Найти тему

Обыкновенный нацизм #3. Унтерменши, сами ставшие нацистами. Старательно «забытые» факты истории

Шествие в Риге, посвящённое памяти Латышского легиона SS, 2008 г.
Шествие в Риге, посвящённое памяти Латышского легиона SS, 2008 г.

Известный латышский философ Вилнис Зариньш (1930-2014) вспоминал, как летом 1942 года, в занятой немцами Риге на парадных дверях гостиницы «Метрополь» он увидел табличку «Вход только для германских подданых». Такое же объявление красовалось и в Экономическом магазине, куда не пускали местных. Зариньш пишет, что его тогда посетила мысль о том, что как бы не старался он приспособиться к существующему порядку, но усердие и покорность не помогут ему стать «своим» для немцев: «Я всё равно останусь человеком второго сорта – как латыш, а не немец».

Даже внешняя принадлежность к немецкому народу, труд на его благо, знание немецкого языка, усвоение немецкой культуры, выдающиеся личные достижения – всё это в глазах нацистских идеологов ещё не позволяло считать человека полноценным немцем. Куда важнее работоспособности, заслуг и уважаемых черт характера – текущая в жилах «чистая» кровь. Течёт в тебе «арийская» кровь – значит, тебе положены привилегии, пусть ты и не имеешь никаких заслуг. Кровь «неарийская» или же недостаточно «арийская» – каковы бы ни были твои личные способности и успехи, рано или поздно ты подлежишь уничтожению.

Немцы с готовностью использовали прибалтийских добровольцев для полицейской службы и проведения карательных акций, но для них они неизменно оставались представителями «неполноценных народов», будущее которых рассматривалось исключительно с точки зрения «хорошего расового материала», либо «плохого расового материала». Иными словами, достойны ли они со временем быть допущены к онемечиванию…

После того, как стало очевидно, что план молниеносного завоевания Советского Союза провалился, стали появляться здравые предложения несколько изменить отношение к местному населению, как изначально к «примитивным расовым группам».

Уже в 1942 году А.Розенберг пишет фюреру о том, что по его сведениям, германские военные и чиновники на местах, позволяют себе не надлежащие высказывания по отношению к населению оккупированных территорий, которое они называют «колониальным народом, немецкими неграми, свиньями и погаными русскими». В общем, ведут себя крайне неуважительно! И это очень распространено... Розенберг призывал Гитлера брать пример с английской колониальной политики. Ведь Англия много лет владычествовала над Индией, но англичане никогда не позволяли себе таких откровенно-циничных и презрительных высказываний, какие позволяют себе представители германских оккупационных властей! Англичане бесконечно презирали индусов, но при этом, они постоянно напоминали им, какие бесчисленные блага высокой культуры принесла Великобритания в Индию, они рассказывали о том, что англичане построили дороги, привнесли образцовый европейский порядок, самоотверженно осуществляли «бремя белого человека»!

Следует проявлять разумную сдержанность и не демонстрировать пренебрежительного отношении к покорённым народам. Согласно новой политической линии, предлагаемой А.Розенбергом, следовало организовывать для войны с русскими представителей различных национальных групп, проживавших в СССР. Он хотел использовать их как инструмент для борьбы в интересах Великой Германии: украинцев, кавказцев, татар, калмыков, прибалтов… Всех, кого удастся мобилизовать, используя антисоветскую риторику и русофобские настроения.

Всё это было рационально и очевидно, однако Гитлер крайне неохотно поддерживал политику заигрывания с теми, кого ещё недавно нацистская пропаганда называла «неравноценными, примитивными народами». Но победы Красной Армии на фронте не оставили ему выбора.

После поражения под Сталинградом в 1943 году, немецкие пропагандисты начали распространять среди военнослужащих вермахта рекомендации о том, что нельзя русских беспричинно бить, нельзя насиловать женщин, нельзя относиться к ним неуважительно и т.д. Но это уже ни на что не влияло.

Многолетняя пропаганда и брошюрки типа «Der Untermensch» намертво вбили в сознание большей части «арийского» население представление о том, что они РАСА ГОСПОД, поставленная по праву своего рождения над «колониальным народом» оккупированных территорий. И с этим ничего уже нельзя было поделать…

По мере того, как германские войска терпели новые поражения на восточном фронте, всё острее становился вопрос относительно организации национальных формирований в составе вооружённых сил Германии. Генерал А.Власов, прекрасно понимал, что его роль и политическое значение в этих условиях возрастают, однако его постоянно уязвляло упоминание об «унтерменшах». Рейхсфюрер Г.Гиммлер не скрывал того, что считает Власова ярко выраженным «унтерменшем». Враждебная кровь, расово чужд... Только в 1944 году, когда дела у нацистов пошли совсем плохо, он пересилил себя и даже согласился встретиться с генералом-предателем. Когда же в ходе этой встречи Власов напомнил ему про брошюру «Унтерменш», Гиммлер разыграл настоящий спектакль: «Ну что вы, что вы! Унтерменши есть во всех народах, у себя я их посадил под замок и когда мы победим, то ваша задача -- осуществить то же самое в вашем отечестве».

