Найти в Дзене

Хеленукты всё умеют! Часть 1

Двоюродные братья иногда ближе друг к другу, нежели родные (знаю по себе). Особенно тогда, когда их сближают не только родственные чувства, но и творческие идеи, и общие замыслы. В лице двоюродных братьев Аксельродов мы имеем полное подтверждение только что сказанному (или, если хотите, написанному). Оба – представители андеграунда, оба – представители не очень популярного и известного в литературе течения, но у обоих есть свои читатели и поклонники. Николай Ильич Аксельрод (1945-2011) – художник, поэт, драматург. Двоюродный брат Бориса Ванталова (Б. Констриктор). Писал под творческим псевдонимом А. Ник. Николай Аксельрод родился в Ленинграде в семье советских функционеров – отец, Илья Львович, и мать, Зоя Николаевна, были партийными служащими. Будучи во время блокады на партийной работе, Илья Львович впослед­ствии оказался в Москве на правительственном банкете со Сталиным. Во время домашних застолий (7 ноября, 1 мая) он любил вспоминать этот звезд­ный час своей жизни. Зоя Николаевна п

АКСЕЛЬРОДЫ

Николай Ильич Аксельрод. Фото из свободного доступа в интернете
Николай Ильич Аксельрод. Фото из свободного доступа в интернете

Двоюродные братья иногда ближе друг к другу, нежели родные (знаю по себе). Особенно тогда, когда их сближают не только родственные чувства, но и творческие идеи, и общие замыслы. В лице двоюродных братьев Аксельродов мы имеем полное подтверждение только что сказанному (или, если хотите, написанному). Оба – представители андеграунда, оба – представители не очень популярного и известного в литературе течения, но у обоих есть свои читатели и поклонники.

Николай Ильич Аксельрод (1945-2011) – художник, поэт, драматург. Двоюродный брат Бориса Ванталова (Б. Констриктор). Писал под творческим псевдонимом А. Ник.

Николай Аксельрод родился в Ленинграде в семье советских функционеров – отец, Илья Львович, и мать, Зоя Николаевна, были партийными служащими. Будучи во время блокады на партийной работе, Илья Львович впослед­ствии оказался в Москве на правительственном банкете со Сталиным. Во время домашних застолий (7 ноября, 1 мая) он любил вспоминать этот звезд­ный час своей жизни.

Зоя Николаевна продолжительное время возглавляла (тоже была партий­ной) отдел кадров завода «ЛенРемЧас».

В детстве Николай перенес полиомиелит, после чего хромал, был вынужден пользоваться ортопедическим аппаратом.

У Аксельродов был еще и старший сын Владимир, впоследствии педагог-методист Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, историк, краевед, кандидат педагогических наук.

Владимир Ильич Аксельрод. Из свободного доступа
Владимир Ильич Аксельрод. Из свободного доступа

Николай окончил школу рабочей молодежи. Учился в фотоучилище, где подружился с поэтом и фотографом Борисом Кудряковым, впоследствии известным, как Гран-Борис. В 1960-е годы начал заниматься литературой, вошел в круг поэтов Малой Садовой – круг неофициальных литераторов в Ленинграде 60-х –70-х годов XX века. Назвали свою группу так по месту встречи участников движения «внутренней эмиграции – угол Невского проспекта и Малой Садовой улицы, дом 8, где располагался отдел кулинарии Елисеевского гастронома. Тогда же и начал публиковаться в самиздате.

Петербург, Елисеевский гастроном. Из свободного доступа
Петербург, Елисеевский гастроном. Из свободного доступа

Затем А. Ник вошел в художественную группу хеленуктов, куда, помимо Аксельрода входили Дмитрий Макринов, Александр Миронов, Владимир Эрль и др. Познакомившись с хеленуктами, Николай бросает работу в фотоателье и устраива­ется контролером-приемщиком на автостоянку (остров Голодай).

