Найти тему
Avto extreme

Что нужно для Оффроуда

С первого номера нашего журнала мы начали цикл статей про джиперский арсенал, правила и особенности использования различного внедорожного оборудования для решения задач движения по бездорожью. Однако, по словам наших читателей, не хватает заглавной статьи про общий список оборудования, так сказать от А до Я. И вот в этом номере мы решили восполнить этот пробел и приводим весь список снаряжения для оффроуда.

Во многих местах можно встретить «минимальные наборы», но наш журнал решил пойти дальше и приготовил полный список снаряжения!

Начнем мы список с минимально необходимых и универсальных автомобильных вещей, и будем расширять его по степени усложнения оборудования и специфичности его использования. Использование снаряжения, запасных частей или ремнаборов может потребоваться не только вам и вашим спутникам по путешествию, и ваша запасливость и предусмотрительность помогут быстрее продолжить ваше совместное путешествие.

1. Трос буксировочный

Как это ни банально, но этот трос может потребоваться, если случится что-то непредвиденное и потребуется эвакуировать вашу машину или машину другого участника. В случае буксировки рывковый трос не подойдет, т.к. эффект его «растяжения» будет помехой и он будет интенсивно стираться при попадании на асфальт.

2. Провода для прикуривания

В машинах, съезжающих на бездорожье и, тем более, оборудованных лебедками, есть вероятность разрядить аккумулятор полностью из-за долгого лебежения и, в случае остановки двигателя, повторный запуск будет затруднен. Также, даже если у вас нет лебедки, при попадании воды на генератор, вследствие преодоления брода или глубокой лужи, генератор может намокнуть и временно выйти из строя. При остановке двигателя может не хватить заряда. Провода для прикуривания быстро помогут решить возникшую проблему

3. Ремнабор бескамерной резины

Шинный напильник, ухват для жгута, жгуты с клеем. Продается в обычных автомагазинах. Будет очень полезен для мелкого ремонта, т.к. на бездорожье высока вероятность встречи с ветками, или мусором вблизи населенных пунктов.

4. Запасная камера

Запасная камера размера соответствующего вашему колесу. Движение по бездорожью на приспущенной резине с камерой нежелательно, т.к. при провороте диска внутри покрышки ниппель с камеры будет срезан. Но в критической ситуации при сильном повреждении покрышки, установка камеры может помочь добраться до асфальта.

5. «Бум-мешок»

В дополнение к ремнабору колес искушенным любителям оффроуда можно посоветовать иметь с собой так называемый «бум-мешок» для ремонта разбортированного колеса в полевых условиях. Он состоит из эфира «быстрый старт», газового баллончика, горелки, стяжки с храповым механизмом для ремонта двухстороннего разборта. А если это дополнить скотчем, изолентой и мотком провода, то получится дополнительный набор средств для мелкого ремонта машины

6. Набор инструментов

Замыкает список универсального оборудования собственно набор инструмента среднего или большего размера, т.к. необходимость мелкого ремонта на бездорожье, это скорее штатная ситуация, чем случайность.

7. Ремнабор ниппелей

Золотник можно случайно потерять при стравливании колес методом его выкручивания. Тогда понадобится ремнабор ниппелей с золотниками и инструментом для установки ниппелей в диск. Это маленькая и очень недорогая коробочка, продается в обычных автомагазинах. 

8. Запасные ниппеля

Длинные или короткие, в зависимости от используемых у вас При движении по лесу с поваленными деревьями или кустами, есть вероятность веткой срезать ниппель, т.к. колесо вращается и ветка может сработать как фреза.

9. Компрессор

Один из самых важных инструментов для внедорожника, т.к. снижение давления одно из основных средств покорения бездорожья. А после этого давление надо будет восстановить при выезде на асфальт; а при длительном путешествии давление в колесах надо поддерживать на заданном уровне. 

С помощью хорошего мощного компрессора можно и забортировать колесо. Хорошие компрессоры также экипируются манометром, и его можно использовать для контроля давления. Мощные компрессоры выдают 70 и более литров в минуту.

