Добрая репутация фирмы – это актив, который очень ценится на рынке. Репутация создаётся годами и компании очень болезненно реагируют, если кто-то недобропорядочный вольно или невольно бросает не неё тень, в этом случае они готовы на многое, порой на всё.
Чай в России
Исконно русский напиток чай пришёл к нам из Китая в начале XVIIв. Чайные караваны более полугода шли через всю Сибирь и был чай невероятно дорогой: в цену закладывались расходы на перевозку, прокорм возчиков, охрану.
Всё изменилось во второй половине XIX века с прокладкой железных дорог. Цена на чай упала, он стал доступен всем сословиям. В 70-х годах XIX в импорт чая достиг 1480 тыс. пудов. Оружейная кузница Тула перешла на выпуск самоваров. Чай стали подавать в ресторанах и трактирах. Оборотистые купцы делали на торговле чаем целые состояния.
Из грязи в князи
Основатель торгового дома «Братья Поповы» Константин Попов (1814-1872г.) начал мальчиком на побегушках в трактире в Костроме. В 1827г. Константин приехал в Санкт-Петербург и устроился в чайную лавку, где за несколько лет освоил все чайные науки: какие есть сорта чая, как его хранят, как пакуют, как продают, поднялся до приказчика и стал в своём кругу признанным экспертом по всему, что касается чая и чайной торговли.
В 1842 году Константин Попов решил открыть свой магазин. Денег у него не было, и он пошёл просить кредит у знакомых предпринимателей. В качестве залога он мог предложить только свою энергию и свою репутацию специалиста чайной торговли. И нашлись люди, которым этого было достаточно. Торговля пошла бойко, Константин выписал себе в помощь младшего брата Семёна и зарегистрировал фирму «Братья КиС Поповы».
В 1843 году старший Попов решил, что пора осваивать Москву: в Петербурге чай пили мало, отдавая предпочтение кофе. Другое дело Москва – тут чай пили вёдерными самоварами, и как шутили в Санкт-Петербурге, «если москвич, выдув самовар, отставил стакан в сторону – это значит, что он всего лишь решил сделать передышку».
«Чайные короли» Поповы
К 70-м годам XIX века фирма имела отделения в Москве, Варшаве, Киеве, Астрахани, Баку, Воронеже, Вильно, Екатеринославе, Казани, Саратове, Самаре и ещё в 20 крупных городах по всей России, открыла свои представительства в Китае, Лондоне, Калькутте и Коломбо, США и Австро-Венгрии.
Поповы породнились с «королями пастилы и мармелада» миллионерами Абрикосовыми и те стали совладельцами компании. После смерти К. Попова бразды правления взял в свои руки его племянник, сын младшего брата Семёна Константин Попов, который сохранил старое название «Братья КиС Поповы» - брендами не разбрасываются!
Фирма стояла на четвёртом месте по объёмам продаж, но в прейскурантах цен чай «Братьев Поповых» всегда занимал первую строку: отличительной чертой компании было высочайшее качество товара, за что фирма получила звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» и право изображения на упаковке государственного герба.
В рекламных буклетах компания с гордостью сообщала, что является также поставщиком дворов императора Австрии, короля Греции, короля Швеции и Норвегии, короля Бельгии и Персидского шаха.
Дело 1878г.
Константин Попов вошёл в столовую, где за столом сидел Николай Абрикосов – один из членов правления компании «Братья КиС Поповы». Тот пил чай.
- О, как ты вовремя! Садись, чайку выпей, - Николай налил чашку.
- Не откажусь, - Константин сел, хлебнул и с отвращением поставил чашку на стол, - что за дрянь?
- Поповский чай, - усмехнулся Николай и рукой подтолкнул к Константину фирменную поповскую коробку с изображённым на ней сбора чая в Китае.
Константин с сомнением взял коробку в руки.
- Ах, мерзавцы! – изображение на ней было зеркальным оригинальному: китайцы с корзинами, полными чайных листьев, шли не слева направо, а в обратную сторону.
- Мерзавцы, - кивнул головой Николай, - не всякий покупатель обратит внимание. А по Москве уже слухи идут: не тот чай стал у Поповых, не тот!
- Кто этот прохиндей?
- Некий купец, и тоже Попов, только Александр, - ответил Абрикосов и продолжил: - адвокаты уже готовят иск.
Однако Московский окружной суд решил, что только полное тождество изображений на упаковках может быть основанием для вынесения обвинительного приговора. Попов и Абрикосов дело проиграли. Совладельцы огорчённо вздохнули и перерегистрировали компанию в товарищество, изменив внешний вид упаковки.
Дело 1882г.
Александр Попов также перерегистрировал свою фирму, взяв в компаньоны младшего брата Ивана. Упаковка новой компании имела много схожего с оригинальной «поповской»: та же надпись «Братья Поповы КиС», только чуть ниже мелкими буковками расшифровка «контора и склад».
Попов и Абрикосов подали новый иск. Адвокаты подготовились и выиграли дело: на поддельных Поповых был наложен штраф аж по 200 руб. на каждого! Александр Попов откровенно потешался над конкурентами.
