«Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы с ней сравниться по влиянию на ход основных, самых грандиозных, геологических процессов. Не только земная поверхность, но и глубокие – в масштабе биосферы – части планеты определяются, в самых существенных своих проявлениях, ее существованием и ее свойствами».
– Вернадский В.И.
Русский ученый-естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский очень точно высказался о значении воды в масштабе Земли. Вода определяет нашу жизнь с помощью различных сфер жизни: без неё не существует ни флора, ни фауна. В данной работе речь пойдет об искусственных водоемах и осознании проблематики в их создании. Гипотеза такова: искусственные водоёмы довольно сильно влияют на состояние окружающей среды.
Экологические проблемы: общая характеристика и особенности
Экологические проблемы — это проблемы, следствием которых является нарушение окружающей среды. Подобно экологическим факторам, проблемы можно разделить на категории, связанные с воздействием человека на природу. Поскольку влияние человечества на «здоровье» планеты сложно переоценить, а практически в любой деятельности людей наблюдаются общие тенденции (как, например, использование синтетических материалов), важно рассмотреть экологические проблемы в целом подробнее, определить основные аспекты, которые так или иначе будут присущи и более узкой теме – проблеме создания искусственных водоёмов.
Если говорить об историческом развитии поставленной темы, то известно, что вопрос экологических проблем стал подниматься все чаще во второй половине XX века. Связано это и с развитием химии высокомолекулярных соединения (полимеров, которые много сотен лет могут не разлагаться и засорять окружающую среду), и с повышением количества автомобильных выхлопов и других выбросов газа в атмосферу, и пр.
Проблема создания искусственных водоемов – частный вид проблем, которые можно охарактеризовать, как конфликт экономических и экологических интересов. Если говорить о таком конфликте в целом, то:
- Наблюдается неэффективное ведение сельского хозяйства;
- Ранее упомянутая нерациональность в подходах использования природных ресурсов. К тому же, XX в. весьма наглядно, по моему мнению, проиллюстрировал некоторую «размытость» экологического законодательства многих стран, что могло привести к нарушению норм производств в тех или иных государствах на каких-либо «грязных» типах заводов или станций;
- Необходимо не забывать о том, что новые типы оборудования предполагают более бережную и эффективную работу, что также влияет на количество выбросов, приводящих к загрязнению. К сожалению, экономическая часть вопроса здесь также влияет довольно часто отрицательно: во многих странах (особенно «третьего мира») наблюдается высокий износ оборудования.
С другой стороны, это наблюдается и в развитых странах, пример тому – авария на Чернобыльской атомной электростанции, где проведение нужных экспериментов решили проводить, не учитывая особенности реактора. Согласно заключениям некоторых комиссий, конструкция реактора была неудовлетворительной. Из-за особенностей реактора в нем возникал «концевой эффект» (повышение реактивности в первые минуты введения стержней вместо понижения), который также привел к тому, что при нарушении остальных условий он сыграл негативную роль – огромный выброс радиации.
Возвращаясь к вопросу о методах подхода к глобальным вопросам экологии, важно сказать, что для формирования вклада в решение множества экологических проблем решено было повышать экологическую культуру (т.е. совокупность некоторых качественных уровней отношения общества к природе и друг к другу по поводу экологического состояния планеты) населения Земли (призывы к сортировке мусора и его последующей переработке, выбор более разлагаемых видов упаковки), а, соответственно, развивать экологическое сознание. Воспитание в новом поколении полноценной экологической культуры современными учеными рассматривается как синтез двух тезисов:
1. Подробное и постоянное описание неисправимых последствий загрязнения планеты;
2. Прививание рассмотрения экономических вопросов и с точки зрения экологии.
«Лимитирующей стадией», т.е. процесс, который наиболее трудно осуществим в воспитании экологического сознания, это длительная перестройка хода мыслей, сознания. Ведь подобный процесс должен происходить на всех уровнях – просвещение должно быть не только в школах и ВУЗах, но и в семье. Следующим поколениям жить на планете, которая может быть истощена после интенсивного развития экономики, поэтому во всеобщих интересах привить любовь к экологическому благополучию.
Конечно, развитие экологического образования важно, поскольку человечество, нерационально используя природные ресурсы, нарушает их сохранность (особенно это касается исчерпаемого вида ресурсов). Вообще, все остальные методы решения глобальных проблем так или иначе сопряжены с воспитанием экологической осознанности: во-первых, экологизация производства, т.е. установление систематического контроля за деятельностью предприятий, сохранение оставшихся лесных массивов, усиление мер поддержки удовлетворительного состояния почв и пр.
Что есть искусственные водоемы?
Водоемом как таковым является скопление стоячей воды (постоянное или временное) во впадинах естественного или искусственного характера (в рамках данной статьи речь будет идти скорее о первом типе). Таким образом, искусственные водоемы – это водоемы, созданные человеком. Рассмотрение различных особенностей водоемов – цель науки гидрология. Образование водоемов происходит по простому механизму: происходит превышение притока воды в имеющуюся котловину, т.к. потери испарения и фильтрации в грунт значительно меньше.
Существует несколько классификаций водоемов. Во-первых, по химическому составу растворенных солей бывают соленые и пресные водоемы. Есть и более подробная классификация водоемов по физическим, химическим и биологическим процессам. Как уже упоминалось, водоемы могут быть временными и постоянными: временные образуются лишь в многоводные периоды года.
По количеству воды их подразделяют на три группы:
1. Водохранилище, т.е. сооружение для хранения воды объемом более 1 млн.м³ с дальнейшим использованием, например, для орошения, водоснабжения, разведения рыбы.