Уже в конце войны власовцы пытались проводить пропагандистскую работу среди «остарбайтеров». Однако они столкнулись с тем, что немецкое население и вермахт совершенно не готовы воспринимать «остарбайтеров», как равных себе. Для «истинных арийцев» это были презренные «унтерменши»!

В январе 1946 года в Риге проходил процесс над несколькими немецкими генералами, обвинявшимися в совершении ряда военных преступлений. Главным обвиняемым на этом процессе был обергруппенфюрер СС Фридрих Еккельн. Мой университетский учитель, профессор П.Я.Крупников, состоял на этом процессе главным переводчиком и получил разрешение общаться с подсудимыми вне рамок официальных допросов. Он вспоминал впоследствии: «Мы с ними спокойно обсуждали самые различные темы. Притом они охотно пускались в беседу. Когда я позднее рассказывал об этом, мне не верили. Но психолог, работавший на Нюрнбергском процессе, американец немецкого происхождения, подтвердил в своих воспоминаниях: люди в таких обстоятельствах не молчат».

Во время моей учёбы в университете, я не раз слышал рассказы Петра Яковлевича о том знаменитом судебном процессе. Многое, конечно, ушло из памяти, но один эпизод запомнился достаточно чётко. Во время личной беседы с Еккельном, Крупников спросил его об истинном отношении гитлеровского руководства к генералу Власову. По его словам, которые я теперь постараюсь воспроизвести возможно точно, Еккельн кривовато ухмыльнулся и затем презрительно процедил: «Власовцы, а также все эти латышские и эстонские легионеры, это наши “дорогие союзники”, которых бы мы всех перестреляли на следующий день после нашей победы».

Новые «истинные арийцы», г.Львов, 2013 г.
Новые «истинные арийцы», г.Львов, 2013 г.

Далеко не все латыши в годы войны сражались за торжество нацистских идей.

130-й Ордена Суворова Латышский стрелковый корпус (Latviešu strēlnieku korpuss) – боевое соединение РККА, участвовавшее в Великой Отечественной войне. Корпус состоял из двух латышских стрелковых дивизий: 43-й гвардейской (сформирована осенью 1942 года путём преобразования 201-й Латышской стрелковой дивизии) и 308-й (сформирована летом 1944 г.). Корпус участвовал в освобождении Латвии от нацизма, был награждён Орденом Суворова II степени.

Латышские стрелки в освобождённой Риге, 16 октября 1944 г.
Латышские стрелки в освобождённой Риге, 16 октября 1944 г.

Председатель совета ветеранов Латышской дивизии Альберт Паже вспоминал уже в недавнее время:

«В Латышскую дивизию шли не по призыву -- по зову сердца. И ребята 15 лет, и мужчины за 40 -- участники Первой мировой. Разные по возрасту, по жизненному опыту, все одинаково рвались в бой, чтобы освободить родную землю от гитлеровцев. И никто не сомневался в победе. В одном телешоу меня спрашивали, почему я выбрал русскую армию, а не немецкую. Всё-таки немцы -- это культурный народ с большой историей, и форма у них красивая. Я ответил, что они на телешоу не знают истории латышского народа. Он 700 лет был порабощён немцами, и вся его литература, все народные песни наполнены рассказами об ущемлении в правах и унижении. [...] Чтоб после всего этого латыши снова хотели попасть под власть немцев -- это немыслимо».

Альберт Паже, апрель 1943 г.
Альберт Паже, апрель 1943 г.

Альберт Паже возглавлял Общество ветеранов 130-го Латышского стрелкового корпуса и латышских партизанских бригад. Как юрист, он вёл активную борьбу за права ветеранов-антифашистов, писал обращения в их защиту в различные организации и ведомства, выступал в СМИ. Националисты грозили ему расправой. Но бывшего фронтовика-добровольца было не так-то легко запугать:

«Вы знаете, у меня и в юности вопроса даже не было, на какой стороне воевать. Ведь долгое время мы, латыши, были под гнётом немецких баронов, которые нас и за людей–то не считали. Меняли нас между собой на охотничьих собак или на дорогую курительную трубку… А уж что они творили тут во время войны, даже рассказывать жутко.

Мы-то воевали против фашистского рабства, а легионеры клятву давали на верность Гитлеру, но никак не Латвии. Нам странно сегодня слышать, что они якобы сражались за Отчизну -- это ложь и жалкая попытка оправдаться».

Латвия -- путь к самоуничтожению #4. О праве разных наций на самоопределение
Историк Игорь Гусев рассказывает…22 июля 2024