Первоначально сообщество предполагало самоназвание «абсурдисты», однако вследствие тривиальности и избитости термина принят он не был. Следующий вариант, предложенный Владимиром Эрлем, оказался также отклонен и оставлен группой в тайне, но затем это русское слово путем нескольких лингвистических действий и, по выражению самого В. Эрля, «хитроумного анаграммирования» было преобразовано в новое слово, «хеленуктизм», обозначившее художественное движение своих участников. Члены группы стали именоваться хеленукты. Творческие эксперименты хеленуктов – характерный образец ленинградского андеграундного искусства второй половины 1960-х– начала 1970-х годов.

Владимир Ибрагимович Эрль. Из открытого доступа
Владимир Ибрагимович Эрль. Из открытого доступа

Находясь вне официального литературного процесса в СССР и в мировоззренческой оппозиции к его социальной ангажированности, хеленукты ориентировались на идеологию и эстетику абсурда, при этом, как и многие другие неофициальные художники той поры свою деятельность с политикой не связывали и в диссидентском движении участия не принимали. Творчество хеленуктов, основу которого составляло коллективное сочинительство, было направлено на дальнейшее развитие авангардных тенденций начала XX века (В. Хлебников, А. Кручёных, дадаисты, Д. Хармс). Возврат к художественному материалу авангарда и модерна был обусловлен стремлением продолжить культурную традицию, прерванную после 1920-х годов. В манифесте «Хеленуктов» (1966) говорится: «Сим торжественно объявляем, что мы <...> Хеленуктами сделались.
Хеленукты всё умеют: что ни захочут, всё сделают.
<...>

Мы можем:
а) стишки сочинять;
б) прозу выдумывать;
в) пиэссы разыгрывать;
г) нарисовать там чего-нибудь;
д) гулять;
е) смеяться;
ё) в шашки играть;
ж) статейки писать;
з) ..................;
и) по телефону разговаривать;
й, к) кашлять и сморкаться;
л) стоять;
м) сидеть;
н) лежать;
о) купаться;
п) огурцы резать;
р) в баню ходить;
с) петь;
т) ездить;
у) зубы рвать;
ф) думать;
х) чаевничать;
ц) нюхать;
ч) на веревочке узелок завязать;
ш) одеваться;
щ) греться;
ъ) лобзиком выпиливать;
ы) сеять просо;
ь) запоминать;
э) бросать в воду камешки;
ю) говорить не по-русски;
я) гладить Епифана.
Эка!

Все Хеленукты очень красивые, смышленые и умные.
А еще все мы грамотные и отважные.
Мы – единственные живые стихотворцы.
Мы всё знаем: если нам чего-нибудь скажут, так сразу
поймем.
Лучше нас никого нет, да и вообще никого нет.
<...>
Хеленукты – бравые молодцы,
а все остальные – паршивые огурцы!

16 сентября 1966 г.
Дм. М. и Вл. Эрль».

Город играл для них огромную роль, даже свою группу они определили по названию улицы, где собирались: Малая Садовая, неподалеку от Невского проспекта. В одном из писем 1971 года А. Ник пишет:

«Невский бурлит и процветает цветом анаши. Где-то в подворотне, у мусорных баков, лежит мертвый милиционер. Его ударили ножом в бок. В парадной стоят мальчики и девочки. Бутылка с вином идет из рук в руки, по кругу. Всем становится весело, кто-то уже бежит за следующей. С криками и песнями растекаются по улицам. Как прекрасна жизнь, когда под боком пивной ларёк с милыми родными людьми в очереди – как прекрасна она, сбросившая с себя всю лишнюю спецодежду. От неё пахнет трудовым советским потом, смешанным с запахами родного предприятия, учреждения, цеха.

А утром она, не успев умыться, лишь припудрившись, бежит на работу. Сколь показательна такая прилежность. Нам же спешить некуда, мы люди антисоциальные, антисексуальные, нам спешить некуда. Лежишь себе под одеялом и размышляешь. Так себе размышляешь о том, о сём. Любовь, быть может, – что такое любовь? Быть может, деньги – где бы их достать? Возьмешь и стихи от нечего делать напишешь замечательные:

Люблю себя я непритворно,
Не притворяясь ни пред кем.

А что касается музыки, то ее слушать надо, любить запросто.