10. Манометр

Манометр также важный джиперский аксессуар, т.к. позволяет быстро и удобно произвести контроль давления, как при снижении при съезде на бездорожье, так и в процессе езды. В случае его отсутствия можно пользоваться манометром компрессора

11. Дефлятор для снижения давления

Специальное приспособление для снижения давления и одновременного его контроля. Есть несложной конструкции, типа Беркута, а есть и «фельдиперсовый» ARB

12. Колпачки «самосдувы»

Приспособление, которое накручивается на ниппеля и, благодаря особой конструкции с регулируемой пружиной, обеспечивают снижения давления до заданного уровня. Первоначально необходимо их настроить, после чего они обеспечивают заданный уровень давления. Удобный аксессуар для первоначального снижения давления, т.к. регулировать другие незаданные уровни с ним не получится. Они достаточно медленно производят спуск при значении давления близкому к заданному, но имеют преимущество, т.к. устанавливаются на все 4 колеса одновременно

13. Колпачки ниппелей с отвертками

Колпачки ниппелей с отвертками для выкручивания золотников помогут быстро спустить давление, а также пригодятся при случайной потере колпачка

14. Трос рывковый или динамический

Главный внедорожный элемент снаряжения. Отличается от буксировочных тросов особым плетением, позволяющим тросу растягиваться на 20% и поглощать резкий рывок при выдергивании, а при сжатии мягко выдергивать застрявший автомобиль. Подробно про рывковый трос см. в №1 за 2014 год. В сложном путешествии должно быть с собой минимум два троса

15. Лопата

Обязательный инструмент для внедорожных путешествий, т.к. позволяет, хоть и с большими временными и физическими затратами решить множество внедорожных задач

16. Шаклы

Шаклы или соединительные скобы будут важным дополнением к тросам, позволяя соединять петли троса с проушинами машины, блока лебедки и т.п. Шакл – это скорее расходник, т.к. при случайном падении в грязь или снег, особенно открученного пальца найти его будет сложно, поэтому необходимо иметь минимум три, а лучше больше.

17. Топор

Также окажет содействие в устранении поваленного дерева, торчащей ветки или при подготовке материала для подкладки под колеса и т.п.

18. Бензопила

Бензопила, масло «двухтактное», масло цепное, запасные цепи, круглый напильник для заточки цепи «в поле» - обязательные атрибуты достаточно серьезной внедорожной вылазки

19. Сэнд-траки

Являются частым атрибутом внедорожного снаряжения, но имеют весьма узкий диапазон применения, по сравнению с другими приспособлениями. В тоже время в ряде ситуаций будут незаменимы: и под колеса подложить, и через ручей переехать. Бывают алюминиевые, пластиковые, гибкие и композитные. Их использование и правила выбора достойны отдельной статьи

20. Канистры для топлива

Малая для бензопилы, большая для резервного топлива и еще одна — для воды. Вода пригодится для питья, мытья рук или залива в радиатор, если тосол «закипит». Канистры классические железные в путешествиях имеют сложность в креплении и могут давать течь. Есть специальные пластиковые канистры, весьма компактные и со специальными креплениями для быстрого съема

21. Умывальник-насадка

Для бутылки или для канистры будет удобен в путешествии. Зачастую вода берется в путешествие в обычных пятилитровых баклашках и удобный умывальник будет кстати

22. Ремнабор для хайджека

Для долгого путешествия, где придется часто пользоваться джеком будет необходим, если произойдет поломка механических частей «машинки» джека

23. Лифт-мэйт

Специальная насадка на «клюв» хай-джека для подъема за колесный диск. Может пригодиться для подъема колеса, чтобы его забортировать или подложить под него сэндтраки в болоте или колее. Роль сэнд-траков могут выполнить и подручные средства – бревна, доски и т.п. Интересно отметить, что лифт-мэйт бывает оригинальным американским — желтого цвета, со сшитыми между собой ремнями с крюками и, так называемый «тюнинговый» — оранжевый, у которого особая «двойная» конструкция с саморегулировкой длины ремней, т.к. часто отверстия колесных дисков находятся на разной высоте

24. Подставка под джек

«Пиноккио» — оригинальная красная пластиковая «base» или «буратино» из подручных средств. Будет важным помощником при работе с джеком на мягком грунте, болотистой местности или песке, т.к. «пятка» самого джека весьма мала

25. Хайджек

Один из главный инструментов для покорения бездорожья. Он поможет при ремонте колеса, поднять машину, извлечь ее из колеи. Им можно тянуть, сжимать или растягивать. Универсальный инструмент — обязательный джиперский причиндал.

