Невыносимая жара в поездах, следующих на юг, вызывает шквал жалоб от пассажиров. Ими уже заинтересовалась транспортная прокуратура. Пока она проводит проверку конкретных случаев, люди продолжают делиться наболевшим в соцсетях. Впору обвинить РЖД в прямом невыполнении обязательств: ведь в билетах всех страждущих было указано наличие кондиционера.
«Почему не проверяют эти вагоны?»
«Едем в 265-м поезде Тюмень – Кисловодск, у нас весь день отключен кондиционер! А в вагоне вот такая температура (34 градуса). Это просто какой-то кошмар! Почему не проверяют эти вагоны перед тем, как они запускают их в рейс? В том году ехали, всё было прекрасно, хотя была такая же жара», – пожаловалась пассажирка Дарья екатеринбургскому изданию E1.RU.
Она рассказала, что в вагонах ехали пожилые люди и маленькие дети, которым было особенно тяжело переносить жару. При этом начальник поезда пыталась помочь, но сделать ничего не смогла. Ехать из Тюмени в Кисловодск – 2,5 дня.
Начальник поезда выдал Дарье бланк, из которого следует, что ей начислили 2000 баллов лояльности от РЖД. А после публикации в СМИ случаем заинтересовалась Уральская транспортная прокуратура. По факту ненадлежащей работы кондиционера «организована проверка исполнения перевозчиком законодательства о защите прав потребителей», сказано в Телеграм-канале ведомства.
Нужны не бонусы, а кислород
Из Адлера до Нижневартовска ехать еще дольше – 3,5 дня. Выдержать этот срок в вагоне с температурой +34 под силу далеко не каждому. Но именно в таком вагоне оказались пассажиры поезда Адлер – Нижневартовск.
«Люди купили билеты, зашли, а кондиционер сломан. Ехать 3,5 дня. В вагоне +34 градуса, даже вечером. Жара, духота невыносимая, людям плохо, все мокрые насквозь. Начальник поезда тоже ничем помочь не может», –написала в группе «ЧС Тюмень» одна из пассажирок.
По ее словам, людям, как и в предыдущем случае, выдали бланки для обращения в РЖД по данной проблеме и пообещали начислить бонусы.
«Только кому они нужны? Нам бы прохлады и кислорода», – пожаловалась пассажирка.
Случай описал тюменский городской портал nashgorod.ru. Он сообщает, что тюменцы не в первый раз жалуются на сломанные вагонные кондиционеры и приводит историю Ирины: в середине июня она три дня ехала с ребенком в поезде, где был сломан кондиционер. Ребенок из-за жары терял сознание, а в РЖД лишь извинились «за причиненные неудобства» и пообещали начислить баллы.
Между тем, стоимость билетов в поезде в купейном вагоне поезда Адлер — Нижневартовск – около 16,5 тысячи рублей, а цены на места в плацкартных вагонах начинаются от 10 тысяч рублей, замечает издание.
«Почти у всех тепловой удар»
«Крик о помощи из поезда, идущего на Черноморское побережье. Родители с детьми боятся, что не доедут. Заживо сварятся». Так озаглавила свой пост в группе «ЧП Юг» в сети ВКонтакте пассажирка поезда №479 Санкт-Петербург – Сухум Елена.
«Едем поездом Петербург – Сухум. Брали билеты за 90 суток, был в продаже один вагон, и он должен был быть с кондиционером. В итоге кондиционера нет, полный вагон детей, почти у всех тепловой удар», – рассказала она.
На видео, которое она публикует, видно температурное табло вагона, указывающее +32 градуса, а под ним знак отсутствующего кондиционера.
«Помогите нам, пусть нас услышат! РЖД монополисты и издеваются над людьми!» – в отчаянии написала Елена.
Ее услышали и уже отреагировали. Северо-Западная транспортная прокуратура начала проверку по факту нарушения температурного режима в вагоне пассажирского поезда №479 Санкт-Петербург – Сухум.
«Прокуратура установит все обстоятельства, даст оценку действиям ответственных лиц при подготовке поезда к отправке, при наличии оснований примет меры реагирования», – пишет Телеграм-канал Северо-Западной прокуратуры.
«РЖД, ваши поезда – душегубки на колесах»
Пока только два случая попали в поле зрения правоохранительных органов – и то благодаря СМИ. Мы также неоднократно писали о проблемах сломанных кондиционеров в поездах. Тем временем пассажиры продолжают забрасывать соцсети и телеграм-каналы криками о помощи, исходящими прямо из вагонов, в которых нечем дышать.
