Найти тему

А КАКОЕ БУДУЩЕЕ ТЫ КОРМИШЬ СЕГОДНЯ?

Я люблю рассказывать клиентам историю про незадачливого студента, который провалился на экзамене. Этот студент веселился, пил, гулял, систематически "забивал" на лекции и домашние задание. И естественно, экзамен не сдал. Банальная ситуация? Конечно. Интересное начинается дальше - когда я задаю клиенту вопрос: "Скажите, а КОГДА КОНКРЕТНО студент потерпел неудачу на экзамене? Давайте проанализируем!"

И оказывается, что...

Студент провалился на экзамене совсем не тогда, когда вытащил незнакомый билет. Студент провалил экзамен, когда закрыл учебник и потянулся к бутылке пива. Когда махнул рукой и вместо консультации пошел гулять в общежитие. Когда во время лекции нежился под солнышком в парке. Именно в те моменты и БЫЛА СОЗДАНА НЕОБРАТИМОСТЬ. Необратимость провала на экзамене. Очень часто многие события в жизни (и в Истории тоже) реализуются не тогда, когда они очевидны, понятны и "случились весомо, грубо, зримо". Нет. Событие стало неизбежным задолго до этого!

Представьте, что в начале семестра у студента было несколько вероятных сценариев развития событий.

Сценарий А: "Успешно сдать экзамен".

Сценарий Б : "Провал на экзамене".

Ну и, допустим, сценарий В: "Перейти в другой ВУЗ".

Представим, что в сентябре, в начале семестра, вероятность сценария А была, условно говоря, 45%, вероятность сценария Б - тоже 45%, и небольшая (10%) вероятность сценария В. Возможно такое? Конечно!

Шли дни и недели, вероятность сценариев менялась! Чем больше студент "забивал" на учебу, чем больше прогуливал, тем больше была вероятность сценария Провала. Каждый микровыбор незадачливого студента (еще одна бутылочка пива или хватит, прочитать страничку учебника или завтра, пойти на лекцию или перевернуться на другой бок, выключив будильник) - уменьшал вероятность сценария Успеха и растил вероятность сценария Провала. Фактически, студент "кормил" вероятность сценария Провала целый семестр!

Наконец настали декабрь, похмелье и сессия. Вероятность сценария Успеха стала критично мала....

К кону семестра сценарий Успеха перешел в разряд так называемых "чудесных сценариев" (чудесными сценариями прогнозисты называют варианты, вероятность которых 2% и меньше). Теперь уже спасти студента могло только чудо (то есть, очень маловероятное событие). Но чуда не случилось.

А может быть, вероятность Успеха вообще упала до 0% еще задолго до наступления экзамена. Значит, сценарий "Успех" ушел из области Вероятного будущего в область Невозможного будущего. Степень свободы выбора студента сократилась до выбора между различными последствиями Провала.

Очень часто момент необратимости, когда то или иное будущее становится неизбежным, происходит гораздо раньше, чем это будущее реализуется событийно. Большая и жирная "двойка" в зачетке студента зародилась и появилась задолго до того, как студент вытащил сложный билет!

Отсюда вывод: хочешь попасть в Желаемое будущее - создай точку невозврата. Часто такую точку необратимости для Желаемого будущего надо начать создавать сильно заранее. Выкормить, вырастить, наполнить силой это самое будущее.

Итак, почему люди НЕ ПОПАДАЮТ в возможное Желаемое будущее?

1. НЕ СОЗДАНЫ ИЛИ РАСТРАЧЕНЫ РЕСУРСЫ.

Для того, что бы попасть в некоторые жизненные сюжеты, необходимы не просто правильные действия и верные выборы в моменты житейских развилок, но и наличие ресурсов! Иногда ключевым ресурсом, что бы попасть в желаемое Будущее, являются деньги. Иногда - люди и связи. Иногда - статус, дипломы, документы. Или специфические навыки и умения. Например: есть возможность супервыгодно вложить деньги и быстро разбогатеть. Но - вот беда - деньги спущены на разную чепуху или в нужное время просто не скопил...

Хочешь воспользоваться очередным "окном возможностей" или успешно пройти полосу проблем? Одного намерения бывает недостаточно, необходимы ресурсы. А ведь почти все ресурсы мы тоже создаем (или тратим) в периоды между важными жизненными развилками. Деньги, навыки, связи, статус, здоровье....

Вот для студента критическим ресурсом прохождения узлового момента жизни (экзамена) был ресурс Знания (информация). Студент мог накапливать ресурс знаний во время семестра. Но он был занят другим. И когда настал момент испытания (экзамен) ресурса знаний просто не хватило. А других ресурсов (той же Удачи или Навыков коммуникации), которые могли помочь на этом экзамене, у студента тоже оказалось маловато.

