Найти тему

«Грехопадение» Ингрид Бергман

Оглавление

К концу 1940-х годов шведская красавица Ингрид Бергман – одна из крупнейших и любимых звёзд Голливуда, которую на съёмочной площадке хотели видеть все режиссёры. Широкая публика, хотя и не знала её по-настоящему, представляла Ингрид целомудренной, благодаря экранным образам. Обладательница премии «Оскар» (за роль Полы Олквист в триллере «Газовый свет»), она снялась во многих фильмах, ставших классикой, через десять лет после переезда из Швеции, «Интермеццо», «Касабланка», «По ком звонит колокол», «Дурная слава»…

В то время люди не могли отделить актрису от её ролей в кино и признать, что она была реальным, и как все несовершенным человеком. «Так много людей, которые знали меня только по экрану, думали, что я идеальна и непогрешима, а потом злились и разочаровывались, что я не такая», – сказала однажды актриса.

Маленькие измены

Ингрид Бергман была замужем за дантистом Петером Линдстрёмом, с которым воспитывала дочь Пию, родившуюся в 1938 году. Однако в мире кино слухи об её внебрачных связях становились настойчивее. Хотя не то чтобы это имело для неё значение. Ингрид чувствовала себя свободной женщиной и предпочитала делать то, что хотела, как с личной, так и с профессиональной точки зрения. Она заводила романы с Гэри Купером, фотографом Робертом Капой и Виктором Флемингом. Но Голливуд и её поклонники отвернулись от неё, когда она влюбилась в итальянского режиссера Роберто Росселлини.

На съемках фильма «Жанна д'Арк» (1948) с режиссером Виктором Флемингом
На съемках фильма «Жанна д'Арк» (1948) с режиссером Виктором Флемингом

Шесть лет спустя после первого совместного фильма «Доктор Джекилл и мистер Хайд» (1941) Виктор Флеминг пригласил Ингрид Бергман в картину «Жанна Д'Арк» (1948), основанного на успешной бродвейской пьесе Максвелла Андерсона «Жанна Лотарингская». Бергман играла французскую святую на сцене и с нетерпением ждала возможности повторить роль на экране. Дэвид Селзник, с которым она была связана контрактом, в течение нескольких лет обещал Ингрид сделать фильм о Жанне Д’Арк, но этого так и не произошло. Поэтому, когда Уолтер Вангер (продюсер), Виктор Флеминг и Максвелл Андерсон (который написал сценарий по собственной пьесе) взяли на себя обязательство перенести «Жанну Д'Арк» на экран, Ингрид была в восторге.

В процессе подготовки к съёмкам в начале 1947 года 31-летняя Ингрид Бергман и 58-летний Виктор Флеминг закрутили роман (Флеминг был женат на Люсиль Россон). Флеминг влюбился в Ингрид, в то время как Бергман была влюблена в образ Жанны Д’Арк. Супруги обоих скоро узнали об этой связи. Петер Линдстрём в какой-то момент появился без предупреждения в нью-йоркском отеле, где остановились Флеминг и Бергман. Он позвонил в номер Флеминга из вестибюля отеля в два часа ночи, после того, как не обнаружил Бергман в её номере, и вежливо попросил позвать его жену. «Чертовски неловко получилось», – позднее сказал Флеминг. Роман режиссёра и актрисы продлился не дольше чем съёмки «Жанны Д’Арк». Флеминг помирился с женой, а Бергман вернулась к мужу.

«Люди увидели меня в «Жанне Д’Арк» и объявили святой. Я не святая. Я просто женщина, обычный человек», – говорила Ингрид Бергман.

Письмо, положившее начало роману режиссёра и актрисы

Когда она посмотрела «Рим, открытый город» Роберто Росселлини, желание получить новый опыт побудило Ингрид написать письмо итальянскому режиссёру, в котором она предложила свои услуги.

«Уважаемый господин Росселлини, я посмотрела ваши фильмы «Открытый город» и «Пайза» и получила от них огромное удовольствие. Если вам когда-нибудь понадобится шведская актриса, которая очень хорошо говорит по-английски, не забыла немецкий, немного понимает по-французски и может сказать только «ti amo» по-итальянски, я готова приехать и поработать с вами».

