Вторая половина моего сборника советского детектива - повести П. Ф. Нилина - оказалась великолепной. Я надеялась, что будет хорошо, но оказалось ещё лучше!
Повесть «Жестокость» вполне может стать лучшим прочитанным произведением 2024 года. Я в восторге, в восхищении, в радости. Это почти шедевр. Что, кстати, подтверждает тот факт, что «Жестокость» и другие произведения Нилина издаются до сих пор.
«Жестокость» действительно о работе уголовного розыска, но это не детектив. Это повесть о том, как молодой человек, идеалист, проникнутый светлыми идеями коммунизма, впервые по-настоящему сталкивается с жизнью и вдруг понимает, чего все эти идеалы на самом деле стоят.
Повесть невероятно сильная, одновременно романтическая и драматичная, во многом более актуальная сегодня, чем когда Нилин её писал. Если вы ещё не читали - я горячо рекомендую. Вещь.
Но начнём по порядку, с сюжета. События в «Жестокости» происходят в необозначенном году первой половины 1920-х (Ленин ещё жив) и охватывают несколько месяцев с поздней осени до весны. Место действия - сибирский посёлок Дудари. В Дударях советская власть, но в тайге ещё вовсю орудуют банды под руководством недобитых кулаков и белогвардейцев. В центре повести местное отделение уголовного розыска. Главный герой - помощник начальника по секретно-оперативной части восемнадцатилетний милиционер Вениамин Малышев.
Ага, 18-летний. Суровая реальность постреволюционной жизни. Аркадий Гайдар вообще в 17 лет полком командовал. Непростые были времена.
Начинается с того, как милиционеры разгромили одну из таёжных банд и нескольких бандитов взяли живыми. Среди арестованных (так и хочется сказать пленных) - Лазарь Баукин. Бывший солдат, воевал в империалистическую, был трижды ранен, представлялся к наградам. Но пришла революция, Баукин вернулся домой и вдруг оказалось, что воевал он неизвестно за что, ранения его были зазря, да и боевые награды никому теперь не нужны. Тут подворачивается старинный приятель, который зовёт его в банду, и Лазарь соглашается.
Лазарь в повести один из самых интересных персонажей. Формально он бандит, но по многим убеждениям почти социалист, человек думающий, умеющий сомневаться, справедливый и мудрый. В банде он занимал не последнее место, и Малышев начинает с ним плотную работу. Устанавливает почти дружеские отношения, не столько допрашивает, сколько беседует, обменивается мнениями и жизненной позицией. Попутно старается выведать у Лазаря что-нибудь о лидере другой сибирской банды кулацком сыне и бывшем колчаковском поручике, объявившем себя «императором всея тайги» Косте Воронцове.
Впрочем, продлится это «сотрудничество» недолго, через некоторое время Лазарь из-под охраны сбежит. Всю остальную повесть Малышев с сослуживцами будут заново искать Лазаря Баукина и ловить банду Воронцова. Это главный сюжет.
Второстепенным порядком идёт романтическая линия - в поселковый магазин приезжает работать кассиршей семнадцатилетняя комсомолка Юля Мальцева, в которую тут же влюбляются все молодые мужчины Дударей. И Венька в том числе - первой, сильной юношеской всепоглощающей любовью.
Второй второстепенный, но важный персонаж - корреспондент губернской газеты (тоже 18 лет от роду) Яков Узелков, или как он сам себя называет - Якуз. Выпендрёжный фанфарон, любит пускать пыль в глаза. В статьях своих врёт и безбожно искажает факты, милиционеры его не любят. Ухаживает за Юлей, по его собственным словам - успешно. Именно дурацкий лопоухий гаденький Якуз станет пусковым механизмом драмы, которая развернётся перед читателем в финале.
И, наконец, начальник Дударевского уголовного розыска, старый цирковой артист, воевавший в гражданскую войну, а теперь попавший руководить поселковой милицией. Это мой любимый персонаж, потому что он неоднозначный. Собственно, основная, наверное, мораль всей повести - решить для себя, начальник положительный герой или отрицательный. И это непросто, ох как непросто.
