- забыла ребенка забрать! А мне домой надо - у меня семья!
-А Василий что? - Людмила сочувствовала девочке, но не особо горела желанием возиться с чужим ребенком.
-Так не он сегодня! Валентина!
Валентина был одинокой бездетной бабой. От того, наверное, и убежденной детоненавистницей. В отличии от своего сменщика - деда Васи. Тот любил детвору, всегда имел в запасе карамельки для угощения и, не смотря на солидный возраст, не прочь был поиграть с ребятишками.
Когда местная пьяница Ира уходила в очередной загул и забывала о дочке, дед Василий всегда брал ее в свою каморку при детском садике, где работал сторожем и куда ходила Катюша - дочь Иры.
-Что ж, давай, заберу горемыку!
-Вот спасибо, Люсенька! - обрадовалась воспитательница. - Дай Бог тебе здоровья!
Дом Людмилы находился рядом с домом Иры и женщина не понаслышке знала, как загуливает соседка.
Ирина пила чуть ли не с девок. В те дни, когда женщина была трезвой - ходила по селу, искала подработку. Заработав немного денег, тут же уходила в запой. Однажды в село приехала фура. Из кабины выпрыгнули два веселых мужика и начали бойкую торговлю арбузами. Их шутки и прибаутки не оставили местных баб равнодушными и фура быстро пустела.
На ночь остановились у Ирки, которая как раз была в завязке и искала способ подзаработать. На следующий день, продав последний арбуз, мужики уехали, а через девять месяцев Ирка родила девочку.
Рождение дочери женщину не остановило - она так и продолжала пить. Девочка росла как былинка в поле. Сердобольные односельчане помогали ей кто чем мог: подкармливали, отдавали одежку от выросших детей. Время от времени, когда Ирка выходила из запойного штопора и начинала усиленно зарабатывать деньги, Катюша была обласкана матерью. Ирка покупала дочери обновки, сладости и все, что было необходимо ребенку в ее возрасте. Но такие моменты длились недолго. Ирка снова уходила в запой и девочка снова была предоставлена сама себе.
Людмила, как и остальные, жалела Катюшу. Подкармливала ее, отдавала вещи после сына, забирала к себе ночевать, когда у Ирки были "гости". Иногда, вот как сегодня, забирала из детского сада и оставляла у себя, пока мать не вспоминала о дочери.
Дома Людмила покормила Катюшу и, оставив с сыном, который был всего на год постарше девочки, пошла проверить Иру.
Дом Ирине остался от бабки. Когда-то большой добротный дом с ухоженным садом и огородом сейчас был запущен. Давно некрашеные рамы с грязными стеклами, облупившаяся краска и покосившееся крыльцо. Об огороде остались лишь воспоминания - все поросло бурьяном. Забор вокруг дома давно упал.
В доме стояла невозможная вонь от грязных тряпок, пота и перегара. Сама же хозяйка мертвецким сном спала на стуле, уронив голову с грязными спутанными волосами на стол.
Покачав головой, Людмила вышла от соседки. Дома она перестирала вещи Катюши и намыла девочку в тазу.
Утром, уведя детей в сад, Людмила снова зашла к Ире. С вечера ничего не изменилось. Лишь вонь усилилась. Покачав головой, Людмила заспешила на работу.
Вечером, проходя мимо Иркининого дома, Людмила снова решила заглянуть к ней. Все оставалось по прежнему. Та же вонь, та же Ира, спящая на столе. Людмила уже собиралась уходить, смирившись с тем, что Катюша сегодня снова на ее попечении, как вдруг остановилась: что-то было не так.
Женщина огляделась и поняла: со вчерашнего дня в доме ничего не изменилось: ни что не указывало на то, что в дом кто-то приходил, хотя такое невозможно - если Ира пила, к ней постоянно кто-нибудь да наведывался. В основном, местные алкаши, но после их посещения всегда что-то изменялось: появлялись новые осколки, бутылки, передвигалась мебель... А тут...
Людмила подошла к хозяйке дома и, наклонившись, на сколько позволял исходивший от нее запах, прислушалась. Не дышит. Людмила бросилась за участковым.
________________________
-Хорошая ты баб, Люсь! - вздыхала Татьяна Тимофеевна, она же воспитатель сельского детского сада. - Все на свои плечи взвалила: и похороны и поминки. И Катюшку одну не оставила. Ирке, конечно, туда и дорога, но вот девчушку жалко. Куда ее теперь? В детдом?