«Я только что с большим волнением получил ваше письмо», – ответил Росселлини в телеграмме. «Совершенно верно, что я мечтал снять с вами фильм, и с этого момента я сделаю все, чтобы эта мечта как можно скорее стала реальностью».

-3

Они встретились в ноябре 1948 года, на выходных, в отеле в Париже и в присутствии своих адвокатов. Ингрид Бергман тогда снималась в фильме Альфреда Хичкока «Под знаком Козерога». Об этой встрече Росселини не сказал никому ни слова, за исключением Марчеллы Де Маркиз, которая по итальянским законам всё ещё оставалась его женой.

«Война вулканов»

Росселини тогда встречался с Анной Маньяни. Между ними были напряжённые, страстные и даже бурные отношения. После «Рим, открытый город» они работали вместе в фильме «Любовь», который Роберто посвятил Маньяни. Во вступительных титрах есть фраза «Этот фильм – дань искусству Анны Маньяни».

В январе 1949 года, когда Роберто и Анна жили в отеле «Эксельсиор», режиссёр разработал ужасный план. Он сделал вид, что вышел погулять с собаками, но на выезде из гостиницы его ждала машина, которая отвезла Росселлини в аэропорт. Он улетел в США к Ингрид. Сентиментальному предательству сопутствовало и профессиональное. Роберто предложил Ингрид роль в «Стромболи, земля Божья», забыв о том, что она была обещана Анне Маньяни.

Конечно, это привело в ярость итальянскую актрису, но она проявила невероятную выдержку, не устраивала «прилюдных» сцен ревности, не давала интервью репортёрам, чего от неё все ожидали. Напротив, с режиссёром Уильямом Дитерле она организовала конкурирующую постановку – фильм «Вулькано», который снимали в то же время, что и «Стромболи», на острове Вулькано, расположенном напротив острова Стромболи в Тирренском море.

Россано Брацци, партнёр по фильму, вспоминал Анну во время съёмок: «Она не скрывала своего гнева ни перед кем. Каждый вечер она стояла на оконечности острова, откуда видны другие Липарские острова и посылала проклятия в сторону Стромболи, где идиллия между Росселини и Бергман переживала волшебный момент».

Страдания Анны стали топливом для фильма, зарядили всю съёмочную группу. Между двумя фильмами соперничество было настолько ожесточённым, что его прозвали «войной вулканов».

С началом съёмок «Стромболи» съёмочную площадку наводнили журналисты и фотографы. Но не только из-за присутствия голливудской дивы в Италии, а прежде всего из-за слухов о романтических отношениях между режиссёром и актрисой. Но было одно, что больше всего интриговало – Ингрид беременна. В определённый момент Ингрид и Роберто вынуждены были подтвердить их связь.

Дело Бергман-Росселлини

В феврале 1950 года Ингрид родила сына Робина за несколько недель до премьеры «Стромболи» в США. В марте Бергман осудили в Сенате США, сенатор Эдвард Джонсон заявил, что она совершила «нападение на институт брака», назвал её «орудием зла», «публичной наложницей». Голливудский апостол деградации, как определила Ингрид Бергман американская пресса, которая не могла простить того, что сделала актриса.

Ингрид получала письма и телеграммы, в которых её оскорбляли, угрожали её жизни, требовали никогда не возвращаться в США, называли позором семьи. Бергман они очень расстраивали, но не сломили. Она не выбросила ни одно письмо, все прочитала и сохранила. Поначалу Бергман не давала своим критикам удовольствия знать, что они причиняют ей боль, но позже она прокомментировала ситуацию The Washington Post: «Это бы сущий ад. Я не могла и подумать, что это расстроит весь мир, но это произошло». Актриса даже начала соглашаться с тем, что газеты были правы, когда называли её «ужасной женщиной».

Дело Бергман-Росселлини стало главной заботой Голливуда. Как только пресса начала сообщать об этом деле, руководитель Управления производственного кодекса католик-мирянин Джозеф Брин, крайне обеспокоенный, написал своему другу-иезуиту, что, возможно, это самый шокирующий скандал, с которым Голливуду пришлось столкнуться в последние годы, особенно с учётом того, что «мисс Бергман с первого дня своего прибытия сюда вела себя самым похвальным образом. В отношении неё никогда не было ни малейшего намека на скандал. Её считали замечательной леди с безупречным характером, хорошей женой и прекрасной матерью». 22 апреля 1949 года Брин написал письмо самой Бергман, в котором умолял её опровергнуть выдвинутые против неё обвинения. Уолтер Уэнджер, продюсер фильма «Жанна Д’Арк», послал ей телеграмму, в которой тоже просил Бергман опровергнуть слухи.

