Собрали топ-10 лучших премьер прошедшего сезона. Увы, всё посмотреть нам не удалось, так что "Ленинградские сказки", "Мизантроп и я" в РАМТе, Додин и Могучий из Санкт-Петербурга - простите, но придется обойтись без вас. В любом случае, постарались взять самое разнообразное и изобретательное, что было в прошлом сезоне. Полетели.
10 место - "Почтальон из Лонжюмо", Театр Новая опера (реж. Евгений Писарев)
Легкая и очень приятная летняя премьера, после которой хочется выйти из дружелюбной "Новой оперы", побродить по саду Эрмитаж и с упоением вспомнить как комичные моменты, так и арии Мадлен (или госпожи де Латур). Автор оперы - французский композитор эпохи романтизма Адольф Адан. Многие его знают по балету "Жизель", но оперную музыку он между прочем тоже писал и вполне воодушевляющую.
Сюжет либретто, как подмечают сами артисты спектакля, возможен только на театральных подмостках: обычный почтальон Шаплу после знакомства с директором Королевской оперы бросает свою жену и уезжает строить карьеру оперного певца в Париж. Через 10 лет будучи звездой парижской оперы Шаплу (теперь уже Сен-Фар) встречает свою жену вновь (жена к слову успела разбогатеть и получить в наследство титул), НЕ УЗНАЕТ ЕЕ и, восхитившись ее прелестями и богатствами, зовет замуж СНОВА. Дальше - узнаете во время просмотра.
Красивая сценография в виде почтовых открыток, элегантный стёб над оперными штампами, но что еще больше порадовало - это наличие двух конферансье (опытного и начинающего операмана), которые рассказывали со сцены сюжет, "юморили" и выступали в роли "проводников" для широкой публики. Отличный прием для привлечения новой аудитории на оперу.
9 место - "Борис Годунов", Театр Наций (реж. Петр Шерешевский)
Мы не фанаты режиссуры Петра Шерешевского, но обойтись без его спектаклей в финальной десятке было бы странно, потому что за сезон он выпустил как минимум 3 спектакля-события, которые очень зашли публике и дали почву для обсуждений в медийном культурном поле. Лично нам не особо нравится сугубо реалистический стиль, постоянное использование экранов и местами очень топорный перенос классических сюжетов в наше время. Но стоит признать, он все же большой профи и человек, с которым очень комфортно работать актерам.
Из всех его премьер выбрали "Бориску" по пьесе А.С. Пушкина. Во-первых, в спектакле много изобретательных идей, начиная с пространства: главное место действия - школьный спортзал, который стал смыслообразующим для всего действия (символ стагнации). Дети тут выступили в лице русского народа, а Борис - рефлексирующего царя-преподавателя. Во-вторых, использование реалити-съемки здесь не просто позволяет разглядеть артистов с самых дальних рядов, а является частью интересного сценографического решения и добавляет новые места действия (ту же школьную раздевалку, к примеру). Отдельно запомнился перформанс с детским хором, исполняющим песню со словами из стихотворения "К Чаадаеву". Просто, но очень пронзительно.
Из минусов - много шаблонных образов, устаревших приколов и невнятное раскрытие одного из главных героев - Гришки Отрепьева. Игорь Гордин в роли Бориса - хорош, но это точно не лучшая его роль. Так что - 9 место, напомним, топ - сугубо субъективен.
8 место - "Мамлеев", Театр Практика (реж. Арсений Мещеряков)
Ставить на сцене абсурдное произведение бывает сложно. Особенно когда ты просто пытаешься пересказать сюжет, а не погружаешься в психоделический мир самого автора со всеми его странностями. Погрузиться в мир автора удалось создателям спектакля "Мамлеев", причем самого Юрия Мамлеева, родоначальника направления метафизического реализма, где истории не просто абсурдные, а даже невменяемые.
Создатели спектакля представили каждый его рассказ в виде "живой картины", в которой герои пропевали слова писателя под завывания электрогитары (не зря жанр тут - психоделическая опера). Тут нас заворожило много чего: и атмосферный свет, и грим, и гротескная и очень подвижная мимика каждого персонажа. Разбирать смыслы не хочется - хочется просто на это смотреть как на гипнотизирующие сны. Внимательно подошли и к костюмам - ретро-нарядам, переливающимся пальто, желтым и красным свитерам, которые вроде бы и отображают эпохи, в которые жил Мамлеев, но в тоже время их искусно подчеркивают.