-Да.. Я бы взяла ее к себе, но, боюсь, одна двоих детей не потяну! - покачала головой Людмила. У нее и в мыслях не было забирать к себе соседкину дочь, но уж очень льстила похвала воспитательницы, после которой хотелось выглядеть еще благороднее.
-Так ты узнай в органах опеки! - воодушевилась Татьяна Тимофеевна. - Может тебе Катюшку под опеку дадут? "Опекунские"-то хорошие платят! Да и дом Иркин... Если его прибрать - так сдавать можно. У нас ведь часто всякие командировочные останавливаются!
-Надо подумать! - покачала головой Людмила, но в голове уже выполняла подсчеты.
Через пару месяцев все формальности были улажены. Людмила оформила опеку над Катюшей, привела в порядок дом и поселила первых квартирантов. В последующие годы женщина ничуть не пожалела о том, что взяла под свое крылышко сиротку..
Катюша была тихой и послушной девочкой. Хорошо училась и во всем помогала Людмиле. Деньги, который Людмила получала как опекун и от сдачи дома, помогли женщине наладить и свой быт: сменить мебель, купить новый телевизор, обновить гардероб. Дети тоже ни в чем не нуждались - женщина не скупилась на все необходимые для них вещи.
Катюша с Иваном учились в старших классах, когда Людмила начала замечать, что ребята все чаще стараются быть вместе, уединиться. Немного поразмыслив, женщина махнула рукой: "Подумаешь! Помилуются-помилуются, а потом уедут учиться и забудут о своих влюбленностях!"
Но время шло, а ребята не отдалялись друг от друга. Наоборот, с каждым днем их чувства становились все сильнее. Людмила забеспокоилась и вызвала сына на разговор.
-Ваня, что происходит? Что за отношения у вас с Катериной?
Парень не стал ходить вокруг да около, сразу признался:
-Мы любим друг друга и после школы сразу поженимся!
-Как? А как же учеба? Ты же хотел поступать в городе в институт?
-Одно другому не мешает! Днем будем учиться, а вечерами работать! Сейчас много работы для студентов. Как-нибудь проживем! Ты не переживай, мама. Все у нас получится!
-Получится? - взорвалась Людмила. - Что может получится с дочерью алкоголички? Да Катька вот-вот пойдет по стопам своей мамаши! А кого она тебе родит? Урода? Инвалида? Ты хочешь всю жизнь мучаться с алкашкой? Да она тебе жизнь испортит!
-Мама! Ну с чего ты это взяла? Катюша не пьет и не собирается! У нее даже в мыслях этого нет!
-Сейчас нет, а завтра будет! Яблочко от яблони! Нет! Даже и не думай! Я не позволю испортить жизнь моему сыну!
-Зачем вы так, тетя Люся? - в комнату вошла бледная Катюша. - Я вам обещаю, что никогда даже не посмотрю на спиртное!
-Это ты сейчас так говоришь! А я-то знаю - не сегодня-завтра гены твоей мамашки проявятся! Так что - забудь об Иване! И вообще, Катерина... Давай-ка... сейчас заканчиваешь девятый класс и езжай в техникум! Нечего тут перед моим сыном хвостом вертеть!
-Но... Тетя Люся... Я же хотела в институт поступать, - заплакала Катя, - Я учусь, стараюсь, чтобы ни единой четверочки не было... Как же я после девятого-то из школы уйду? В институт только после одиннадцатого берут!
-Ой, да какой тебе институт? - уперлась руками в бока Людмила. - Говорю же: у тебя гены алкашные! Ты алкоголичкой будешь как твоя мамашка! А алкоголикам институты не нужны! Давай! Готовься! Я тебя больше содержать не намерена!
Как не просил Иван мать, как не уговорил - переубедить ее не смог.
-Катюш, ты поезжай. Я, как только закончу школу - сразу же к тебе! - убеждал он девушку. - А уж в городе мать нам не помешает быть вместе!
С тяжелым сердцем и грустными мыслями уезжала Катя из родного села. В школе она хотела поступать в сельскохозяйственный институт, чтобы после его окончания вернуться домой и помогать с развитие села, но по приезду в город - передумала.
С аттестатом с отличием ей без труда удалось поступить в юридический колледж. Девочка усердно принялась за учебу. Тех денег, что выделила ей перед поездкой опекунша, хватило ненадолго. Но Катя не стала отчаиваться и устроилась на работу в ресторан официанткой.