Из дома выскакивает маленький человек и пробегает мимо меня, выкрикивая на ходу ругательства, разные ругательства…»

А. Ник является ярким представителем ленинградского андеграунда (абсурдизма и черного юмора в том числе). Вот несколько наиболее характерных для А. Ника примеров черного юмора:

«Комар сидел на зеркале и, внимательно рассматривая себя, думал: «И чего это люди считают меня кровопийцем? Я ведь красивый и стройный комар, а не кровопивец какой-нибудь. Это паук урод, страшилище — кровопивец, а не я».
Любовался комар собой и не заметил, как очутился в лапах паука.
Нарциссизм до хорошего не доводит».

«Официально заявляю, что ни к какому труду я не пригоден и пригоден не буду, так как всякий труд портит мое здоровье и здоровье окружающих меня людей».

Открываются могилы,

И спокойной чередой,

Словно крысы за водой,

Из гробов, давно забытых,

Мертвецы выходят вон.

Много их – им нет предела,

Ведь лежали по слоям:

Первый слой, за ним второй,

Третий, пятый и девятый...

Нет предела мертвецам,

Беспредельные могилы

Открывались тут и там.

Годы шли – все умирали,

Накопилось много их.

Но остались ли живые? –

Вопрошающий вопрос.

Нет, живых давно уж нету,

Все живые уж мертвы.

Значит, это преставленье,

Значит, это началось?

Нет, ошибка получилась –

И бесшумною толпой

Все отправились домой.

Николай Аксельрод был также участником ленинградских Рок-кафе «Сайгон» (кафе при ресторане «Москва», это было место обитания героев андеграунда, «непризнанной» и гонимой в позднесоветские годы творческой интеллигенции, так называемых «неформалов») и Джаз-клуба. Как и большинство представителей неофициального искусства СССР, на жизнь зарабатывал он на нестатусных службах: занимался ремонтом фототехники, работал сторожем. Произведения А. Ника, за исключением трех миниатюр, напечатанных в 1972 году журналом «Аврора», в советский период публиковались только в самиздате. Несколько рассказов напечатаны в антологии К. Кузьминского «Лепрозорий-23» (СПб, 1976); стихотворения с 1979 г. постоянно печатаются в журнале «Транспонанс».

Двоюродный брат Аксельрода, Борис Ванталов (Б. Констриктор) задается вопросом: «Почему из этой благополучной советской семьи А. Ник сбежал в андегра­унд, определивший в дальнейшем поэтику его судьбы-стихотворения?». И сам же пытается на него ответить: «Возможно, сызмальства на диссидентские настроения внука могла повли­ять бабушка по материнской линии, Александра Петровна, отличавшаяся не­зависимостью суждений. Так, она ставила Троцкого в пример Горькому. Тот и другой появлялись в типографии, где она работала в двадцатые годы. Лев Давидович всегда здоровался с наборщиками, жал им руки, а великий про­летарский писатель шел сразу к начальству.

Определенное воздействие на судьбу А. Ника мог оказать и его родной дядя, Сергей Николаевич, мастер спорта СССР по самбо, иногда бывавший на соревнованиях за бугром. Его рассказы о загранице, нестандартное пове­дение производили сильное впечатление: вернувшись из одной такой коман­дировки, он стал танцевать со своей супругой на западный манер, держа ее не за талию, а за одну из половинок нижней части тела — к нашему с братом восторгу и ужасу родителей. Может быть, уже тогда в этом эпатажном танце для А. Ника зазвучала тема судьбы».

В конце концов, он привлекает к себе внимание КГБ. «Во время визита Ричарда Никсона в Ленинград Колю пытаются на вся­кий случай посадить в дурку. Он убегает из дома и скрывается по мастерским» (Б. Констриктор).

В начале 1970-х гг. Аксельрод вступает в переписку со студенткой филологиче­ского факультета Пражского университета Зденкой Бурешовой. Зденка приезжает на практику в СССР, останавливается у Аксельродов. У них завязывается настоящий роман, который за­вершается свадьбой в 1972 году. Спустя несколько месяцев молодожены уезжают в Прагу. В браке родились две дочери, Катя и Лиза. Семья жила в Праге, в квартале Страшнице. Благодаря помощи родителей Зденка покупает трехэтажный до­мик, расположенный неподалеку от кладбища, где похоронен «бедный Фран­тишек» (Кафка).

