Найти тему
Записки актёра

Почему нашей культурой руководят совершенно далёкие от неё люди, разрушая и обворовывая её

Здравствуйте! Задержание бывшего главы департамента культуры Москвы Александра Кибовского наделало много шума. Бывшего чиновника обвиняют в получении взяток более чем на 100 миллионов рублей и в покушении на мошенничество. Я свечку не держал, не могу утверждать, что Кибовский действительно брал взятки, но, почему-то, такие новости уже совсем никого не удивляют. При этом, в культурной сфере воровать, мошенничать и взяточничать куда проще, на мой взгляд (ниже объясню почему я в этом уверен). И очень хочется обсудить с вами одну из главных проблем - почему на руководящие должности назначают людей очень далёких от культуры.

Александр Кибовский - бывший руководитель департамента культуры Москвы
Александр Кибовский - бывший руководитель департамента культуры Москвы

Дорогие читатели, как вы думаете - что получится, если руководить Минздравом назначить сапожника? А если руководить армией назначить артиста? Будут ли эти организации успешно и грамотно функционировать? Я лично думаю нет, хотя и не удивлюсь. Но, почему-то, в культуре мало кто удивляется, когда руководить театрами, киностудиями или даже целым департаментом культуры назначают теннисистов, генералов, сельхоз работников и т.д. Как они могут руководить культурой? Что они в ней понимают? Ведь культура это не просто цифры на бумажке, которыми часто мыслят чиновники, это очень специфичная сфера.

Олег Табаков прекрасно говорил про чиновников от культуры. Он говорил, что они буквально думают цифрами и им очень сложно понять замыслы спектаклей, образы в них, стиль, художественную составляющую и т.д. Главное, что б план по зрителю выполнялся, прибыль была и законы не нарушались, а остальное - без разницы. Поэтому так прекрасно живут сейчас всевозможные пошлые и новаторские постановки, коверкающие классику. Зритель ходит, аншлаги, прибыль колоссальная. И это чистая правда.

Кибовский в суде
Кибовский в суде

Помню «шикарную» историю как в саратовский театр назначили директором отставного военного. Он пришёл и сразу спросил - а где все артисты, почему их на работе нет? Ему ответили, что вечером спектакль, артисты приходят за пару часов на репетицию, но его это не устроило. Новый директор заставил всех постоянно находится в театре, даже когда в этот день у актёра нет спектаклей и репетиций. Он не понимал зачем одно и то же репетируют так долго, не понимал зачем артисты перед премьерой ночами репетируют. Снял с репертуара те спектакли, которые лично ему не нравились и т.д.

Тогда артисты начали писать письма наверх, многие уволились и директора уволили. Похожая история была в кукольном театре Образцова, куда пару лет назад назначили директором теннисиста. Он тоже начал проводить деструктивные реформы, и артисты вместе с куклами вышли на улицу перед театром и заявили, что не будут играть спектакли, пока в театре этот руководитель. К ним прислушались и директора заменили. Но это лишь хорошие примеры, когда всё закончилось благополучно. А сколько таких руководителей, которые ничего не смыслят в театре и сейчас занимают свои места? Да что уж там говорить, если новый руководитель департамента культуры Москвы так далёк от культуры.

Алексей Фурсин - нынешний руководитель департамента культуры столицы
Алексей Фурсин - нынешний руководитель департамента культуры столицы

Алексей Фурсин, которого назначили после Кибовского закончил университет по землеустройству. До этой должности работал в имущественных ведомствах, земельных, занимался развитием инноваций, а потом, вдруг, раз - и начальник всей московской культуры. Ну здорово же. Я не знаю Алексея Фурсина лично, может быть, он любит театр, кино и прочие культурные сферы, но что бы ими руководить, ну нужно же досконально разбираться в вопросе. Ну почему на эти должности не назначить человека, с культурным образованием, который живёт культурой, имеет в культурной сфере какие-то яркие достижения? Почему?