«В вагоне номер 2 адский ад, – пишет в наш Телеграм-канал пассажирка поезда № 567СА Анапа – Москва отправлением 13 июля. – Поезд к посадке подали неподготовленный… Во время движения температура в вагоне ниже 28 градусов так и не опустилась. Персонал не в силах решить проблему с охлаждающим оборудованием, трэш. В вагоне много маленьких детей. А также от туалетов очень сильный запах, уборка непонятно как производится. На вагон один бедный проводник – молодой парень, который разрывается все делать (притом, что работает и в ночь, и в день без перерывов)… Как ехать в таком поезде? Почему такие поезда допускаются до рейсов?»
Похожая обстановка и в поезде №361 Нальчик – Адлер, в котором недавно ехала наша читательница Марина Иванова:
«Прокляла эту поездку в душегубке под названием поезд 361 в Адлер. Выехали при +35 на улице, в вагоне +31, кондиционер не работает. Благо я беру с собой настольный вентилятор. Ночью стояли в Минводах почти 3 часа, и это был ад. Когда терпение пассажиров лопнуло и они начали орать, все-таки кондиционеры починили, и мы смогли отдышаться».
Но Марине не повезло дважды: на обратном пути ее ждал поезд №630 Адлер – Владикавказ и вагон со сломанным кондиционером. В вагоне было +30. Через несколько часов кондиционер заработал, но Марина сделала вывод: летом в поезде она больше не поедет:
«В жизни летом не поеду поездом. Никогда. РЖД, ваши поезда – душегубки на колесах. Вы когда это поймете?»
«Ценник взлетел до небес, а сервис ниже плинтуса»
Наши читатели вспоминают: в советские времена в каждом вагоне, в каждом купе и плацкарте окна открывались. «Никаких кондиционеров тогда не было. Все ехали и не парились. А сейчас как в консервной банке все закупорено», – пишет Иван.
В новых вагонах РЖД окна не открываются. Весь расчет на кондиционеры. Но как быть, если они не работают? В РЖД этим вопросом откровенно не озаботились. Зато не забыли поднять в несколько раз цены на билеты.
«Ценник взлетел до небес, а сервис ниже плинтуса, – констатирует Дмитрий. – В сезон отпусков выкатывают списанные вагоны: ехал поездом № 203 Новосибирск-Анапа, в купе была сломана нижняя полка, на которой я спал, одно неловкое движение и ты на полу вместе с полкой. Механик состава в пути починить не смог. Пришлось трое суток буквально не шевелиться».
Будучи монополистом, Федеральная пассажирская компания («дочка» РЖД и главный перевозчик в стране) ведет себя так, будто ничего не происходит: ведь альтернативы у пассажиров нет, а значит, все равно они поедут ее поездами. В крайнем случае, можно начислить баллы за «причиненные неудобства».
Но откупиться от пассажиров баллами в этом году будет трудно. Нынешним летом эпопея со сломанными кондиционерами грозит перерасти в серьезный протест с судебными процессами. Пассажиры учатся защищать свои права: они фиксируют ситуации на камеры телефонов, оставляют жалобы на форумах, откуда их тиражируют СМИ, пишут жалобы начальникам поездов и в ФПК. Если ФПК отвечает отказом в компенсации ущерба, можно смело подавать в суд.
Суд не за горами
При этом важно знать следующее: согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», если вагон оборудован кондиционером, а температура наружного воздуха превышает +20 градусов, то в вагоне должно быть не ниже +22 °C и не выше +26 °C.
Это правило ФПК не выполняет на огромном количестве маршрутов. А значит, есть шанс добиться в суде справедливости.
В прошлом году пассажиры поезда Москва – Анапа написали в ФПК претензию с просьбой компенсировать стоимость проезда в связи с некачественным предоставлением услуг, а именно, неработающим кондиционером. Однако ФПК платить компенсацию отказалась.
Тогда пассажиры подали на компанию в суд. Согласно заявлению, они «потели не на берегу моря, а в поезде». Расследование показало: температура, как наружного воздуха, так и воздуха в плацкартном купе истцов превышала 30 градусов тепла. При такой температуре пассажиры ехали 1,5 суток. При этом факт неработающего кондиционера подтвердился коллективными жалобами пассажиров данного вагона и поезда в целом, зафиксированными в «Книге жалоб и предложений».
ФПК было нечем крыть. Интинский городской суд республики Коми постановил: взыскать с ФПК в пользу истцов денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей каждому, штраф за нарушение прав потребителя в размере 5000 рублей каждому, в пользу детей истцов взысканы денежная компенсация морального вреда в размере 15 000 рублей каждому, штраф за нарушение прав потребителя в размере 7500 рублей каждому.
ФПК оспорила это решение, однако суд оставил его без изменения.
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.