26. Рация переносная

Полезная вещь при движении в колонне, состоящей даже из двух машин. Удобна стационарная рация, но и портативная будет не лишним помощником для связи со штурманом, или с другим экипажем. Наиболее часто используемый диапазон – 27 МГц, так называемый CB («Си-Би»). Также распространены УКВ-станции (UHV/VHF)

27. Бампер-лифт

Приспособление для подъема джеком за любую металлическую часть бампера или проушины машины

28. Набор для использования Хайджека в качестве лебедки

Дополнительно потребуется либо 5 метров цепи, либо трос с петлями или узлами, за которые можно перецеплять цепи с крюками

29. Эйр-джек

Интересное приспособление, довольно простое в конструкции и полезное в ряде внедорожных ситуаций. В комплект лучше доложить еще один-два прочных коврика для укрытия резинового покрытия мешка от воздействия механических частей машины

30. Смазка WD40

Будет крайне необходима для работы с хайджеком, т.к. механические трущиеся детали при попадании даже очень малого количества грязи или песка будут создавать серьезные препятствия для работы с ним. Смазкой можно легко их устранить

31. Лебедка

Стационарная лебедка – это вопрос тюнинга, но если машина заранее не оборудована лебедкой в бампере или съемной на салазках, то есть возможность установки лебедки на цепях. При этом лебедка одевается на специальный «бандаж», к которому крепятся цепи с крюками, а те в свою очередь уже цепляются за буксировочные проушины машины. Провода довольно быстро подключаются напрямую к АКБ

32. Блок усиления

Приспособление для увеличения тягового усилия лебедки в два раза. В дальние сложные экспедиции лучше иметь два блока

33. Плотные перчатки

Для работы с металлическим тросом – важный элемент предотвращения повреждения рук

34. Корозащитная стропа

Корозащитная стропа, или как вариант названия – шлея – обязательный атрибут для лебедки. Кроме защиты коры дерева от повреждения тросом, она также защищает трос от застревания в коре. Кроме того стропа будет необходима при использовании блока усиления.

35. Гаситель троса

Немаловажное приспособление для уменьшения радиуса разлета при разрыве металлического троса. Представляет собой любой предмет, весом около 1 кг, который устанавливается посередине троса. Есть специальные «майки», но можно сделать из подручных средств, например использовать телогрейку и т.п.

36. Удлинитель для лебедки

Можно использовать любые тросы, начиная от специального мотка троса, например «кевлара», заплетенного по краям в петли, заканчивая снятыми использованными металлическими тросами. Снятый трос «в запас» необходимо законцевать на второй стороне

37. Якорь-плуг

Несложное, но очень полезное приспособление для использования с лебедкой при отсутствии объектов за которые можно лебедиться, или неудачном их расположении

38. Фонари

Фонарь налобный и переносной. Запасные батарейки к ним

39. Репелленты

Репелленты по сезону и спортивная аптечка

40. Перчатки простые

Перчатки простые, «обливные» в большом количестве, т.к. при намокании будут неудобны

41. Сапоги резиновые

Сапоги резиновые обычные — для умеренного бездорожья

42. Сапоги-бахилы

Сапоги-бахилы (ОЗК), одеваются поверх одежды и обуви. Немного неудобны при вождении, хотя это дело привычки, но удобны в использовании — универсальны, одеваются быстро, легко снимаются, занимают мало места, гигиеничны.

43. Сапоги болотники

Сапоги болотники — для серьезного бездорожья

44. Забродники

Забродники «вейдерсы» — полезны для промеров глубин бродов или движения в спортивном режиме