Зрелище не для всех, так что вполне нормально, что некоторые образы вызовут у вас отторжение. Но путешествие по мирам Мамлеева останется в памяти еще надолго.
7 место - "Хиросима", Пространство "Внутри" (реж. Александр Плотников)
Спектакль о ядерной катастрофе и судьбах конкретных жителей Японии. Предупреждение для современников, которое вряд ли посмотрят те, кто в первую очередь должны это увидеть. Основой постановки послужил репортаж американского журналиста Джона Хёрси, посвященный взрыву в Хиросиме 6 августа 1945 года.
Проникновенно и качественно читают свои монологи актрисы из театра Жени Беркович «Дочери СОСО». Они не нагнетают трагедию, но в то же время достоверно передают настроения выживших японцев. Именно так и стоит ставить историческую хронику - где-то перевоплощаться в героев тех лет, а где-то рассказывать отстраненно и даже холодно.
Симпатичная сценография с "молочным туманом", водой по ногами актрис, свечами и проекциями. А еще в спектакле можно услышать рецепт выживания в ядерную катастрофу (надеемся, он все же нам не понадобится).
6 место - "Голод", МХТ им. Чехова (реж. Елизавета Бондарь)
Действо по роману норвежского классика Кнута Гамсуна. Почти все время одинокий литератор мучается одной проблемой - голодом. Но не голодом духовным, творческим, а простым-физическим. Муза в данном случае - не красивая женщина или образ, а парочка пирожков. Да, писатель - тоже человек, между прочим, а не гений со страниц учебника по литературе. Но тут же у спектакля возникает вторая тема - собственное эго главного героя, которое ограничивает этот мир и ставит всех людей вокруг ниже себя самого.
Эти темы отлично передала режиссер Елизавета Бондарь. Вместе с командой она точно ухватила эстетику норвежского экспрессионистского искусства, что можно понять по искривленной и преувеличенной пластике героев, градиентным задникам и контрастам в мимике персонажей.
Очень фактурно тут играет актер Сергей Волков (один самых ярких артистов прошлого сезона). Понравились и гротескный Евгений Перевалов, и очень обаятельная продавщица в исполнении Марии Соковой.
Все у постановки хорошо, но все же при всей безукоризненности в форме тут не осталось места для человеческого сопереживания. Как зритель чувствуешь себя совсем отстраненным наблюдателем, из-за чего впечатление остается ровным и безэмоциональным. Даже аналогий с современным миром делать не хочется. Поэтому - 6 место, хотя сам спектакль мы советуем к просмотру.
5 место - "Долгая счастливая жизнь", Студия театрального искусства Женовача (реж. Сергей Тонышев)
Вот, вроде форма этого спектакля намного проще, чем у "Голода", но постановка зацепила нас сильнее. Возможно из-за архетипической любовной истории, с которой мог столкнуться каждый, а возможно и благодаря запредельной искренности в игре актеров СТИ.
В основе - произведения киносценариста Геннадия Шпаликова, если помните, был еще такой советский фильм с одноименным названием. Разные детали на сцене передают дух "оттепели" 60-х и кино того времени: старый приемник, потертые сидения театрального зала, закадровые голоса и теплые обрывки коротких диалогов. И действие, которое разворачивается в метре от тебя, за тобой, над тобой. Малая сцена СТИ позволяет сделать пространство многофигурным и дает шанс зрителям посмотреть на все это как через микроскоп. Обожаем такие камерные пространства.
Сюжет - проще некуда, но засчет атмосферы и актерских работ смотрится на одном дыхании. Мы не жили в 60-е, но благодаря спектаклю почувствовали какую-то близость к этой эпохе и желание в нее погрузиться. Так что сразу после просмотра пошли пересматривать Хуциева и Шпаликова, а спектакль ставим на чистое пятое место.