Сначала все шло хорошо, но постоянный недосып и работа на ногах сделали свое дело - Катя стала невнимательной и иногда даже засыпала на парах. В конце концов ее вызвала к себе куратор ее факультета.
-Смирнова! Что происходит? Как ты с такой невнимательностью и желанием поспать закончила школу на "отлично"? - Ольга Андреевна взяла папку с личным делом Кати.
-Я... работаю, - пролепетала Катюша, сгорая от стыда.
-Работаешь? - Ольга Андреевна начала листать папку. - На нарядки что ли денег не хватает? - куратор оглядела стоящую перед ней студентку с ног до головы. По одежде девушки не было похоже, что она балует себя новыми вещами. Одежда на ней была чистая, но давно вышедшая из моды. - Или... Что-то другое тебе нужно?
-Ну... Мне же нужно оплачивать общежитие, канцелярские принадлежности, есть на что-то... - перечислила Катюша. Голос ее становился все тише.
-Подожди! Ты же сирота! Тебе должны пенсию платить... Стипендию повышенную... Единовременные выплат к учебному году какие-то... Да и общежитие у нас для сирот бесплатное... - лицо куратора вытянулось от изумления. - Где все это?
-Ну... Стипендию мне платят... А про остальное я не знала... - пролепетала Катюша.
-Так! Подожди! А твоя опекунша... Она что - тоже ничего не знает?
-Я ... Я ее не спрашивала.
-Вот так дела! - покачала головой Ольга Андреевна. - Ты когда домой последний раз ездила?
-Я не езжу...
-Почему? - все больше изумлялась куратор, начиная подозревать неладное.
-Тетя Люся сказала... - Катя немного помялась, стоит ли говорить все то, что ей сказала опекунша и решила, что Ольга Андреевна должна знать о ее наследственности. А то скажет потом, что ее не предупредили. - В общем... - Катюша рассказала предысторию ее поступления в колледж. - Тетя Люся только один раз звонила. Просила прислать ей справку, что я действительно стала студенткой. Чтобы ей спокойнее было, что те деньги, которые она мне в дорогу дала, я не пропила!
-Вот так ничего себе! - Ольга Андреевна откинулась на спинку своего кресла, а Катюша вся съежилась. Сейчас ее отчислят! - Ну и ушлая твоя опекунша! Ишь как хитро все обтяпала! Денежки за сиротку - себе, а сиротку - с глаз долой! Ну ничего, Катя, я с этим разберусь! А ты - увольняйся-ка из своего ресторана! Скоро ты по закону будешь получать деньги. Чтобы тебя никакая работа от учебы не отвлекала!
-Спасибо, Ольга Андреевна! - обрадовалась Катя. - Только вот... Мне скоро коменданту за общежитие платить... Дадут мне к тому времени деньги?
-А ты разве не через банк платишь?
-Нет. Комендант сказала, что я, как сирота, должна платить ей наличными, так как у меня льгота, а банк берет только полную оплату.
-Ну и ну! - покачала головой куратор. - Ты иди, Смирнова! С комендантом я тоже разберусь!
Через неделю Катю снова вызвали к куратору.
-Вот. Все твои деньги, которые ты должна была получить с начала учебного года! - Ольга Андреевна положила на стол довольно-таки упитанную пачку тысячных. - Теперь все положенные тебе выплаты будут приходить на твою студенческую банковскую карту. Ты, кстати, уволилась с работы? - Катерина, не веря тому, что с ней происходит, кивнула. - Расчет получила?
-Да! Ой! Спасибо, Ольга Андреевна! Можно я вас обниму? - не дожидаясь разрешения, Катя бросилась к преподавателю.
Лишь много лет спустя, девушка узнала, как Ольга Андреевна смогла вернуть ей ее деньги.
-Здравствуйте! Это вы Людмила Ивановна? -Ну я, а что? - Людмила с опаской поглядела на хорошо одетую женщину, явно не из их села. -Что ж вы, Людмила Ивановна, сироту на произвол судьбы выпроводили? -А ваше какое дело? И никакой не "произвол"! Катька в техникуме учиться! На юриста!