2. ТРЕНДЫ И "СОБЫТИЙНАЯ КОЛЕЯ" ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО СЛИШКОМ СЛАБЫ

Накопление жизненных решений и микровыборов создает тренд. Всякий тренд в жизни опирается на определенные динамические стереотипы нашего мозга. Ничего сверхъестественного - просто нейрофизиология. Чем чаще повторяется ситуация, чем больше она заряжена эмоционально - тем сильнее проторена дорожка - нейрологическая доминанта в мозгу. Тем легче психике повторить данный сценарий, выбор, сюжет... Сильные и заряженные стереотипы и сюжеты легче и чаще включаются снова и снова.

Чем чаще тренд или сюжет включается, тем больше силы он набирает. И в момент серьёзной жизненной развилки психика - осознанно или не очень - выбирает привычное, наработанное, туда, куда ведут привычные стереотипы и наработанные тренды.

На наши житейские тренды влияют как устойчивые стереотипы, программы и привычки, укорененные в нашей психике, так и событийные ряды - проторенная привычная колея.

При этом "внутреннее" и "внешнее" взаимно поддерживают и усиливают друг друга!

Иногда для того, что бы попасть в сюжет желаемого будущего, нужно просто резко и круто сменить событийную колею - никакая работа с убеждениями или накопление эмоционального потенциала тут не помогут.

3. НАШЕ ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЖЕЛАЕМОМУ БУДУЩЕМУ

Еще один фактор, необходимый для того, что бы попасть в желаемое Будущее - это соответствующий эмоциональный фон. Если вспомнить собственную жизнь, понаблюдать за судьбами окружающих или хорошо знать Историю - легко почувствовать что каждый сценарий, сюжет или событийный ряд (как мировой, так и персональный) - имеет свой четкий эмоциональный тон, фон, окрас. Очень сложно попасть в желаемый сценарий, если наш базовый эмоциональный тон этому сценарию не соответствует. Вряд ли можно войти в роль и сценарий ученого-мудреца, будучи в состоянии гуляки-тусовщика. Или сделать верные выборы, ведущие к жизненной роли миллионера, если в бессознательном царит ощущение глубокой безнадеги и нищеты.

Обычно человек неосознанно попадает именно в те жизненные сценарии, которые резонируют его господствующему внутреннему состоянию и в которых человек сможет по-максимуму пережить еще и еще раз привычные сюжеты. Даже выборы мы в моменты развилок очень часто делаем именно такие, которые диктует наш привычный, годами накопленный эмоциональный потенциал.

Больше того. Накопив достаточный эмоциональный потенциал, человек автоматически начинает менять вероятность событий и (чаще неосознанно) притягивает к себе соответствующие варианты. Хотя бы потому, что наши психоэмоциональные доминанты, которые мы транслируем вовне - это "приглашения на роль". И они отлично считываются другими людьми и коллективами.

А ведь господствующий психоэмоциональный тон и фон человека очень сложно создать мгновенно. Обычно психика привыкает к определенному эмоциональному тону долгое время. Вначале мы сами создаем привычный эмоциональный тон, а потом уже этот тон начинает формировать нашу жизнь! Для того, что бы создать желаемый эмоциональный тон и потенциал - нужно его "выкормить", вырастить, выучить этому свою психику....

4. НЕ ХВАТАЕТ НАМЕРЕНИЯ И ЭНЕРГИИ

Для любых изменений необходимы воля, намерение и энергия. Иногда достаточное количество воли и намерения способны компенсировать даже недостаток важных ресурсов или не очень подходящий эмоциональный фон (иногда - нет). Однако намерение и энергетический потенциал психики тоже возникают не мгновенно, мы создаем, выращиваем и "копим" их. Если создаем, конечно...

5. ДЕЛАЮТ НЕВЕРНЫЕ ВЫБОРЫ В МОМЕНТЫ РАЗВИЛОК, НЕ УМЕЮТ СТРАТЕГИРОВАТЬ И МОДЕЛИРОВАТЬ будущее

И да, искусство прогнозировании и стратегии, включая умение делать верные выборы в момент сценарных развилок - это наше все. Но ведь этому тоже надо учиться!

Мы "кормим" и усиливаем именно тот возможный вариант Будущего, который созвучен, резонирует текущему состоянию и который является естественным следствием наших текущих действий.

Мы создаем свое будущее собственными микровыборами, микродействиями или бездействием, намерением и малыми шагами. Каждый день, каждый час, постепенно и незаметно.

Мы копим ресурсы, растим эмоциональный тон и фон, создаем намерение, формируем убеждения и представления, нарабатываем тренды, стереотипы и "событийную колею".

Иногда стоит отрываться от текущих дел и задумываться: что я сейчас создаю себе - на завтра, послезавтра, средний и долгосрок? Какое будущее и какую судьбу "кормлю", напитываю силой я сегодня? Устраивает?

Павел Волошин - персональный стратегический консультант, психолог, прогнозист.

телеграм: @dorogavzavtra1