2. Пруды, где объем воды не более 1 млн.м³.
3. Бассейны. Относятся в отдельную категорию, т.к. это техническое сооружение, отличающееся абсолютным регулированием характеристик воды. Напрямую такой вид искусственного водоема не влияет на окружающую среду (т.е. не меняется ландшафт, т.к. обычно бассейн устанавливают на поверхности почвы, не зарывая его, вода закачивается при помощи специальных приспособлений). Однако в дальнейшем можно было бы рассмотреть количество использованной воды для бассейнов, ее виды очистки и ее дальнейшее использование.
Важно рассмотреть классификацию водоемов и по конструктивным особенностям:
1. Малые водоемы, которые возводятся готовой облицовкой дна и бортов, выполненной в заводских условиях (плёнка или готовая ванна);
2. Плотинные водоемы;
3. Водоемы копаного типа; возводятся созданием котлована в грунте с последующим его заполнением водой;
4. Комбинированные варианты.
Несмотря на то, что искусственные водоемы вносят вклад в экологические проблемы, люди по-прежнему выбирают их создавать в силу ряда причин: наличие подобных водоемов на жилом участке является интересным дополнением к общему декоративному оформлению. По мнению владельцев дач, ландшафт становится еще привлекательнее. Несмотря на то, что подобные эксперименты предполагают малый объем водоема, суммарно это тоже может значительно влиять на состояние той или иной местности.
Огромный объем потребления водных ресурсов позволяет нам рассуждать о том, что запасы пресной воды скоро будут истощены окончательно, т.е. она станет первичным дефицитным ресурсом. В получившихся условиях большое значение имеют искусственные водоемы, т.к. постоянное функционирование каких-либо сооружений на базе водохранилищ возможно лишь при тщательном контроле трат воды и ее качества.
Искусственные водоемы: влияние на экологию
На данный момент мировое сообщество рассуждает о комплексных мерах устранения экологических проблем путем создания экологичных промышленных зон, «зеленой» энергетики, промышленности с углеродным балансом. Ажиотаж вокруг этой темы создался после осознания, что человечество может стать главным врагом собственного существования: больше трети людей в мире умирает вследствие загрязненности водных ресурсов и атмосферного воздуха. Тем самым, косвенно человек влияет не только на природу, но и на самого себя. Антропогенный фактор так или иначе играет большую роль в состоянии всех земных сфер (атмосфера, гидросфера, литосфера). Так каким же образом искусственные водоёмы становятся частью экологических проблем?
Во-первых, из-за неправильной установки, выбора материалов и методов очистки воды для искусственных водоемов может происходить загрязнение почвы. Ранее было упомянуто, что невозобновляемые ресурсы (к которым и относится почва) важно контролировать особенно тщательно. Почвы загрязняются из-за накопления тяжёлых металлов (Be2+, As3+ и As5+, Cd2+, цианида, ртути, свинца и др.).
Вообще, почва – это природное тело, которое формируется в результате многих преобразований поверхностных слоёв суши Земли, состоящая из почвенного профиля, т.е. совокупности генетически сопряженных и закономерно сменяющихся почвенных горизонтов, на которые расчленяется почва в процессе почвообразования. Состав почвы – это не только твердые частицы минералов и органических веществ, но и почвенного раствора, газов.
Почвенный профиль образован почвенными горизонтами. Процесс формирования происходит при действии факторов почвообразования. Эти факторы изучает специальная наука – почвоведение, а также отрасли других естественных наук: агрономия, геология, геохимия, грунтоведение. Педосфера, оболочка Земли на границе между литосферой и атмосферой, образованная почвами, активно взаимодействует с другими геосферами.
В процессе жизнедеятельности существ (растений, микроорганизмов) в почве концентрируются элементы зольного и азотного питания в форме органических и органо-минеральных веществ, происходит создание условий для большого удержания влаги, газообмена с атмосферой, поглощения лучистой энергии солнца и т.п.
По такому признаку, как «механический состав», почвы делятся на песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые и легкие суглинистые. Главное свойство почвы – плодородие, что представляет собой способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах зольной и азотной пищи, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством тепла и воздуха.
Из-за создания искусственных водоемов может ухудшаться плодородие, ведь на плодородие влияет вышеописанный механический состав, минералогический и химический состав, физические свойства почвы, водный, воздушный и тепловой режим почвы и жизнедеятельность организмов. Чаще всего растения лучше растут в нейтральной или слабокислой среде почвы. Радикальные щелочные или кислые реакции губительны. Все почвы делят на сильнокислые, среднекислые, слабокислые, нейтральные, слабощелочные, щелочные и сильнощелочные. Приведенная классификация характеризуется величиной рН.
Во-вторых, создание искусственных водоёмов может происходить параллельно при вырубке лесов и опустынивании. Несмотря на возобновляемость этого ресурса, важно понимать, что интенсивность вырубки лесов многократно превышает интенсивность восстановления. В-третьих, сокращение биоразнообразия, которое сопряжено с приспособлением природных территорий под сельскохозяйственные нужды. Важно сделать вывод: несмотря на то, что искусственные водоёмы в основном лишь косвенно вносят вклад в экологические проблемы всего мира, необходимо в данном вопросе учитывать все нюансы.
Заключение
Проблема создания искусственных водоемов оказалась более разнообразной, чем представлялась в начале работы над ней. Вопрос требует дальнейшего, более детального, рассмотрения. Не смотря на все сложности работы, выдвинутая гипотеза подтвердилась: искусственные водоёмы значительно влияют на состояние окружающей среды.
——— ——— ———
😉Еще больше информации вы найдете в нашем канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить❗️