Привет, друзья, сегодня в рубрике ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ предлагаю вам этот материал о нашем знаменитом кинорежиссёре.
Сегодня "железной леди" советского кино Татьяне Михайловне Лиозновой исполнилось бы 100 лет. За свою жизнь она сняла всего 9 картин, но каких! Это была маленькая женщина (рост её всего 150 см), но её любили большие и великие мужчины. Она никогда не была замужем, а своими детьми считала свои фильмы. После распада Советского Союза больше не сняла ни одного фильма, хотя прожила ещё 20 лет.
А теперь обо всём этом по порядку.
Родилась она 20 июля 1924 года в Москве в еврейской семье, оба её родителя были экономистами. Отец Моисей Александрович в самом начале войны ушёл в ополчение и погиб в первые же дни, Татьяне тогда было 17 лет. Мать Ида Израилевна работала в наркомате чёрной металлургии, она вместе с дочерью и наркоматом была эвакуирована в Свердловск.
После окончания школы Татьяна поступила в Московский авиационный институт, но поняла, что строить самолёты это не для неё, уж лучше она будет "строить" актёров на съёмочной площадке и поступила во ВГИК на режиссёрский факультет на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вскоре была отчислена за профнепригодность, посчитали, что у девушки мало жизненного опыта.
Она поплакала, а потом собрала группу таких же отчисленных студентов и поставила с ними спектакль "На полустанке", всех приняли обратно, а Лиознова всегда после считалась любимой ученицей Герасимова. Она поставила курсовой спектакль "Кармен" по пьесе Проспера Мериме. Танец оттуда Герасимов взял в свою "Молодую гвардию", а Лиознову позвал в фильм помощником режиссёра. Так что к моменту окончания института у неё уже был режиссёрский опыт.
Распределили её на киностудию имени Горького, но вскоре уволили. Причиной стала её национальность, в стране шла кампания по "борьбе с безродным космоплитизмом". Чтобы чем-то зарабатывать на жизнь, она шила одежду и даже работала уборщицей. А потом ей посчастливилось устроиться в "Литературную газету", где главным редактором был Константин Симонов.
Вот с ним-то и закрутился её первый роман. Симонов был на 9 лет старше и уже в 3-й раз женат (на актрисе Валентине Серовой). Однажды суровая мама Татьяны увидела, как он подвозил её домой на машине и запретила встречаться с начальником. Лиозновой из газеты пришлось уйти.
В 1953 году её восстановили на киностудии, а в 1954 назначили вторым режиссёром в дебютную картину Станислава Ростоцкого "Земля и люди", это стало её вторым романом и большим скандалом с разбирательством в парткоме.
"Доброжелатели" донесли супруге Ростоцкого, та пожаловалась на киностудию, за моральным обликом тогда следили строго и Лиознову вызвали на беседу, на чём всё и закончилось.
Она бралась за любую работу, ассистентки, помощника режиссёров и только через 5 лет сняла свой первый самостоятельный фильм "Память сердца" по сценарию своих учителей, Герасимова и Макаровой.
В основе сюжета — воспоминания английского летчика Ральфа Чадвика в 1944 году оказавшегося на территории Советского Союза. После того, как его бомбардировщик был сбит фашистами, тяжело раненого летчика подобрала русская учительница Екатерина Ивановна и ухаживала за больным, пряча его в подвале школы.
Роль учительницы сыграла Тамара Макарова.
Потом была "Евдокия" (1961) с Людмилой Хитяевой по повести Веры Пановой.
Сотрудничество с писательницей продолжилось и в фильме "Рано утром" (1965). Лиознова тяготела к историям героическим, она долго искала подходящий материал и после долгого простоя нашла в журнале "Октябрь" подходящую историю. Её следующим фильмом стала лента "Им покоряется небо" (1963) о лётчиках-испытателях.
