Найти тему
КУРЬЕЗЪ

От эпатажа до репрессий: путь ОБЭРИУ в советской России

Обэриутами называют членов группы ОБЭРИУ, что расшифровывается как Объединение реального искусства. В этой группе состояли такие известные представители авангардного искусства первой половины ХХ века, как Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Александр Введенский, Игорь Бахтерев и многие другие. Эти люди были не только поэтами и писателями, но и сценаристами, режиссерами, что делало их вклад в искусство разнообразным и многогранным.

Игорь Бахтерев. Фотографии из следственного дела, 1931 г.
Игорь Бахтерев. Фотографии из следственного дела, 1931 г.

Группа начала формироваться в 1920-х годах в Ленинграде. Все началось с того, что писатель Леонид Липавский, поэт Александр Введенский и философ Яков Друскин организовали домашний кружок, где обсуждали искусство, культуру и науку, а также свои собственные произведения. Со временем к этим встречам присоединились Николай Олейников и Даниил Хармс, и кружок получил название «Чинари». Как вспоминал Друскин, это было литературно-философское содружество, в котором каждый знал свою профессию, но не боялся вторгаться в другие области, будь то лингвистика, теория чисел, живопись или музыка. Название «чинарь» придумал Введенский, образовав его от слова «чин». Он называл себя «чинарь АВТО-ритет бессмыслицы», а Хармс подписывал некоторые свои произведения как «чинарь-взиральник». В 1930-х годах Липавский собрал записи диалогов чинарей в сборнике «Разговоры».

«Чинари» также вступали в другие художественные организации. Например, Хармс состоял в «Ордене заумников DSO», созданном писателем Александром Туфановым. Впоследствии Введенский и Хармс организовали объединение «Левый фланг», но оно вскоре распалось из-за конфликта между Туфановым и Введенским. На смену пришла «Академия левых классиков», а в 1927 году возникло Объединение реального искусства (ОБЭРИУ), объединившее представителей авангардного искусства Ленинграда.

Выписка из протокола Заболотскому Н.А. Постановление: 5 лет исправительно-трудового лагеря с последующей ссылкой 1938 г.
Выписка из протокола Заболотскому Н.А. Постановление: 5 лет исправительно-трудового лагеря с последующей ссылкой 1938 г.

Встречи ОБЭРИУ проходили в Доме печати на набережной реки Фонтанки, 59. В 1928 году во втором номере журнала «Афиши Дома печати» была опубликована декларация группы. В этой декларации ОБЭРИУ провозгласили себя новым отрядом левого революционного искусства, который стремится к органически новому мироощущению и подходу к искусству. Обэриуты подчеркивали, что их творчество не ограничивается традиционными темами и формами, они ищут новое в слове, драме и кино, отвергая обязательность житейской логики для искусства.

Изначально предполагалось, что ОБЭРИУ будет состоять из пяти отделений: литературного, театрального, кинематографического, музыкального и изобразительного. Среди тех, кто согласился сотрудничать с обэриутами, были художник Казимир Малевич, режиссер Климентий Минц и сценарист Александр Разумовский. Однако музыкальное отделение так и не появилось, а в театральное и литературное входили одни и те же люди. Обэриуты активно экспериментировали с композицией и формой своих произведений, изучали историю литературы и перерабатывали классические стихотворения.

24 января 1928 года обэриуты провели творческий вечер под названием «Три левых часа» в Доме печати. На этом мероприятии поэты читали свои стихотворения, представили постановку по пьесе Даниила Хармса «Елизавета Бам» и показали картину «Мясорубка», созданную Александром Разумовским и Климентом Минцем. Советская пресса негативно отозвалась о мероприятии. Лидия Лесная в статье для «Красной газеты» писала, что зрители не поняли смысл постановки и вели себя шумно, свистя и выкрикивая реплики.

Афиша творческого вечера ОБЭРИУ "Три левых часа", 1928 г.
Афиша творческого вечера ОБЭРИУ "Три левых часа", 1928 г.

Критика в адрес ОБЭРИУ не прекращалась. Их экспериментальные стихотворения часто не проходили цензуру. В начале 1930-х годов в литературе доминировал соцреализм, и критики высоко оценивали произведения, описывающие Гражданскую войну, революции, быт и рабочие будни. Произведения обэриутов казались слишком эксцентричными и непонятными из-за их парадоксов, иронии и экспериментов с языком.

В ответ на критику обэриуты обратились к детской литературе. Даниил Хармс писал, что они привнесли элементы своего взрослого творчества в литературу для детей.

Последнее выступление ОБЭРИУ состоялось 1 апреля 1930 года в общежитии Ленинградского государственного университета. Студенты осмеяли обэриутов, и в прессе снова появились критические статьи. В газете «Смена» их назвали «литературными хулиганами», а в журнале «Ленинград» их творчество посчитали враждебным социалистическому строю. Даниил Хармс вспоминал, что студенты даже предлагали сослать их на Соловки, обвиняя их поэзию в контрреволюционности.

После этого обэриуты изредка выступали с детскими стихами, но в 1930-х годах многие из них подверглись репрессиям. В 1931 году Хармс, Введенский и Бахтерев были арестованы и высланы из Ленинграда как члены антисоветской группы писателей. После этого объединение прекратило существование, хотя бывшие члены поддерживали переписку. В 1937 году Николая Олейникова расстреляли, во время войны погибли Борис Левин и Леонид Липавский. В блокаду Ленинграда архивы многих обэриутов были утрачены, сохранились только их детские произведения, опубликованные в 1920−30-х годах.

Д.И Хармс. Из уголовного дела после первого ареста. 1931 г.
Д.И Хармс. Из уголовного дела после первого ареста. 1931 г.

Творчество ОБЭРИУ стало важной страницей в истории русского авангарда, несмотря на все трудности и преследования, с которыми они столкнулись. Их экспериментальные произведения продолжают вдохновлять новые поколения художников и поэтов.

Подписывайся на КУРЬЕЗЪ — здесь простыми фразами об искусстве.