Культура - это не цифры и бумажки с отчётами, а нечто совсем иное. Я сейчас своими глазами наблюдаю как департамент культуры Москвы заваливает свои подведомственные учреждения постоянными срочными поручениями. Каждый день от них приходят разного рода приказы со сроком выполнения в день - два. Нужно подбивать отчёты, заполнять бесконечные документы и т.д. И при этом, большинство сотрудников сейчас в отпусках, что совершенно никого в департаменте не волнует. Люди семьи свои из-за этого в законных отпусках не видят, а сидят днями и ночами перед экранами и вбивают цифры в столбики.

Артисты театра кукол протестуют против нового директора
Артисты театра кукол протестуют против нового директора

Видимо, боятся проверок после задержания прошлого руководителя. Или им совсем всё равно на своих сотрудников и их законные отпуска. Поэтому и оптимизации эти бессмысленные проводят. Ну как можно объединять совершенно разные театры в один, с разными стилями, разными труппами? Сколько нервов, боли и разрушенных судеб из-за прихоти чиновников всё оптимизировать. Слов нет. И да, в культурной сфере, как мне думается, действительно гораздо легче «осваивать» бюджеты.

Когда строят, например, мост, то всегда виден результат - мост стоит и выполняет свои функции. Да, вы можете сказать, что и на мостах «пилят», но когда выпускают спектакль, очень сложно проверить итоговый результат. В моём прошлом театре директор получал бюджет, а все костюмы и декорации делали на коленке, из подбора или вовсе не делали. Да и как оценить художественную ценность спектакля, как понять, что актёры работают на всю зарплату? Практически никак, и тут поле для манипуляций непаханое.

Евгений Герасимов теперь руководит аж тремя театрами: На Ордынке (Луны), Прогресс сценой Джигарханяна и театром Сатиры
Евгений Герасимов теперь руководит аж тремя театрами: На Ордынке (Луны), Прогресс сценой Джигарханяна и театром Сатиры

Наш директор умудрялся такие постановки выпускать, где всё из старых спектаклей, не платил нам обещанные премии, хотя работали мы день и ночь, а потом, когда началось следствие, мы выяснили, что и премии, оказывается, мы получали (на бумаге, а по факту - нет), и спектакли ставились за 6, а то и даже 15 миллионов рублей. Директора посадили на 5 лет, но только когда артисты долго и мучительно писали в департамент, привлекали телевидение и блогеров, когда уже невозможно было не замечать.

Так почему культурой руководят далёкие от неё люди? Да, это риторический вопрос, но всё же. Я искренне не понимаю почему бы не назначить на такую должность артиста, музыканта, художника или любого другого человека с профильным образованием. Да, его можно отправить перед этим на обучение управлением и менеджментом, даже нужно. Сколько Минкульт и департамент говорят о некой скамейке запасных руководителей в культуре, а на деле - назначают кого-то со стороны или одним и тем же людям вверяют несколько театров. Ну как так? А потом удивляемся почему культура в упадке, почему её разворовывают и разрушают…

Конкурс «Лидеры России» проводится, по-моему, каждый год, столько людей там участвует, но почему-то, не спешат им давать шанс руководить
Конкурс «Лидеры России» проводится, по-моему, каждый год, столько людей там участвует, но почему-то, не спешат им давать шанс руководить

В том-то и штука, что артисты работают не смотря ни на что. Им костюмы старые, не платят, а они думают лишь о зрителе и стараются из этой жуткой ситуации выдать максимум. Да если бы был и руководитель из истинной культуры, то и он бы не о цифрах думал и прибыли, а о людях, для которых культурные произведения создаются. И как бы мне не говорили, что система победит любой талант, я в это не верю.

А вот Никита Михалков, почему-то, не хочет занимать руководящие должности в культуре… думаю, у него бы получилось
А вот Никита Михалков, почему-то, не хочет занимать руководящие должности в культуре… думаю, у него бы получилось

А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях! 

Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!