Среди консультантов картины был заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Василий Колошенко. Василий Петрович стал её новым возлюбленым. Этот союз даже мама одобряла, но они так и остались каждый в своём космосе. Их любовь не стала браком, но когда лётчик погиб в 60-е, удочерила его дочку Людочку, которая осталась рядом с приёмной матерью до её последнего часа.
В 1968 году выходит "Три тополя на Плющихе" с Татьяной Дорониной. Лиознова выбрала её на главную роль за проникновенное исполнение песни "Нежность", которая имела для неё особое значение, напоминала о Василии Колошенко.
После успеха фильма она решила экранизировать роман Юлиана Семёнова "Семнадцать мгновений весны"опубликованный в журнале "Москва" в 1969 году. Но писатель уже продал сценарий на Ленфильм. Лиознова была настойчива, тогда он отозвал свой сценарий и предложил Ленфильму взамен "Бриллианты для диктатуры пролетариата" о молодости Штирлица. На том и порешили.
Мини-сериал "Семнадцать мгнговений весны" считается самой главной работой Татьяны Лиозновой. Работа над ним шла целых 3 года, Татьяна Михайловна следила, чтобы абсолютно всё - костюмы, декорации, были в духе времени и дополнялись архивными съёмками. Сама она отсмотрела километры кинохроники и бесконечно гоняла съёмочную группу и артистов в архив кинофотодокументов.
На момент поиска актёра на роль Штирлица у Татьяны был роман с актёром Арчилом Гомиашвили (он играл Остапа Бендера у Гайдая в "12 стульях"). Тот очень хотел сыграть Штирлица, но роман их закончился, когда она сказала, что не может представить себе этого Остапа Бендера в роли благородного Штирлица. Вскоре он женился на молоденькой балерине. Через несколько лет они столкнулись в самолёте, Арчилл летел со своей маленькой дочкой, а она с железными коробками с киноплёнкой.
После Штирлица Лиознова взяла пузу на целых 6 лет, в это время она преподавала во ВГИКе и вела свой собственный курс.
В 1980 году она взялась за серьёзную двухсерийную ленту на производственную тему "Мы нижеподписавщиеся" по пьесе Александра Гельмана.
Спектакль по этой пьесе шёл в те годы во многих театрах. На спектакль во МХАТе она пригласила своего тогдашнего возлюбленного Владимира Кириллина, видного ученого в области энергетики, физики, академика, вице-президента АН СССР.
Она сказала, что хочет снимать фильм по этой пьесе, тот начал отговаривать, говорил что у неё будут неприятности. Но она настояла на своём, разрушив и эти отношения.
Следующей работой стал совершенно иной фильм, мюзикл "Карнавал", самая личная картина из всех, в которую она вновь пригласила Ирину Муравьёву и Юрия Яковлева.
По сути, она рассказывала свою личную историю, о том как ей приходилось преодолевать трудности на пути к кино, о нежных отношениях с матерью, о тоске по отцу.
В 1987 году вышел её последний фильм, трёхсерийный телевизионный фильм "Конец света с последующим симпозиумом" по одноименной пьесе американского драматурга Артура Копита.
Несмотря на звездный состав актёров, по нашему ТВ ленту показали всего один раз. Фильм-то был антиамериканский, об опасности войны. А Горбачев, затем Ельцин взяли курс на сближение с США. Пусть и ценой развала Советского Союза.
Посмотрев фильм, она сказала, что впервые сняла плохое кино, больше она на съёмочную площадку не возвращалась.
Она никогда не переживала об отсутствии настоящей семьи , она искала себе ровню, но так и не нашла. Каждый раз, когда проходила первая влюблённость и начиналась совместная жизнь, она понимала, что мужчины для неё мелковаты.
В последние годы она тяжело болела. После операции у неё отнялись ноги. Потом добавились другие болезни.
Умерла она в сентябре 2011 года, похоронена на Донском кладбище столицы вместе с матерью.
На киностудии им. Горького установлена мемориальная доска её памяти.
Но главная память в сердцах благодарных зрителей.
Благодарю, что читали.
До встречи на канале.