- Это чёрт знает что! – бушевал Константин Попов. – Готовить новый иск? Смысла не вижу. Но оставлять это дело так тоже нельзя!
- Нельзя, - кивнул головой Николай Абрикосов, - а значит, надо взяться за дело с другого конца.
Донос
В начале января 1886 года почетный гражданин Леонид Филиппов и крестьянин Гавриил Одинцов заявили московскому обер-полицмейстеру, что в чайном складе братьев А. и И. Поповых, где они находились на службе, постоянно подмешивается в настоящий чай так называемый «рогожский чай», и что в настоящее время на складе находятся несколько бочек этого «чая».
Это было похлеще иска об этикетках! Но чтобы оценить силу нанесённого удара, объясним, что это за «рогожский чай».
Как заработать на чае без проблем
Способ 1. Спитый или «рогожский чай»
Исходным сырьём для «рогожского чая» была уже использованная заварка, которую собирали по трактирам, ресторанам и чайным Москвы. Её сушили, подкрашивали графитом или сажей и подмешивали в настоящий чай в пропорциях соразмерно своей наглости или смелости. Особенно отчаянные добавляли в эту смесь купорос – такой чай «заходил» особенно ядрёно. Центром производства спитого чая была Рогожская слобода, отчего тот и назывался «рогожским».
Способ 2. «Копорский чай»
Способ заключался в подмешивании в чай высушенных листьев иных растений: берёзы, рябины и пр. Самым популярным был кипрей (он же Иван-чай). Настоящий чай стоил от 0,7-1,4руб/фунт (0,453кг.), а копорского - 3 руб/пуд (16кг). Чувствуете разницу? При промышленных объёмах перемешивание в пропорциях 1/10 давало прибыль в тысячи и десятки тысяч рублей. Центром сбора и производства исходного сырья было Копорье под Петербургом, откуда и пошло название этого суррогата.
Государство в борьбе за "настоящий" чай
Государство фальсификацию чая воспринимало крайне болезненно: ещё в XVIII веке доля таможенных платежей за ввозимый чай доходила до 35% всех таможенных поступлений! Объёмы ввозимого чая росли - росли и «чайные» таможенные сборы. Власть была кровно заинтересована, чтобы население пило именно чай, а не его заменители.
Поэтому из указа в указ переходило: «запрещается продажа спитого и копорского чаёв», «воспрещается торговать спитым и копорским чаем». За изготовление, хранение и продажу фальсификатов карали сурово.
Попов и Абрикосов мудро выбрали линию, при которой могли рассчитывать на поддержку государства: залезть в государеву казну – это вам не друг у дружки воровать!
Была проведена огромная работа: выявлен факт преступления, установлены лица, непосредственно участвующие в нём, завербованы информаторы, собраны доказательства. Затем выбран момент и нанесён удар.
В ходе обыска были найдены 3 ящика общим весом 25 пудов и 2 бочки общим весом 43 пуда, заполненные «рогожкой» и «капорской травой» - всего более тонны!
Чайный процесс
Суд начался 4 мая 1888г. Попов и Абрикосов по сути выполнили за полицию всю работу, представив суду улики, доказательства и свидетелей. Филиппов и Одинцов подробно рассказывали, как свозили спитой чай со всех концов Москвы на склады торгового дома «А. и И. Поповы». Крестьянин из-под Петербурга – поставщик «капорки» после слов «себя виновным не признаю, но всё расскажу» давал показания, как по заказу Поповых выращивал кипрей и возил его возами в Москву.
В процессе рассказа крестьянин украдкой поглядывал на сидящего в зале представителя фирмы «Братья Поповы КиС». В голове вертелось сказанное ему вчера: «Если расскажешь всё как было - мы тебе поможем, вытащим. Наймём хорошего адвоката, получишь месяц-два плюс компенсацию за свои страдания. Если нет – приговор будет другой и никакой компенсации».
Его не обманули: линия «я выращивал, возил, сдавал, а что с нею господа делали знать не знаю» оказалась верной. Отсидев несколько недель в холодной, крестьянин получил обещанное вознаграждение и довольный вернулся домой.
Цена мошенничества
На суде Александр Попов брал всё на себя: «Брат ни при чём, я его взял только ради фамилии, он ничего не знал». Иван был оправдан и освобождён в зале суда.
Закрыв младшего брата собой, старший ответил за двоих: купец первой гильдии (уже бывший) Александр Попов отправился в бессрочную ссылку в Сибирь. Вне всякого сомнения, это подсуетился торговый дом «Братья Поповы КиС»: 10 лет этот прохиндей пил у них кровушку, так что теперь пусть ответить за всё.
Вдогонку торговому дому «А. и И. Поповы» был вчинён немалый денежный иск. Этот процесс Попов и Абрикосов выиграли, ТД «А. и И. Поповы» рухнул.
На этом в "чайной истории" можно поставить точку.
Если текст вам понравился - ставьте лайк, подписывайтесь на канал, читайте уже опубликованные статьи.
Прочие статьи автора из цикла "Криминальная история"
Klim Podkova