С известным нашим земляком, кинорежиссером, автором и исполнителем песен Николаем Васильевичем Фоминым мы встретились на очередном ежегодном фестивале народной песни «Российская глубинка» в селе Казанская Арчада Каменского района.
Однако, беседу с ним, в большей степени, посвятили его регулярным выездам в составе пензенской бригады волонтёров, доставляющих нашим бойцам на передовую СВО гуманитарную помощь. Замечу при этом, что и сын Николая – Никита находится там же, на передовой…
– Периодически мы выезжаем на СВО с гуманитарным грузом, – были там перед Новым годом, затем 23 февраля. Стараюсь, время от времени, навещать своего сына Никиту, который служит в составе морской пехоты. Сейчас обстановка становится всё опасней из-за угрозы атак квадрокоптеров сверху, поэтому долгое время мы не могли с ним увидеться. Обычно перед очередной поездкой туда мы решаем все вопросы с ректором ПГУ Александром Дмитриевичем Гуляковым, моим боевым товарищем. Недавно, например, ребята просили машину, но не военную, а обычную, не привлекающую к себе особого внимания. Мы собрали «гуманитарку» с микроавтобусом (бывшей машиной скорой помощи), взяли двух водителей из университета, и поехали туда (маршрут вел через Мариуполь и Мелитополь). Долго не мог связаться с сыном, но тут он вдруг звонит мне в 4 часа утра: «Пап, я вышел с тобой на связь напрямую, ждем вас на блокпосту!» Мы тут же поднялись, едем, даже не подумав при этом, а как же обратно будем возвращаться. Ведь главное было всё передать и выполнить свою основную задачу. К 5 утра подъезжаем, встречаемся с сыном, обнимаемся. Затем говорим ребятам: «Берите нашу машину!». Тут же Никита с восторгом признается: «Папа, тут же ещё и генератор для света, он, как воздух, нам нужен!» Мы недолго пообщались в деревенском домике, который служит им в качестве местной кафешки. Попили чаю, ведь долго там находиться было нельзя; если, например, машина 10-15 минут простоит на дороге, то она вскоре точно будет подорвана сверху. В этом коротком общении познакомились с ребятами, его сослуживцами (один из Балаково, другой из Краснодара). Меня спрашивают: «Сын ваш сказал, что вы режиссер, а какой из ваших фильмов можно посмотреть?» Я им перечисляю названия картин. Они говорят: «О, здорово, сейчас будем смотреть!»
Прохожу дальше, – вижу прибитые к стене огромными гвоздями сотовые телефоны. В недоумении интересуюсь этой картиной. Мне отвечают: «Это местные, бывает, едут и снимают наш блокпост. Мы тут же отнимаем их телефоны и прибиваем». Там их в шутку называют «ждунами».
Хорошо, что мимо проезжали ребята из воронежской разведки, они нас подобрали. Один из них поворачивается ко мне: «А я ведь видел в интернете, что вы душевную песню пели о бабушке, которая вышла навстречу воинам с красным знаменем». В свою очередь, рассказываю ему и свою историю, которая затем стала темой другой моей песни… В Мариуполе наш БТР был подбит, и нацисты по нему долбили из РПГ в большом желании поджечь, а в машине той находилась секретная радиоаппаратура. К счастью, наши танкисты прорвались, – один из парней вытащил трос, и ему под пулями удалось его подцепить, а затем всем вместе вытащить. После этого случая я написал такие стихи…
А вчера на Украине подорвался на мине бэтр российских солдат,
Из РПГ нацисты долбили, пытаясь поджечь наших ребят.
Но знаю: надежда, – она, всё ж, бывает, и знаю – на каждой войне,
И небо в тот миг не улыбалось, и пули стучали, как град, по броне.
Чрез кучу завалов прорвались танкисты, парнишка из танка с тросом в руке,
И бэтр из пепла тащили ребята, – как много героев мы не видим в толпе?!.
Сыну моему эти строки понравились, он признался: «Папа, это ведь – про нас». С воронежцами мы доехали до места, где нас уже встретили пензенские ребята.
