Найти тему
Тёмный историк

«Вот увидите — еще один месяц, и мы будем в Петербурге и в Москве!» Белоэмигрант-пособник про заносчивость гитлеровцев

Одним из белоэмигрантских пособников нацистов был бывший офицер белой Северо-Западной армии Дмитрий Иванович Ходнев, участник ещё подавления Революции 1905 года.

В 1941 году Д. И. Ходнев сам напросился в вермахт, «зондерфюрером»-переводчиком, причем сделал это в начале июня.

По его словам, немалая часть белоэмигрантов надеялась на скорое нападение Третьего Рейха на СССР, видя в этом для себя возможность отомстить.

Дмитрий Иванович Ходнев (1886 — 1976). Все иллюстрации демонстрируются исключительно в исторических целях.
Дмитрий Иванович Ходнев (1886 — 1976). Все иллюстрации демонстрируются исключительно в исторических целях.

И летом 1941 года бывший белогвардеец находился в составе 36-й моторизованной дивизии, действовавшей в Прибалтике, а позднее — под Псковом.

Дмитрий Иванович очень быстро разочаровался в немцах, которые, согласно его же мемуарам, уничтожали комиссаров и коммунистов, грабили население, при этом — оставляли колхозный строй.

Согласно мнению этого пособника нацистов, «моторизованные» немцы оставляли у себя в тылу целые советские полки, которые позднее становились партизанами или отвлекали на себя пехоту вермахта.

Гитлеровцы были очень самоуверенными, полагая, что через месяц-другой захватят ключевые советские города, после чего война завершится их победой.

Большие расстояния слабо принимались в расчет вермахтом, пытавшимся действовать «как в Европе».

Немцы в Таллине, лето 1941 года.
Немцы в Таллине, лето 1941 года.

«Молниеносное наступление немцев, взятие ими местечек и городов, часто не обращая никакого внимания на неразбитые, вполне боеспособные красноармейские части, уходившие с пути движения врага в леса и пропускавшие их, придали войне совершенно необычный характер и породили такую партизанщину, бороться с которой немцам вскоре оказалось не под силу.

Они говорили: «Наша цель — скорее вклиниться возможно глубже, поразить, потрясти врага; нужды нет, что по сторонам и в тылу у нас неразбитые его части.

Идущие сзади нас пехота с артиллерией “прочешут” леса и обезвредят; мы же — моторизованные войска, должны идти вперед как можно скорее, назад и по сторонам не оглядываясь, тогда скорее будем в Ленинграде и в Москве!..». (с) О. И. Бэйда. «Месяц в Германской Армии». Из воспоминаний Д. И. Ходнева / Пособники. Исследования и материалы по истории отечественного коллаборационизма / под ред. Д. А. Жукова, И. И. Ковтуна.

Белоэмигрант-пособник пытался давать нацистам какие-то советы по поводу того, как нужно обращаться с местным населением. Но на его «ценное мнение» немцы плевать хотели.

На территории Литовской ССР, лето 1941 года.
На территории Литовской ССР, лето 1941 года.

Более того, буквально через месяц зондерфюрера просто «выкинули за ненадобностью», найдя ему более сговорчивую замену — балтийского немца, окончившего специальную школу переводчиков.

Д. И. Ходнев позднее уехал в США, где и поделился впечатлениями о своей службе в вермахте. По его мнению, гитлеровцам мог сопутствовать больший успех, если бы они не были такими жестокими и заносчивыми.

«...позже, в разговоре, я всеми силами старался убедить своих немцев, что такими действиями они лишь портят себе и ничего не добьются: русские начнут жестоко сопротивляться и оборонять свою Родину... «Вот увидите — еще один месяц, и мы будем в Петербурге и в Москве!», — таков был их гордый мне ответ...» (с) упомянутый источник.

Важно отметить, что сей зондерфюрер не раз наблюдал активные действия советских партизан и окруженцев, наносивших заметные потери врагу, особенно — тыловикам.

И это — в июне-июле 1941 года, да ещё и в прибалтийском регионе, где, скажем прямо, антисоветские настроения среди местных были крайне сильны.

«Как я уже говорил, советские партизаны очень беспокоили немцев, постоянно нападая на их мелкие воинские части, на одиночных людей, на отдельные автомобили, взрывая мосты, разбрасывая по дорогам искусно замаскированные мины-«тарелки», и нанося где только возможно вред и расстройство...» (с) Д. И. Ходнев.
«Как я уже говорил, советские партизаны очень беспокоили немцев, постоянно нападая на их мелкие воинские части, на одиночных людей, на отдельные автомобили, взрывая мосты, разбрасывая по дорогам искусно замаскированные мины-«тарелки», и нанося где только возможно вред и расстройство...» (с) Д. И. Ходнев.

Ещё белоэмигрант-зондерфюрер запомнил один разговор с местным псковским мужиком. Тот в «частной беседе» признался, что при большевиках «не так плохо жилось», а раскулачивание — так вообще одобрил.

Иными словами, белоэмигрантских пособников нацистов (которых было немало, о чем писал и Д. И. Ходнев) ждало разочарование: немцы несли с собой порабощение и уничтожение, а самих «зондерфюреров» не воспринимали всерьез, используя их в своих целях...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!