20 июля 1941 года неподалёку от Белостокских ворот западной части Центрального острова Брестской крепости чья-то слабеющая рука начертала на кирпичной стене казармы: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина».
Считается, что надпись сделана военнослужащим этого батальона Федором Рябовым, это лишь догадки. Рябов Фёдор Васильевич, родился в 1921 г. в д. Игуменцево Вязниковского района Владимирской обл., рядовой, повар 132-го отд. батальона конвойных войск НКВД, погиб 29.6.1941.
Участвовал в отражении танковой атаки противника и подорвал связкой гранат одну вражескую боевую машину. В рукопашной схватке в подвалах казарм у Трёхарочных ворот вместе с товарищами отбил у фашистов раненых защитников крепости. Сам был тяжело ранен, но как только пришёл в себя, вновь взялся за оружие. О его гибели рассказывал П.П. Кошкаров. 29 июня, возвращаясь поздно вечером в штаб сводной группы обороны крепости, он наткнулся в одном из казарменных помещений на труп. «Ощупал его руками. Лохмотья обмундирования были мокрые и липкие. В кармане обнаружил книжечку и взял её с собой. В штабе я с комиссаром Фоминым пытался разобраться, кому принадлежал этот комсомольский билет, но он был весь залит кровью… Утром 30 июня я долго не отрывал глаз от взятого мной окровавленного комсомольского билета, разбирая каждую букву, пока наконец не разобрал, что он принадлежал Рябову, который, по видимому, собрав последние силы, вылез из подвала и здесь был убит». Посмертно Ф.В. Рябов награждён орденом Отечественной войны I степени. Он навечно зачислен в списки одной из воинских частей.
Надпись была обнаружена в руинах казармы 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД СССР, одной из четырех воинских частей и подразделений войск НКВД, которые вместе с гарнизоном Красной Армии дислоцировались в крепости.
В своем донесении командованию 4-й армии командир 45-й пехотной дивизии вермахта генерал-лейтенант Шлипер отмечал: «Потери очень тяжелые. За все время боев - с 22 по 29 июня - мы потеряли 1 121 человека убитыми и ранеными. Крепость и город Брест захвачены, бастион находится под полным нашим контролем, несмотря на жестокую смелость русских. По солдатам до сих пор стреляют из подвалов - фанатики-одиночки, но мы скоро с ними справимся».
Кто были эти одиночки? И до какого времени продолжались последние бои в крепости? Благодаря записям на камнях уже доподлинно известно, что бои шли и во второй половине июля. Последним официальным защитником Брестской крепости считается командир 44-го стрелкового подразделения майор Петр Гаврилов. Его, обессиленного и израненного, немцы взяли в плен 23 июля 1941 года в северной части крепости.
Кто был последним защитником или в числе последних защитников крепости, установить историкам не удалось. Известны факты того, что стрельба продолжалась и в августе. Из дневников унтер-офицера Макса Клегеля, дата - 1-е августа 1941 года: «В крепости погибли двое наших - полумертвый русский зарезал их ножом. Здесь до сих пор опасно. Я слышу стрельбу каждую ночь».
Подвиг Гаврилова во многом — символ ожесточенного сопротивления, которое оказывали советские бойцы и командиры даже в безнадежных условиях июня сорок первого.
В сложнейшей ситуации, не имея ни связи с командованием, ни тяжелого вооружения, ни пищи, в полном окружении Гаврилов и его бойцы сумели вырвать у вермахта несколько дней — тех дней, которых, возможно, в конечном итоге и не хватит блицкригу.
30 января 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Петру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Скончался в Краснодаре 26 января 1979года. Похоронен с воинскими почестями на гарнизонном мемориальном кладбище Бреста рядом с его боевыми товарищами согласно завещанию.