Что интересно, когда поехали обратно, наша «Газель» по дороге сломалась, – забарахлил двигатель. А ведь стоять там долго нельзя, сам понимаешь. Иногда приходилось уходить от «Бабы Яги» (скорость этого воздушного квадрокоптера 70 км, а мы по дороге выжимали все 130 км). В этот раз мы выпрыгнули из машины, и тут к нам быстро подъехали ребята на «Урале», подцепили и вытащили нас. Потом мы добирались через Джанкой до Краснодара, а уже оттуда до Пензы. В последнем куплете песни я решил отразить этот случай…
Но пока, друг Колян, мы идём через Крым,
На «Газели», Серега, забей!
Ведь я встретился здесь с сыном своим,
Возвращаться уже веселей…
– То есть ваши поездки туда стали регулярными, и вы их будете продолжать?
– Да, мы и осенью снова поедем, уже договорились. Ведь ребята-то нас ждут. Там ведь, если честно, никаких артистов сегодня ты не увидишь. В прошлом году приезжала одна певица, и так случилось, что там и погибла. А ещё один парень, который поёт: «333» с ночи до зари, от рассвета до заката – 333» («333» – это приказ: «артиллерия – огонь!»). Парнишка этот – её автор и исполнитель, тамбовчанин Александр Ванюшкин, пел там её под гармонь, и бойцы просто чудом спасли его от упавшего поблизости дрона.
– Помимо таких опасных, но весьма важных и нужных поездок, ты также участвуешь и в праздниках песни на родной пензенской земле…
– Да, недавно я побывал на фестивале памяти Дины Злобиной в Мокшанском районе. Причём, накануне я выложил в сети «Одноклассники» и на «Ютубе» свой документальный фильм «Дина – голос Сурского края». Буквально за два дня там сразу же появилось почти 4 тысячи просмотров, с добрыми и приятными комментариями. Вчера позвонил своему другу, Народному артисту России Александру Пяткову, говорю ему: «Знаю, ты только из Евпатории приехал, посмотри «Дину», ведь ты там тоже участвуешь». В фильме он читает её стихи на площади Маяковского в Москве, напротив Театра Сатиры. Он очень обрадовался: «Посмотрю обязательно!»
– Знаю, что с этого фестиваля ты приехал не пустым…
– Я давно уже знал о местной чудодейственной глине, но до того как-то не очень верил в её целебный эффект. А здесь мы после завершения концерта пошли на реку Мокшу, – это место находится как раз напротив дома, в котором живет мой друг. Солнце, проточная вода в сильном течении. Ты заходишь по колено, затем по пояс, сразу же можешь достать руками до глиняного дна. Я решил взять лопату, зачерпнул этой глины, весь в ней обмазался… После этого «намаза» – просто как заново родился! Что интересно, – она сразу же устраняет на лице морщины, но главное – излечивает суставы, и это очень важно для людей моего поколения.
– И где находится это место?
– В селе Чернозерье Мокшанского района, где родилась и жила поэтесса Дина Злобина. Причем, она не сажала у себя в огороде яблони и груши, их заменяли березы и вётлы, – весь её сад состоял именно из этих деревьев. Актриса Юлия Ногаева, выпускница столичного ГИТИСа, исполняла в этом фильме роль Дины Дмитриевны. На фоне березы она поёт её песню. Говорю Юле: «Как только соловей запоёт, ты пой вместе с ним, и лучше – без баяна!» И вот она поёт, и тут вдруг соловейка вверху тоже «вовсю шурует», подсвистывает, выполняя свою партию. Это было здорово!
– Получается, с одного фестиваля ты плавно переходишь на сегодняшний, – «Российскую глубинку», и уже в другое известное в области своими творческими талантами место, – село Казанская Арчада родного для тебя Каменского района…
– Если честно, моей сверхзадачей сегодня является поиск хорошей вокалистки, чтобы вместе с ней спеть и записать в студии ряд новых авторских песен. Важно, чтобы, помимо голоса, присутствовало ещё и обаяние. Ведь недаром в своё время известный всему миру итальянский певец Робертино Лоретти говорил: «Когда поёт певец, то он с Богом разговаривает…»
…Остаётся добавить, что свою сверхзадачу Николай Васильевич успешно выполнил. Во-первых, принял активное участие в концертной программе фестиваля в селе Казанская Арчада, исполнив несколько своих песен. А, во-вторых, предложил принять участие в записи своего нового авторского альбома одной из солисток местного Дома культуры – Валентине Вольниковой. Теперь будем ожидать успешной реализации этого творческого проекта, чего и пожелаем новоиспеченному дуэту!