Зденка Бурешова. Из открытых источников
Зденка Бурешова. Из открытых источников

В начале 1980-х годов брак распался, но Аксельрод остался жить в Праге.

В эмиграции Аксельрод продолжил литературную деятельность. Но быстро убедившись, что надежд на публикации там так же мало, он вместе с новым приятелем, чехом Юлиусом Мюллером начинает изда­вать самиздатский журнал «MuNk» на чешском языке, где публиковал как свои литературные и графические работы, так и рисунки двоюродного брата Б. Констриктора, фотографии Б. Кудрякова. Потом была серия книг Postizdat.

Борис Аксельрод (Б. Констриктор). Из свободного доступа
Борис Аксельрод (Б. Констриктор). Из свободного доступа

все реки вышли из берегов
все слова плывут утюгами
в трюме корабля полно крыс
не умеющих задавать вопросов
но полагающих о себе с большой
желтого цвета буквы
все основы записаны словами
все основы раскололись как утюг
все утюги вышли из стали
которая не выходит из берегов
а из печи сталелитейного завода
по имени реки москвы
что течет желтыми водами
вдоль красных кирпичных стен
вдоль которых бегают крысы
не умеющие задавать вопросы
но полагающие о себе с большой
точки зрения которую провозгласил
капитан корабля что еще не утонул
в данной печи и не расплавился
от собственного стыда перед
историей древних культур
которые как говорят
существовали очень давно

10.11.74. Прага

***

Пробежала по вилке гроза
И ударила в лоб паровозу
Задрожала машина большая
И поникли усы машиниста

ноябрь 1974 г.

С середины 1980-х годов стал графиком-абстракционистом, в Праге было организовано несколько его персональных выставок. «Пражский неформал питерского разлива», — говорил сам о себе поэт, прозаик и график.

САТИРА О РОССИИ ГИБНУЩЕЙ ЗА АКСЕЛЬРОДА

рушится тайга на малой садовой пространно
сохнут степи у Сайгона подобно простыням
озеро исчезло в саду таврическом быть имевшее
иссякла канализация общественная равно и домашняя
газ земной щедро питающий в района сланцев
прекратил подачу из-за подобных мерзавцев
умерла последняя рыба красивая семга
о чем неутешные рыдания смогов
моровая язва в губернии приключилась
глад настал съели последнюю что в оном приютилась
организация оон шлет в россию бразильский кофий
разумей каковой для народа опий
поставлен вопрос в организации юнеско
не превратится ли аксельрод в ионеско
пьяный комендант Сорокин булавой помавая
изливает на онаго как таковые помои
ибо гаснут над невою невские зори
вспоминая о небывалом уроне
забастовки в тольятти о невыпуске аксельрода
каковой есть позор трудящегося народа
паче дети рождаются без волос и без яиц
таковому поступку удивляясь
как в богемию влекут апокалиптические кони
аксельрода в пломбированном вагоне

Февраля 15-аго дня года 1973 от Р.Х. в

Санкт-Петербурге.

В 1990-е годы, когда искусство андеграунда вышло из подполья и стало востребованным, модным, стали публиковать в России и произведения А. Ника. Также и некоторые чешские независимые журналы (Zrcadlo, Babylon, Beit Simcha-Maskil) публикуют его тексты, но в основном рисунки, состоялось несколько выставок. Последняя прижизненная персональная в 2006 году в галерее Ztichlá klika — «Николай Аксельрод: последние тридцать лет».

Давайте выстроим курятник

И яйца будем собирать

Из-под курей несущих миру

Несущих Африке привет.

Давайте завтракать обедом

Давайте ужинать потом

Давайте скушаем мамашу

Давайте слопаем кота

Давайте жабу на второе

Давайте бабу без компоту

Давайте сопли в шесть утра.

Давайте квасом запоем

Давайте радостью рыгать

Давайте водку вместо чая

Давайте жопу на десерт.

