Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Старинная усадьба Паулуччи под Казанью в опасности из-за медлительных чиновников

Оглавление

Защитники уникального объекта в Верхнеуслонском районе обеспокоены: территорию парка и трубы кирпичного завода XIX века могут оставить без охранной зоны, а власти почему-то затягивают с включением объектов в реестр культурного наследия.

предоставлено на местными жителями
предоставлено на местными жителями

Усадьбу Нарышкиных – Паулуччи оставят без защиты?

Общественников беспокоит появившийся на сайте госзакупок тендер на разработку проектов охранных зон для объектов культурного наследия в Верхнеуслонском районе. В списке оказалось 16 позиций, в том числе дом в селе Печищи, в котором жил белорусский поэт Янка Купала, церковь Николая Чудотворца в Верхнем Услоне 1833 года постройки, дом купца Сироткина XIX века и церковь Рождества Христова 1786 года в селе Шеланга. Победителю тендера предстоит выявить на основе материалов исследований факторы, обеспечивающие и угрожающие сохранности объекта культурного наследия. Местные жители и активисты удивлены тем, что среди 16 объектов, к которым разработают охранные зоны, не оказалось парка усадьбы Нарышкиных-Паулуччи и промышленной трубы кирпичного завода XIX века. Оба объекта находятся в селе Ключищи.

Парк с липовой аллеей — один из немногих объектов, оставшихся от усадьбы Нарышкиных – Паулуччи. Еще в конце XVII – начале XVIII века территорию села Ключищи вместе с другими землями на правом берегу Волги получил Кирилл Нарышкин, троюродный брат матери Петра I, бывший первым комендантом Санкт-Петербурга и московским губернатором. Уже в XIX веке на этих землях возведена усадьба Нарышкиных, а в 1881 году у территории появились новые хозяева, маркизы Паулуччи. Рядом с усадьбой высадили яблоневый сад, окруженный дубовой и липовой аллеями. В гостях у маркизов в поселении бывал и великий композитор Федор Шаляпин. По словам краеведов, в конце XIX века маркизами в Ключищах был построен кирпичный завод, работавший около столетия, пока в начале XXI века он не был разрушен. От завода осталась лишь кирпичная труба, которая уже стала одним из туристических символов села.

Автор фото: предоставлено местными жителями
Автор фото: предоставлено местными жителями

В 2021 году общественность взбудоражила новость о вырубке яблоневого сада близ территории бывшей усадьбы. К тому времени территория, на которой находились сады, принадлежала бизнесмену Роману Гущину. Сам предприниматель утверждал, что провел санитарную зачистку и избавился от старых яблонь. При этом липовую аллею, насчитывающую около 200 деревьев, новый собственник обещал не трогать. В 2022 году также едва не была снесена труба кирпичного завода, которую удалось спасти после возмущения местных жителей и активистов.

Чиновники хотели переложить  экспертизу на активистов, по позже решили проводить ее сами

На этом фоне местные жители и неравнодушные активисты долго добивались признания парка, куда входит липовая аллея, и трубы завода объектами культурного наследия. Наконец, в 2021 году парк, а год спустя и промышленную трубу кирпичного завода включили в перечень выявленных объектов культурного наследия. Но данный статус не означает окончательного признания липовой аллеи и трубы объектами культурного наследия, а лишь обязывает власти принять решение о включении их в реестр ОКН. Чего чиновники пока не сделали.

- Уже третий год республиканский комитет по охране объектов культурного наследия не принимает решения. Просто тянут время, — рассказывает активистка Гюзель Камалова в беседе с «Вечерней Казанью».

Общественники неоднократно просили комитет Татарстана по охране объектов культурного наследия поторопиться с окончательным включением объектов усадьбы Нарышкиных-Паулуччи в реестр культурного наследия. В своем ответе Камаловой от 2022 года комитет фактически предлагает активистам самим провести историко-архивные и библиографические исследования, благодаря которым можно будет определить, необходимо ли включать объекты в реестр. В рамках исследования, помимо прочего, нужно представить выписки из архивов, исторические справки с архитектурно-художественным анализом объекта, а при наличии — анализ ранее разработанной научно-проектной документации.

Автор фото: предоставлено местными жителями
Автор фото: предоставлено местными жителями

«Протянуть время с оформлением участков в реестр, чтобы выявленные объекты ОКН не успели попасть под полную защиту государства<...>. Чтобы рядом с этими объектами можно было строить огромный коттеджный поселок в центре села около знаменитой 200-летней липовой аллеи, которая привлечет богатых покупателей», — указывает Камалова в письме прокурору республики Альберту Суяргулову на истинную причину задержки с определением статуса объектов. Обращение направлено в середине июля, как только стало известно о том, что у объектов усадьбы не будет охранной зоны.

В ответ на запрос «Вечерней Казани» в комитете Татарстана по охране объектов культурного наследия заявили, что так как парк, в который входит липовая аллея, и кирпичная труба относятся только к выявленным объектам культурного наследия, то в законодательстве нет требований об установлении охранных зон к ним. Также в комитете сообщили, что ими заказана экспертиза для принятия решения о целесообразности включения парка и кирпичной трубы XIX века в реестр ОКН. Завершить исследование обещают в сентябре.

Автор материала:Рамиль Акберов