Ингрид Бергман не смогла удовлетворить их просьбы и несколько месяцев спустя (в августе) выпустила пресс-релиз, в котором говорилось, что она разводится с мужем. Скандал, несомненно, способствовал тому, что «Жанна Д’Арк», «Под знаком Козерога», вышедшие на экраны в тот период, стали кассовыми провалами. «Стромболи, земля Божья» стал кассовой бомбой в Америке, американская публика просто отказалась его смотреть, хотя фильм неплохо приняли в других странах, за исключением Великобритании.

Творческий и семейный союз

Скандал вынудил Бергман остаться в Италии, в разлуке с дочерью. В мае 1950 года, после широко разрекламированного развода, режиссёр и дива поженились по доверенности в Мексике (в городе Хуарес их представляли Хавьер Аларес и Артур Тревино), у них родились ещё двое детей – дочери-близнецы, Изабелла и Изотта Ингрид Росселлини. После рождения близнецов они решили привести в порядок свой имидж, приняли участие в фотосессии, которая представила идеальную семью, Ингрид в роли преданной жены и безупречной домохозяйки.

«Это было сочетание страсти, что я влюбилась в мужчину, так отличавшегося от всех других мужчин, которых я когда-либо знала, и моей скуки в Голливуде. Я хотела сделать что-то, чего они от меня не ожидали», – говорила Бергман об этих отношениях.

Бергман хотела вернуться к работе, Росселлини с его собственнической натурой это допускал, но только под его руководством. Актрисе пришлось отказываться от всех предложений, поступавших от других режиссёров, чтобы не разрушить тот образ идеальной семьи, который она старалась сохранить. Она оказалась заточённой в том замке, который сама построила.

После «Стромболи» Росселлини снял ещё четыре фильма с Бергман, «Европа 51», «Путешествие в Италию», «Мы–женщины», «Страх» и сюрреалистический мюзикл «Жанна Д'Арк на костре» (фильм – запись живой театральной постановки).

Развод

В конце концов, она решила принять предложение о работе от Fox – сыграть Анастасию в экранизации французской пьесы Марселя Моррёт «Анастасия», истории Анны Андерсон. Фильм принёс актрисе второй «Оскар», но Роберто Росселлини не простил ей выбора.

«Я испытала такое счастье с Роберто, но и такое несчастье. Я так старалась жить с ним. Но я знаю, что моя жизнь изменилась. Он оставил меня... Я чувствую странное облегчение», – написала Ингрид в своём дневнике.

Несмотря на «предательство» Бергман приветствовали в Америке с распростёртыми объятиями. Между тем, неореалистическое движение ушло в прошлое, и Росселлини пришлось бороться, чтобы снова достичь вершин своей славы. Последние фильмы мастера не имели коммерческого успеха, критики называли их «повторением».

В 1957 году Росселлини пригласили в Индию, где он собирался снять документальный фильм о развивающейся стране после обретения независимости. В Индии он завязал отношения с 28-летней писательницей Сонали Сенрой Дасгупта, которая была замужем за режиссёром и сценаристом Харисадханом Дасгупта, имела двоих детей и ждала третьего.

Как и в случае с Бергман, случился огромный скандал, тем более в Индии, где Росселини назвали человеком, который опозорил страну. Сонали вынуждена была бежать с ним в Италию. Бергман и Росселлини развелись, что позволило Ингрид вернуться в Голливуд. «Шведы и итальянцы несовместимы», – заявила Бергман спустя годы после развода.

Росселлини и Дасгупта вскоре поженились. Ингрид в 1958 году связала себя узами брака с театральным продюсером Ларсом Шмидтом. В 1975 году они развелись, но оставались друзьями до смерти Ингрид Бергман от рака груди в Лондоне в 1982 году. С Россселини она больше никогда не виделась. Он умер в 1977 году от сердечного приступа.