ЗООСАД

Где плакал филин,

и где сова кричала –

тот крик, кукушка подхватила.

Петух скончался на кровати:

всяк зверь свой любит край,

к тому же выпив водки,

а кошка влюбчива как дева,

хоть и стара на морду...

Заметим также, милый друг,

что май здесь вовсе ни при чем,

а просто лень играть нам в жмурки

и водку пить на брудершафт,

тем более с котом Иваном,

который кот Иван Фомич

лизал корове пятки

и дочку с нею прижил

***

Мои слова окурки,

а сам я дым —

куда лечу и растворюсь я в чем?

Слова мои топчут, а мне какое дело —

не видно слов и дыма не видать,

одно прозрачное сознанье

и чувство радости сплошное, —

лечу как дым навстречу дыму

и словно дым я в дыме растворяюсь,

оставив на Земле слова.

Быть может, нищий их докурит —

еще спасибо скажет, дымом наглотавшись.

***

Девушка — персик.

Ее не повстречаешь каждый день.

Говорят, в далекой России не увидишь

так часто персика,

а девушку-персик?

Девушку, которая прикатилась бы к

Твоим ногам?

Способная уладить твою жизнь?

У нас в России почва плохая.

Красавицы есть, без спору, но

все они такие серенькие,

невзрачненькие красавицы с гнильцой.

Девушка-персик не живет в России.

Где ж тогда? Ищи и ты ее не найдешь,

несмотря на все доступные виды

транспорта. Ищи ее в себе,

выращивай ее сам на своем

благодатном поле фантазии.

В постсоветское время состоялось несколько публикаций в журналах «Черновик» и «Новое литературное обозрение», основная часть сочинений остается не изданной.

-8

Проза Николая Аксельрода состоит из огромного количества снов, собранных им в книги. Он сделал сон жанровым инструментом познания, с которым и приступил к реальной жизни. Но, в отличие от К. Юнга и В. Паули, на протяжении четверти века обменивавшихся описаниями своих снов и пытавшихся подвести под сновидение научное материальное объяснение, А. Ник никогда своих снов не толковал, он мог лишь заметить, что «ничего примечательного я в этом сне не увидел». При этом очень часто у него сон сочетает и метафору, и символ, и бытовую частную деталь, как, например, в «Сне о Маленьких лицах»: «Собственно ничего примечательного я в этом сне не увидел. Примечательным было то, как я непримечательное и обыденное увидел, с какого угла зрения, с какой позиции.

Я увидел девушку, стоящую у стены и разговаривающую с парнем в джинсах. Она жаловалась ему на что-то и, хотя я смотрел на неё во все глаза, она не замечала меня. Потом она умолкла, и они пошли.

Они пошли, а я видел их огромные ноги, огромные туфли и высоко очень маленькие лица. Я лежал? Или стелился по земле, как туман? Или же был жучком? Одно было ясно: я был внизу на земле или под землёй, а они шли по мне, топали по мне или рядом. Вот почему такие огромные ноги и такие маленькие лица».

Сну посвящено и одно из лучших его сочинений – «Сон о Фелмори».

Метафизика его сна не нуждалась в толковании. Каждый его сон обладает двойной реальностью – реальностью сна и реальностью жизни. И реальность сна часто предсказывает реальность жизни. Вот финальная фраза из «Сна об Этапах жизни»: «Он часто кашлял, и ему приснилось, что у него рак горла» – это, по сути, сон во сне, но оказавшийся пророческим для автора (Николай Аксельрод умер от рака горла). Классическая и новейшая литература знают подобные пророчества во сне, но редко они становились художественной прозой.

Кроме того, Аксельрод мастер не только короткого рассказа, но и однострочника. Вот некоторые примеры:

«Петербург – это город, где ужин остыл»,

«Мир хорош, пока его не трогаешь. А копни – и поехало»,

«На бездну наплюй. Если поздно, ложись спать. Все кончается, и даже этот текст».

А.Т.

«Рука. Борозды. Вера. Холодная».

«Страх перед борщом
ужас перед борщом
жуть одним словом
жрать одним словом».

