты пишешь о том, что тебе интересно, но если твой интерес не встречается с интересами аудитории, тебя никто не будет читать. Капитан Очевидность вошел в чат! Но, как показывает практика, это очевидно не для всех.
Выхода из ситуации два. Первый: вы находите способ подать тему так, чтобы она была интересна читателю. Второй: вы находите новую тему, которая интересна и вам, и читателю.
У некоторых авторов есть такое убеждение: не важно, о чем я буду писать, главное – чтобы это было красиво. Красивые тексты всегда цепляют аудиторию. Давайте вырастать из детских штанишек. Аудиторию цепляют интересные тексты. Они могут быть красивыми, а могут быть уродливыми. Ключевое слово – интерес. Просто красивые тексты никому не нужны. Это первая горькая истина, которую должен прожевать и проглотить начинающий автор.
Текст должен цеплять. В идеале – пробирать на эмоции. Положительные – хорошо. Отрицательные – еще лучше: тогда человек встанет и пойдет что-то делать. Эстетика важна, но не первостепенна.
Каждый раз, когда вы выкладываете какой-то текст, задавайте себе вопрос: это будет интересно моей аудитории? Если нет, пишите что-то другое.
Самая неприятная тема
Многие не заводят каналы на Дзене потому, что здесь якобы много хейта. Как человек, который вел блоги на разных площадках, могу сказать по опыту: хейт есть везде. Хейт – это не специфика какого-то ресурса. Это специфика определенного сегмента аудитории.
Основной инстинкт некоторых людей – закидать гнилыми помидорами человека, который поднялся на трибуну и хочет произнести речь.
Они делают это по разным причинам: к примеру, потому, что хотят так же, но не могут. Или потому, что тема для них очень болезненная, но своего личного дна они еще не достигли, а поэтому не хотят менять свою жизнь. Или они не видят другого способа поднять свою самооценку – только попытаться опустить того, кто стоит перед ними.
Блогер стоит на трибуне, такова уж наша доля. И в нас всегда будут кидать гнилые помидоры. Это цена публичности, которую нужно принять – и платить.
У меня часто спрашивают: как работать с негативными комментариями? Отвечать? Не отвечать? С одной стороны, такие дискуссии здорово поднимают охваты. С другой стороны, на них тратится ваше время и, что немаловажно, ваши нервные клетки. Когда я была начинающим блогером, то отвечала на все комментарии, включая хейт. Теперь я делаю это точечно, чаще всего не делаю вообще. Мои нервные клетки для меня важнее, чем попытки что-либо доказать безымянному незнакомцу с непонятной картинкой пользователя.
Зато из комментариев хейтеров я беру идеи для следующих статей. Кто, как не они, могут подсказать вам, что взрывает умы аудитории?
Мой канал Telegram: