В споре с блогером Юрием Подолякой Соловьев как-то сказал, что «вместо того, чтобы нас учить, может, вы у нас поучитесь». Но чему нас могут научить Соловьев и его команда? Давайте выясним.
Первое. Постоянные угрозы всем и вся ядерным и не только оружием. Соловьев и его команда очень любят при любом удобном случае упомянуть, что Россия способна уничтожить тех, кто ей не нравится. Давайте умолчим о том, что это прямая игра на нарратив западных «ястребов войны» и украинских ермасят: «Россия – страна-агрессор и хочет всех уничтожить». Такой тезис вредит сторонникам мира по всей планете, поскольку им в ответ западные «ястребы» могут показать фрагменты передачи Соловьева и его друзей и сказать: «Это вы с этим монстром хотите договариваться? Вот чего на самом деле хочет Россия – поэтому ее можно только уничтожить». То есть деятельность Соловьева и команды прямо вредит мирному урегулированию конфликта в Украине, в чем прямо заинтересована Россия. Такой «урок» оценил бы, наверное, Борис Джонсон.
Второе. Ругань как новый политический язык. Соловьев и те, кто с ним, сделали весомый вклад в то, чтобы политический язык многих экспертов, язык политики и политаналитики стал похож на язык компании гопников из окраинного района. Но кто-то скажет: «А что в этом такого? Они же говорят как бы «от души», как бы «искренне»?» Во-первых, политика – всегда была делом достаточно высоким, и относится к ней нужно с должным уважением, поскольку политика – это наука и искусство, занимающиеся организацией жизни огромного количества людей, защитой их прав и существованием государства в целом. Искренность же и здравую меру эпатажа можно показать и без ругани, просто имея интересный взгляд на жизнь и умея оригинально его преподносить – и для этого не обязательно скатываться до уровня истеричного школьника. На самом же деле ругань Соловьева – это завуалированная неспособность правильно донести свою позицию, признак хронического недостатка словарного запаса, культуры, а также попытка завуалировать свой узкий, неинтересный взгляд на мир через брань, поскольку за счет ругани такое мелкое и скучное мировоззрение может показаться кому-то интересным – но это лишь на первый взгляд.
Третье. Постоянные угрозы критикам Соловьева и его подопечных. Соловьев и команда часто любят откровенно угрожать либо делать угрозчивые намеки тем, кто осмеливается им перечить. Почему же так происходит? Потому что их позиции слабы, а их знания очень ограничены. Поскольку если бы они не были столь ограничены, они бы не спускались на уровень школьных хулиганов. И, что хорошо, критиков такого подхода становится все больше: зрителю явно надоел Соловьев.
Вывод. Если Соловьев хочет нас научить всему вышесказанному, то у него никогда не получится. Хоть команда Соловьева любит показывать себя «самыми русскими из русских» (умалчивая о своем еврейском происхождении, но при этом негативно подчеркивая национальность критиков, например, Юрия Подоляки), на самом же деле ничего не понимает в русской культуре. Русская культура заточена на особое чувство справедливости, на стиль высокого размышления и устойчивое желание не сдаваться врагу и не уподобляться ему. Соловьев – даже не харизматичный еврей, чем может похвастаться его культура, а просто обыкновенный жлоб.
С уважением Гордей Жарких
3