Я так делала. Моя мама нет, потому что детство провела не в России. Но бабушка — коренная жительница Тульской губернии, абсолютный потомок крепостных, — маленькой мастерила кукол из цветов. Это удивительно и замечательно. Сегодня много говорят о национальных скрепах. По мне, они — в таких незамысловатых, но близких стольким поколениям ритуалах.
Прохожу мимо мальвы, которая, как сорняк, по-прежнему растет в нашем поселке за огородами, останавливаюсь, тону в приятной ностальгии.
Куклы-палочки, куколки-цветочки — названия то какие! Теплые, из бесхитростного детства. Вся перемажешься в липкой пыльце мальвы, отхватишь от бабушки, что перевела последний коробок спичек, но создашь свой шедевр. Целую лавку шедевров.
Бабушка. Она отругает и тут же сядет рядом, возьмет своими мозолистыми пальцами «юбочку», «головку» — раз-два — и готова самая красивая кукла.
Для меня до сих пор вопрос вопросов: как ее мозолистые пальцы были такими мягкими?
Мы — дети 80–х, 90–х действительно умели создавать шедевры из ничего и палок)))
И все нам было интересно, и дни длинные-длинные, и бабушка… живая.
А эти цветочные балы — наши сказочные королевы скользят по грубо сколоченной лавке, как по дворцовому паркету. Потом приходит Юлька с фантастической идеей — сделать нашим куклам парики аля «дворцовый переворот». Когда поняли, в чем идея, было уже поздно).
Вот уже тридцать лет мы припоминаем Юлии Николаевне невыносимую горечь от стеблей одуванчика в наших ртах…