Я чувствую себя совсем одиноким и никому не нужным. Мне так обидно, что самый близкий мне человек, даже не пытается понять, что я на самом деле чувствую.
Детская жалоба - это когда ребёнок обращается к взрослому, чтобы поделиться своими переживаниями, возникшими в конфликте со сверстниками. Это проявление потребности ребёнка во взаимопонимании и сопереживании взрослого.
Исследователи выделяют четыре типа детских жалоб:
1. Конкретно-эмоциональные - ребёнок выражает обиду, огорчение, боль и ищет ласки, сочувствия или наказания для обидчика.
2. Практически-действенные - ребёнок ищет реальной помощи взрослого в устранении конфликтной ситуации, например, спора за игрушку.
3. Познавательно-этические - ребёнок сообщает взрослому о нарушении сверстниками правил, нуждаясь в поддержке и утверждении себя в понимании норм.
4. Личностные - ребёнок жалуется, чтобы показать себя в лучшем свете и получить одобрение взрослого, особенно если он чувствует себя "нелюбимым"
Конкретно-эмоциональные жалобы
Услышав громкий плач, воспитательница Мария поспешила на детскую площадку. Она нашла Соню, сжавшуюся в комочек и горько рыдающую. "Миша ударил меня и теперь моя ручка болит!" - сквозь слезы пожаловалась девочка. Мария тут же подбежала, нежно обняла Соню и принялась ласково утешать. "Ну, ну, не плачь, милая. Сейчас мы посмотрим твою ручку. А Миша за свой проступок будет наказан."
Практически-действенные жалобы
Андрюша подбежал к Марии, размахивая игрушечной машинкой: "Васька не дает мне играть! Он отобрал ее у меня!" Мальчик всхлипывал и негодующе топал ногой. "Васенька, отдай машинку Андрюше, он тоже хочет с ней поиграть", - твердо сказала воспитательница. Васька насупился, но послушно вернул игрушку обиженному мальчику. Андрюша тут же успокоился и с благодарностью посмотрел на Марию.
Познавательно-этические жалобы
Тихонько подойдя к Марии, Надя встревоженно сообщила: "Глеб изорвал книгу на полке. Вы же говорили, что с книгами нужно обращаться аккуратно!" Девочка смотрела на воспитательницу с надеждой, ожидая, что та примет меры. "Надя права, Глеб, - строго сказала Мария. - Книги - это наше общее достояние, и с ними нельзя так небрежно обращаться. Ты должен извиниться и помочь их починить."
Личностные жалобы
С обидой на лице Егор подбежал к Марии: "Вы всегда ругаете только меня, а Вася может все, что захочет! Я тоже стараюсь вести себя хорошо." Мальчик умоляюще заглядывал воспитательнице в глаза. Мария ласково погладила Егора по голове: "Егор, ты тоже очень хороший мальчик. Просто иногда ты шалишь, но я верю, что ты исправишься. А Васю я не ругала - он сегодня молодец!" Мальчик немного успокоился, почувствовав, что воспитательница заметила его старания.
Как можно реагировать на разные типы детских жалоб:
1. Конкретно-эмоциональные жалобы:
Ребенок выражает обиду, огорчение, боль и ищет ласки, сочувствия или наказания для обидчика.
Как реагировать:
- Выразите эмпатию, покажите, что понимаете его чувства: "Я вижу, ты очень расстроен/обижен."
- Успокойте ребенка, используя физический контакт (обнять, погладить).
- Выслушайте, что случилось, и задайте уточняющие вопросы.
- Поддержите ребенка, предложите решение: "Давай вместе подумаем, что можно сделать."
- При необходимости помогите ребенку объясниться с обидчиком или обратитесь к взрослым.
2. Практически-действенные жалобы:
Ребенок ищет реальной помощи взрослого в устранении конфликтной ситуации.
Как реагировать:
- Выслушайте проблему ребенка и уточните, что ему нужно.
- Не спешите решать все за него, поощряйте его к самостоятельным действиям.
- Помогите ребенку выработать план решения проблемы, направляйте, но не делайте все за него.
- Если потребуется, вмешайтесь и помогите ребенку, но постепенно приучайте его разрешать конфликты самому.
3. Познавательно-этические жалобы:
Ребенок сообщает о нарушении правил сверстниками, нуждаясь в поддержке.
Как реагировать:
- Выслушайте ребенка, подтвердите, что вы понимаете его обеспокоенность.
- Обсудите, почему важно соблюдать правила, помогите ребенку осознать их смысл.
- Поддержите ребенка, подчеркните, что он поступил правильно, сообщив об этом.
- При необходимости разберитесь в ситуации и примите соответствующие меры.
4. Личностные жалобы:
Ребенок жалуется, чтобы показать себя в лучшем свете и получить одобрение взрослого.
Как реагировать:
- Не игнорируйте жалобу, внимательно выслушайте ребенка.
- Выразите понимание его переживаний, но не спешите с критикой в адрес других детей.
- Поощряйте ребенка за его достижения и старания, подчеркивайте его положительные качества.
- Помогите ребенку справиться с необоснованными чувствами неравенства и обиды.
- Объясните, что в семье или группе все дети любимы по-своему.
Важно реагировать на жалобы детей с эмпатией и пониманием, помогая им справляться с трудностями.