4 место - "Русалочка", МТЮЗ (реж. Рузанна Мовсесян)
Пробивающая на эмоции от катарсиса адаптация сказки Андерсона, которую невозможно назвать чисто детским спектаклем. Увлекательно, тревожно, волнительно и смешно будет и детям, и взрослым (взрослым возможно даже больше). Авторы постановки сконцентрировались на раскрытии оригинальной темы, которую на самом деле заложил в своем произведении Андерсон и которую забудут вам рассказать диснеевские мультфильмы. Тема бессмертия человеческой души, а не семейного счастья, как это часто бывает с этой историей.
На сцене тюзовского "флигеля" 4 прекрасных нимфы азартно рассказывают нам каноничную историю русалочки, разбавляя это ироничными комментариями и этюдами. Любопытно, что на сцене нет принца - мы слышим только его голос и чувствуем незримое присутствие засчет пластики русалочки (актрисы Полины Кугушевой).
Интересный эпизод со спасением принца, когда русалочка держит его в покрывале как новорожденного. Тема спасения человеческой души = тема рождения ребенка, аналогия сильная. А, в итоге, найдя "безусловную любовь" героиня и обрела бессмертие души. Ради этого и стоило жить.
Лучший спектакль для семейного просмотра по итогам прошлого сезона и заслуженное место в нашем топе.
3 место - "|Как вам это понравится?|", МХТ им. Чехова (реж. Юрий Муравицкий)
Редкий пример чистой и незамутненной комедии, когда не просто стеб над современными реалиями, пародии или "чернуха", а точное соответствие этому сложному жанру.
Адаптация не самой популярной шекспировской комедии с самым популярным шекспировским монологом про "Все мир - театр". Идеально сотканное полотно из переработанных британских мифов и ассоциаций: дошли до того, что все актеры разговаривают как стереотипные иностранцы или лапенковский персонаж Ричард Сапогов. Короче, про этот спектакль можно говорить еще много.
Муравицкий всегда очень ответственно подходит к созданию формы: у каждого актера свои отточенные движения, каждый жест или реплика появляется не просто "потому что", а является частью общего рисунка.
Таких спектаклей очень мало сейчас, поэтому однозначно советуем вам не пропускать его, особенно когда на сцене все больше не хватает светлых и уморительных историй, на которых ты забываешь о всех насущных проблемах.
2 место - "Люблинский штукарь", Театр Шалом (реж. Яна Тумина)
Спектакль по роману нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера так же, как и "Голод" касается конфликта: гений из мира искусства vs реальный мир. Одна из самых щепетильных и актуальных тем, которая волновала театральных деятелей в сезоне 2023/2024. В случае со "штукарем" конфликт засчет объемной и насыщенной истории стал более многогранным и неоднозначным.
Яша Мазур - гений, фокусник, цирковой артист, человек исключительных творческих сил. Но в тоже время эгоист и бабник. В нем буквально спорят ангел с демоном. Все его метания, уход в религию, споры с собой грамотно переданы на сцене, и причем с разнообразием актерских и сценографических приемов (хотя вроде посмотреть - всего лишь маленькая подвальная сцена с проекцией и развешанным реквизитом). И здорово, что вся сложность материала показана Яной Туминой и ее командой легко, ловко, с удалью цирковых уличных артистов.
Финал - самый эффектный трюк этого спектакля - оглушительно обнажает всю сущность Яши. И сила катарсиса в конце возможно и повлияла на нас, чтобы поставить эту постановку на второе место.
1 место - "Собачье сердце", МТЮЗ (реж. Антон Федоров)
Без сомнения, лучший спектакль сезона 2023/2024 по нашему мнению. Писали даже про него отдельную статью (https://dzen.ru/a/Zko5dM1MnTY6a5Pf), так что долго тут распинаться не будем. На эту постановку приходило буквально все театральное сообщество и медийка вплоть до Ивана Урганта. Такой тип спектаклей либо безумно нравится, либо ты его начинаешь ненавидеть, но в любом случае он вызывает эмоции, вдохновляет на обсуждения и идеально бьет по сегодняшней реальности. А еще он умудрился раскрыть Преображенского и вообще саму тему намного ближе к первоисточнику, чем известный фильм Владимира Бортко (хотя фильм мы тоже очень любим).
Это уже часть театральной истории.