«Ты помнишь, я сел на тебя верхом.
Ты помнишь, что ты сказала тогда.
– Ты помнишь, – сказала ты мне.
– Да, помню, – ответило эхо вдали.

А. Ник – автор множества стихотворений, рассказов, повестей и дзуйхицу (жанр японской короткой прозы, в котором автор записывает всё, что приходит ему в голову, не задумываясь о том, насколько это «литературно»).

ПЕТУХОВ

«У Петухова было трое детей, и все они посещали среднюю школу. Кроме детей у Петухова была кошка и жена Нюра. Кошку Петухов очень любил и называл её Муркой. Неизвестно, любила ли Мурка Петухова, но, во всяком случае, она позволяла ему всякие вольности. Дети Петухова как-то договорились между собой и убили Мурку булыжником. Петухов осерчал и всех детей утопил в ванне, а жене сказал, чтоб ни-ни, чтоб никому значит, что, мол, взяли и сбежали в дальние страны. Потом Петухов пошел на базар и купил по случаю котенка. Назвал он его Мурзиком. Котенок оказался слепым и поэтому все время тыкался рожицей в предметы. Петухов хохотал, а Нюре говорил, чтоб ни-ни, чтоб никому значит».

В середине 1980-х появилось несколько публикаций: в «Митином журнале», в ряде газет, в «Книге Хеленуктизм». Небольшие подборки снов А. Ника выходят в журнале «Библио-глобус», в сборнике «Антиподы» (Австралия).

В постсоветский период опубликованы многочисленные подборки в журналах «Зинзивер», «Футурум АРТ», «Крещатик», «Черновик», «НЛО». При жизни писателя была издана одна книга стихотворений — «Будильник времени» (2008 год). В первом и пока единственном посмертном сборнике «Раскол слов» представлены как поэтические, так и графические работы А. Ника. Затем последовала небольшая подборка в антологии «Русские стихи. 1950— 2000». Основная часть сочинений остается не изданной.

В последние годы жизни Николай Аксельрод страдал онкологическим заболеванием (рак горла), существовал на пенсию по инвалидности, проживая в квартирке на первом этаже упомянутого дома на Страшнице. После операции на горле потерял голос, мог общаться только посредством записок. Умер 31 мая 2011 года в Праге в возрасте 65 лет после перенесённого инсульта. Похоронен на Ольшанском кладбище в Праге (там хоронили всех русских эмигрантов).

После смерти бывшего мужа Зденка Бурешова так описывала последние дни Аксельрода его двоюродному брату Борису в письме от 17 июня 2011 года: «Через несколько дней, 29-го [апреля. — Б.К. ], в субботу, зашла к нему около трех часов. Лежал с открытыми глазами, но, наверное, не понимал, что я ему го­ворила. Рядом с ним на полу лужа красного вина и в ней карандаши. Госпи­таль недалеко от дома, на улице Русской. <...> Трудно представить, что де­лается в голове человека, который не может ни говорить, ни писать. Когда я ему сказала, что в СПб. собираются опубликовать его тексты, он очень взвол­новался и хотел что-нибудь мне сообщить. Но что? Я так и не узнаю. <...> Врачи удивлялись: так важно болен! как это возможно, он еще жив. Чудо при­роды! 31-го мая в 2 часа ночи пришла ко мне Лиза и сказала, что только что звонили из больницы и сообщили, что он скончался. В четверг, 2-го июня, в гуситском городе Таборе в Южной Чехии похоронное бюро "Пегас" (при­нимает всех, не только поэтов) отправило твоего брата на небо. Может быть, сначала надо было узнать у вас о кремации, да или нет. Но всё произошло так быстро. И как решить этот вопрос, когда речь идет о 1) православном, 2) еврее?»

Моя мечта — холодный треугольник
Завернутый в чистый носовой платок.

Томаш Гланц

НЕКРОЛОГ

Лист бумаги пахнущий травой

И не докурена еще папироса.

Клубится дым змеей прозрачной

И умирает ночь за порогом сознанья.