Он старше других по возрасту, в начале повести являет собой образец мудрости и жизненного опыта. К подчинённым относится по-отечески, воспитывает и наставляет их - уважительно и без фамильярности. Собственно, таким он и остаётся до самого конца, то есть сам-то герой не меняется, вокруг него просто возникают новые обстоятельства, и он на них реагирует. И именно через него раскрывается гнилая суть и несправедливая правда жизни идеалисту Веньке Малышеву, и всё летит под откос.
Раз заговорили о персонажах - это, наверное, лучшая часть повести. Их тут ровно столько, сколько нужно, нет ни одного лишнего человека. Среди них нет чёрно-белого разделения на плохих и хороших. Даже тех, кто кажется безусловно отрицательными, можно понять. А у однозначно положительных вдруг открывается червоточинка.
Мне понравились все, начиная от рассказчика и заканчивая последним бандитом. Кстати о рассказчике. Повесть в некотором смысле подражание Конан Дойлю, рассказ идёт от лица Саньки, сослуживца, друга и соседа Веньки Малышева. Они ровесники и соратники, но Венька не по годам проницателен и умён, а рассказчик простоват, при этом восхищается Венькой, к тому же выступает летописцем его жизни. Писатель явно использует формулу Шерлок Холмс + доктор Ватсон, но не чрезмерно, как раз в нужной степени.
Многим героям повести по 17-18 лет, но это не молодёжный рассказ о подростках. Это взрослое произведение о взрослых людях, живущих в по-взрослому непростое время.
Отдельно скажу про главного героя, помощника по секретно-оперативной части восемнадцатилетнего Веньку Малышева. Он удался автору безупречно. Вынужденно повзрослевший раньше времени мальчик-подросток, который работает, принимает трудные решения и проявляет выдержку и мудрость на зависть любому взрослому мужчине. Но всё же ещё ребёнок, во многом наивный, у которого есть начальники по работе, но не хватает наставника по жизни, кого-то, кто объяснил бы ему, как устроен мир, научил бы, как защититься, как сохранить себя.
Тем прекраснее получилась у писателя дружба Веньки с Баукиным, где отношения не ровные, но равные: Лазарь старше и опытнее, но он бандит, а Венька законная власть, Лазарь разбирается в людях, но не до конца разобрался в себе, а Венька наоборот, чётко знает для себя, что такое хорошо, а что такое плохо, но ещё не научился распознавать и понимать других.
Серьёзно, эту повесть стоит читать хотя бы только ради дуэта Венька-Баукин. Такой сбалансированный союз редко встретишь в книгах и ещё реже в жизни. При этом персонажи не лубочно-сказочные, а абсолютно жизненные, реалистичные, правдоподобные. Их отношения динамичные, многоуровневые. В общем - красота.
Ещё больше, чем персонажи, в повести «Жестокость» поражает драма. И то, как мастерски автор с первой же страницы повышает напряжённость, от главы к главе как будто потихоньку увеличивает звук, и в конце ба-бах! Происходит непоправимое, и делается горько, обидно и стыдно за то, в каком мире мы живём, и что вместо того чтобы его менять, мы, как циркач-начальник, просто приспосабливаемся. А потом ещё и других учим приспосабливаться.
Уух сильна повесть, хорошо даёт под дых.
Ну и в заключение, конечно, моё любимое: много, много подробностей советского быта 1920-х годов. Венька с рассказчиком, другом и коллегой Санькой живут, например, в одной комнате в доме у местной жительницы, которую заставили пустить к себе на постой сотрудников угро. Водопровода и канализации в домах ещё, понятное дело, нет, и люди ходят в баню раз в неделю. (Это, впрочем, было даже приятно прочитать, потому что в «Поднятой целине», например, один из главных героев не мылся вообще месяцами) В стране страшная безработица, но процветает НЭП. В тех же Дударях есть, например, ресторан, которым владеет бывший приказчик уехавшего за границу бывшего владельца этого ресторана. Ну и отдельная прелесть - любовное письмо комсомольца Веньки к комсомолке Юле, где он обещает любить её, как товарища, и подписывается «с комсомольским приветом».
В общем, вещь. 9,5/10⭐.
*****
Покупайте произведения П. Ф. Нилина - ТУТ!
*****
Другие интересные публикации книжного ХорГромДзена: