Решение о строительстве ГЭС на реке Вала было принято 4 декабря 1947 года на кустовом совещании председателя колхозов и сельских советов Вавожского района Удмуртской АССР. В строительстве электростанции согласились принять участие 70 колхозов. Здесь же на собрании, для руководства строительством, был избран строительный комитет из 22 человек.
В плане строительства предполагалось построить временную электростанцию, а затем, используя ее энергию, соорудить крупнейшую в Удмуртии межколхозную электростанцию мощностью 10 тысяч киловатт.
Местом для строительства гидроэлектростанции был выбран участок, примыкающий к поселку Гуляевского лесничества и Гуляевскому дому отдыха. Это в 4 километрах севернее села Водзимонье Вавожского района Удмуртской АССР.
Но при выборе места строительства была совершена значительная ошибка, что произошло из-за недостаточной квалифицированности проектировщиков и спешки, в которой они выполняли заказ. Если северный берег Валы представлял собой крутой глинистый обрыв, то южный был заболоченной поймой. Этот низменный берег неоднократно прорывался весенними паводками, что вынудило не только терять время на засыпку прорывов, но и снизить уровень подпора воды.
В результате строительство становиться долгостроем, поглощающим средства необходимые для развития района на тот момент. Положение осложнилось ошибкой в выборе места строительства,
Все это влияло на рост стоимости строительства, а значит и на себестоимость электроэнергии.
Валинская ГЭС по плану должна была строиться 5 лет, но по различным причинам была продлена до 13 лет. Так в «Книге протоколов заседаний стройкомитета Валинская ГЭС» были перечислены проблемы, возникшие в процессе сооружения электростанции. Так в протоколе №1 записано: «Плотина деревянная для электростанции не годится, после окончания стройки здания электростанции необходимо соорудить железобетонную плотину, на что потребуются дополнительные затраты. Необходимо произвести капитальный ремонт временной ГЭС и водоспуска».
А далее указывается другая проблема, которая замедляет работы по строительству новой ГЭС. Ее озвучивает член строительного комитета Бирюков: «Ремонт временной ГЭС необходимо немедленно произвести. В работе тормозит отсутствие денег для оплаты аппарату стройкомитета, и на хозяйственные нужды. Колхозы собственных средств не вносят». Таким образом, главной проблемой называется нехватка денег.
Помимо этих двух важных проблем, выделяется ещё одна немаловажная проблема. В протоколе №3 рассматривался вопрос о ходе строительства Валинской ГЭС. Выступающий Голышев заявил, что «строительство ГЭС задерживается из-за малого выхода рабочей силы от колхозов». Причиной этого указывается недооценка важности электрификации колхозов и безответственного отношения к этому важному мероприятию со стороны председателей сельсовета и правлений сельхозартелей.
Многие факторы, которые затормаживали постройку ГЭС, всё равно устранялись, и стройка продолжалась.
Конечно же, для того, чтобы строительство Валинской ГЭС шло эффективно, нужны различные подсобные сооружения, которые должны снабжать рабочих строительным материалом. Было получено разрешение на постройку подсобных сооружений: кузницы на два горна, механической мастерской, сарая для хранения угля, кирпичного завода, лесопилки, бетонного завода, столярной мастерской, временной вспомогательной гидростанции на две турбины, склада для железа и цемента, навеса для хранения оборудования большого габарита, подводки высоковольтных линий от Водзимонской ТЭС к стройплощадке, строительство понижающей подстанции, подводки телефонной линии на стройплощадку, столовой, конторы прораба.
Строительство же здания ГЭС включало постройку шпунтов здания, аванкамеры, свайного ростверка под здание ГЭС и аванкамеры, вспомогательного крепления опалубки, временного проезжего моста и другие вспомогательные работы. Сооружение плотины Валинской ГЭС планировалось с напором до пяти метров с железобетонным водоспуском.
Для оплаты труда рабочих и служащих стройкомитет установил с 1-го ноября 1951 года следующую зарплату: председателю стройкоитета - 1250 рублей; бухгалтеру – 400 рублей; техноруку – 650 рублей; кладовщику – 400 рублей; десятнику – 400 рублей; кузнецу – 500 рублей; сторожу – 250 рублей; дежурным электромонтерам – 430 рублей.
Но прошло еще долгих восемь лет, прежде чем усилиями жителей всего района в 1959 году было завершено строительство.
Организационно Валинская ГЭС подчинялась Удмуртскому республиканскому энергетическому эксплуатационному управлению сельского хозяйства «Сельхозэнерго». Как только было завершено строительство ГЭС, 22 мая 1959 года, на заседании строительного комитета, было принято решение о передаче межколхозной ГЭС в аренду Удмуртскому тресту «Сельэлектрострой».
В 1963 году все электрические станции Вавожского района, в том числе и Валинская ГЭС, объединились в Вавожский участок электрических сетей. Затем ВалаГЭС была выведена из эксплуатации и законсервирована.
Главной причиной консервации Валинской ГЭС был ввод в строй Воткинской Гидроэлектростанции в 1965 году, начавшей поставку дешевой электроэнергии населенным пунктам Удмуртии. Стоимость одного киловатта электроэнергии вырабатываемого Воткинской электростанцией в 1965 году составляла 4 копейки, а ВалаГЭС предлагала электроэнергию по 6 копеек.
В 1970-е годы электростанция за ненадобностью подверглась демонтажу. В результате крупнейшая в Удмуртии межхозяйственная гидроэлектростанция, оборудованная двумя новейшими турбинами производства ГДР, проработала всего шесть лет. В то время как ее строительство усилиями всего района продолжалось двенадцать лет.
Но все же, хоть на короткое время она осветила пропахшие керосином дома колхозников удмуртской глубинки. Люди еще больше стали стремиться к светлому будущему, о котором мечтали в годы войны.