-А денежки вы получаете.. -И что? Я ее выкормила, выпоила - дальше пусть сама! -Так она и так сама. Только вот деньги-то ей платят, а не вам! -Да кто вы такая? -Вот смотрите, - вместо того, чтобы назвать свое имя, женщина протянула Людмиле лист бумаги, - здесь все те выплаты, которые вы присвоили себе! Даю вам три дня, чтобы вернуть деньги. Или я иду в суд. И поверьте мне: тогда эта сумма будет в два раза выше! Сначала Людмила долго возмущалась, рассказывая всему селу, какая Катька неблагодарная - заслуженные выплаты у опекунши забирает, но Татьяна Тимофеевна охладила ее пыл. -Люся, уймись! Та дама права: выплаты-то на сироту идут! Пока она с тобой жила - вопросов не было, а сейчас - будь любезна все передать ей! Людмиле ничего не оставалось, как вернуть все деньги.
Катерина с отличием закончила колледж и тут же устроилась на работу, одновременно поступив на заочное отделение института. На одной из сессий она познакомилась с симпатичным аспирантом и вскоре вышла за него замуж. Молодые жили душа в душу и делали карьеру. Через пару лет один за одним появились дети. Семья жила в достатке и взаимоуважении.
Когда дети подросли, встал вопрос о загородном доме. Молодым родителям хотелось, чтобы дети проводили выходные и каникулы на чистом воздухе, вдали от городской пыли и шума. И тут Катюша вспомнила о доме мамы. Решив, что это идеальный и не сильно затратный вариант, женщина поделилась своими мыслями с мужем.
-Почему нет? - согласился тот и в ближайшие выходные вся семья отправилась в родное село Кати.
-Эй! Вы чего тут делаете? - женский крик настиг их едва они открыли калитку. - А ну! Пошли вон! Или снять хотите? - голос стал более ласковым.
-Нет, тетя Люся! Не собираюсь я свой дом снимать! - повернулась к женщине Катя, узнав ее по голосу. - Я хочу его отремонтировать и жить в нем!
-Катька? - ахнула Людмила. - Ты... Как здесь? Я думала... Ты как мамашка... Спилась давно!
-Не угадали! Так что с моим домом? Где ключ?
-Ничего я тебе не дам! Ишь ты! Явилась на все готовенькое! А кто за этим домом следил все годы? Кто его обихаживал?
-Так вы с него и имели! Сколько тут посторонних побывало в качестве квартирантов? Сколько вы на них денег заработали?
-Не твое дело, а дом я тебе не отдам! Я его давно на себя переоформила!
-Ну.. Сделку мы оспорим... А если будете противиться, так еще и компенсацию с вас взыщем! - в разговор вступил муж Кати.
-Ты еще кто такой? - взвилась Людмила, понимая, что дополнительный заработок уплывает из ее рук.
-Я муж Кати и такой же юрист как она. Так что советую вам разойтись по хорошему. А иначе... Вам придется заплатить немалый штраф за махинации и незаконную сдачу чужого дома!
-Да что ж это делается? - запричитала Людмила. - Да что же это за люди пошли мелочные! Жадные!
У дома уже начали собираться соседи. Кто-то с интересом разглядывал Катю и ее семью, кто-то со злорадством поглядывал на Людмилу.
-Людка! Уж не Катерина ли на свой дом претендует? - послышалось из толпы. - А ты говорила, она спилась! Что-то не похожа она на алкоголичку-то!
-Ага! - ответил другой задорный голос. - Ванька твой больше этому статусу соответствует!
Поджав губы, Людмила бросилась к себе. Она хотел, чтобы ее сын, Иван, вышел и надавал тумаков этой зарвавшейся выскочке Катьке и ее мужу. Пусть знают, прежде чем зариться на чужое добро!
Но Иван спал пьяным беспробудным сном.
Когда Катерина уехала в город, Иван сначала горевал, а потом, по настоянию матери стал ходить гулять со своими ровесниками. -Иди, погуляй, как нормальный пацан! - оправляла Людмила. - Глядишь, найдешь себе хорошую невесту. Без алкоголичных генов! Но вместо невесты Иван открыл для себя новое занятие - пить пиво. Постепенно пиво заменил самогон и одиннадцатый класс парень закончил с горем пополам. О поступлении в институт не было и речи. Ивана забрали в армию. Возвращение из армии Иван отмечал больше месяца, да так и не остановился. Зачастую Людмиле приходилось тащить сына до дому из канавы, сугроба или из дома таких же алкашей, так как сам он передвигаться не мог.
Катерина с мужем быстро вернули дом, привели его в порядок и стали часто приезжать туда на отдых.