За прошедшие годы у бортового питания были свои плюсы и минусы. Когда-то бортовое питание считалось самым роскошным в небе, но теперь люди шутят, что его приходится терпеть. В свое время питание в самолетах претерпело множество изменений, и теперь, когда в авиакомпаниях есть знаменитые шеф-повара, может ли оно снова стать роскошью? Или оно будет сведено к сырым сэндвичам, которые можно купить на борту? Давайте посмотрим, с чего все начиналось.
Интересные факты:
- Первое бортовое питание было подано в транспортной компании Handley Page Transport в Англии 11 октября 1919 года.
- Первое бортовое питание в СССР появилось только после 1932 года, когда "Добролет" трансформировался в "Аэрофлот".
- В 1956 году начал полеты первый советский реактивный самолет Ту-104, на борту которого был полноценный сервис, в том числе горячие обеды.
- В 1973 году авиакомпания Union de Transports Airiens обновила меню на борту, пригласив знаменитого французского шеф-повара Раймонда Оливера
Первое бортовое питание. Как это было?
Первое бортовое питание было подано в транспортной компании Handley Page Transport в Англии 11 октября 1919 года. На рейсах из Лондона в Париж его обслуживали "cabin boys", как сейчас кабинный экипаж. Стоимость ланча составляла 3 шиллинга и включала в себя ланч-бокс с сэндвичами и фруктами. В США питание в полете началось в конце 1920-х годов в компании Western Air Express.
Первое бортовое питание в СССР появилось только после 1932 года, когда "Добролет" трансформировался в "Аэрофлот". В легендарном самолете-гиганте "Максим Горький" был оборудован уютный бар, где помимо бутербродов и фруктов всегда была горячая еда в термосах.
Горячее питание
В 1936 году United Airlines стала первой авиакомпанией, установившей на самолетах кухонные плиты и духовки для разогрева блюд для пассажиров. Это были довольно простые блюда, такие как омлет и жареная курица. Trans World Airlines первой разработала замороженные продукты, которые можно было быстро разогревать для приготовления блюд для пассажиров. Их сотрудники начинали понимать, как меняется вкус пищи в воздухе и как готовить каждый элемент отдельно и использовать специи.
Развитие
В 1944 году Уильяму Л. Максону пришла в голову идея подавать мясо и овощи на круглом разделенном подносе, и он назвал это блюдо "небесной тарелкой". Он продал эту идею военно-воздушному флоту, чтобы они могли подавать военнослужащим горячие блюда на борту своих судов. Позже он поделился этой идеей с Pan American World Airways.
1950-е годы
К 1950-м годам роскошь на борту была в порядке вещей. Авиакомпания Pan American World Airways стала лидером по предоставлению услуг летающих лодок Clipper. В традиционное меню входили консоме-жюльен, бараньи отбивные по-французски, стручковая фасоль, картофель с петрушкой. Эта роскошь сохранялась и в 1960-х годах, когда авиакомпания стала партнером французского ресторана Maxims. Концепция бистро была представлена на борту самолета Boeing 377 Stratocruiser. В меню первоклассного ресторана были представлены закуски и коктейли, филе-миньон, запеченный утенок и лобстер. Все было накрыто серебряным сервизом, белыми скатертями и, конечно же, с шампанским и французскими винами.
В 1956 году начал полеты первый советский реактивный самолет Ту-104, на борту которого был полноценный сервис, в том числе горячие обеды. В 1961 году появился новый межконтинентальный лайнер Ту-114 с кухней на нижней палубе, модернизированными буфетами и рестораном на верхней (пассажирской) палубе.
До конца 1970-х практически все авиакомпании мира стремились максимально разнообразить бортовое питание пассажиров. В меню "Аэрофлота" были: курица, индейка, отварное мясо, гарнир, свежие овощи, хлеб, сыр, колбаса, масло, апельсины, яблоки, печенье, лимонад, чай, кофе, красная и черная икра. Причем черная икра стала настоящей визитной карточкой советского бортового рациона того периода.
Первый класс и "Конкорд"
В 1960-х годах авиакомпании British Airways и Air France были известны своей роскошной кухней высокого качества на борту. Шампанское, икра, трюфели, фуа-гра и лобстеры были обязательными блюдами в первом классе, а затем и на борту "Конкорда". В 1973 году авиакомпания Union de Transports Airiens обновила меню на борту, пригласив знаменитого французского шеф-повара Раймонда Оливера, который воссоздал его по-новому. Это был первый случай, когда шеф-повара попросили улучшить питание в самолетах.
Перемены
Времена менялись, и авиакомпании переориентировали свои приоритеты на массовые поездки и снижение цен на билеты. В 1987 году исполнительный директор American Airlines, как известно, сэкономил компании 40 000 долларов, убрав всего по одной оливке из каждого первоклассного салата. У некоторых авиакомпаний были проблемы с зараженной пищей и пищевыми отравлениями, что не улучшило репутацию бортового питания. Бортовое питание и роскошь действительно ушли в прошлое. Но можно ли рассчитывать на возвращение роскоши и первоклассных обедов?
В настоящее время многое из бортовых блюд производят специализированные кейтеринговые компании заключившие контракт с данной авиакомпанией. Существует целый список специальных блюд, которые можно заказать у большинства авиакомпаний, включая религиозные требования, ограничения по состоянию здоровья и детское питание. В некоторых случаях в меню авиаперевозчика могут входить только закуски и напитки. На дальнемагистральных рейсах бизнес-класса и первого класса можно найти лучшие блюда, многие из которых приготовлены известными шеф-поварами, отмеченными звездой Мишлен. Возможно, когда-нибудь мы вернемся к еде ресторанного качества, к роскошному ассортименту и подачи блюд на борту.
AviaFocus. Подписывайтесь!