Мало кому было известно, что в загадочном старинном доме, спрятанном в одном из самых красивых уголков пражского квартала Страшнице, живет поэт Николай Аксельрод, подписывающий свои произведения псевдонимом-анаграммой своего имени: от фамилии он оставил лишь первую букву, а из трех первых букв имени получилась фамилия: А. Ник. В Чехии, где он жил с 1973 года, его часто называли Микулашем — так же, как русских царей из семьи Романовых или мистика XV века Николая Кузанского.

А. Ник жил в одиночестве, по ту сторону литературных фестивалей, салонов и тусовок, почти не выступал публично и редко печатался. Знатокам русской поэзии, всем, кто был знаком с культурной средой ленинградского андеграунда, было известно, что он живет в Праге, но мало кто поддерживал с ним личные отношения. Мне посчастливилось встретиться с ним лицом к лицу; и, хотя мы прожили в одном городе около сорока лет, почти половину из которых я знал о его существовании, встреча произошла совсем недавно и Ник остался и для меня личностью, знакомой лишь по произведениям, но с малоизвестной биографией. Сейчас, когда его физическая жизнь завершена, можно задуматься и о преимуществах того печального факта, что все, кто хо-тел с Ником познакомиться, кто собирался с ним связаться, не успели этого сделать. Это преимущество, на мой взгляд, состоит в том, что его творчество не находится под давлением личных впечатлений современников, как это бывает в случае более социально «востребованных» авторов. Когда мы оглядываемся на жизнь А. Ника, у нас мало готовых фраз под рукой. И то же самое можно сказать о его творчестве…

…Поэзии А. Ника чуть ли не с самого начала его творчества присуща отчетливая, проницательная зрелость. Когда ему было тридцать лет, в 1975 году, он как обычное дело, например, созерцал херувима, читающего в книге жизни:

Белокурый херувим

Нацепив очки стальные

Читает книгу жизни

Написанную не им

Понимая тщетность

Загнутых страниц

И красных строк

В начале каждого года

Связь А. Ника с Прагой началась раньше, чем он туда навсегда переехал. В 1960-е годы он принимал участие в деятельности ленинградского Джаз-клуба, а также позднее запрещенного Рок-кафе — неформальных объединений под эгидой комсомола, сотрудничавших с джазовой секцией в Чехословакии и пражским журналом «Тварж» («Лицо»), где печатались переводы стихотворений авторов, известных тогда в России только читателям самиздата…

…В творчестве А. Ника преобладают короткие тексты, часто иронические, с элементами черного юмора; он работает с афоризмами, эпиграммами, экспериментальными метрическими схемами. Еще он занимался визуальной поэзией и мэйл-артом — созданием артефактов на границе текста, как правило, рукописного, и пластического произведения. Его поиски последних сорока лет, проведенных в Праге, не были связаны с деятельностью каких-либо художественных групп и не вызывали общественного резонанса; за все это время у него состоялось лишь несколько маленьких выставок. Хотя в его биографии имели место и эксцентрические проявления (он мог, например, подраться в пивной или устроить скандал), творчество Ника проходило в тишине, несмотря на поэтику сардонического смеха, типичную для некоторых его произведений.

Было бы абсурдом прощаться с таким проницательным и несентиментальным творческим духом общими словами и заурядными замечаниями. Ведь сардонический смех означал в древние времена готовность — и смелость — смеяться как раз в момент собственной гибели. Пусть лучше прозвучат хлесткие, язвительные стихи А. Ника, в них сквозь отсутствие смысла просвечивают глубокое знание, скепсис и саморефлексия одиночки, о котором мы так мало знали и который ,тем не менее, настолько ощутимо присутствовал в нашей жизни:

Скажите мне еще спасибо

за то, что уходя

я вам в лицо не плюнул,

а лишь порог вашего дома

посыпал перцем, солью и душистым горошком,

чтобы ни одна собака не нашла

ваш труп,

пока он не разложится на составные элементы включая

и выключая память

Подписывайтесь на канал, делайте ссылки на него для своих друзей и знакомых. Ставьте палец вверх, если материал вам понравился. Комментируйте. Спасибо за поддержку!