Найти тему
BFisherman

«Ваша работа — это не только управление судном, но и безопасность экипажа»: история Диана Смородина, третьего помощника капитана на арктичес

Оглавление

Диана Смородина работает 3-м помощником капитана на танкере-газовозе арктического класса. Несмотря на то, что плавательный ценз у девушки небольшой, она уже успела познать морскую профессию и осознать её важность. Диана рассказала о том, почему выбрала для себя морскую карьеру, где училась и проходила практику, о высоких требованиях к работникам газовозов, о рабочем графике и занятиях во время отдыха, а также о моральных и физических сложностях в работе.

Искала для себя нестандартный род деятельности

Я родилась в Армении, но с 17 лет переехала в Санкт-Петербург, чтобы учиться и строить карьеру. По образованию я инженер-судоводитель, с отличием окончила ГУМРФ им. адмирала Макарова. На протяжении пяти лет учёбы я ежедневно посещала занятия, и, несмотря на государственное обеспечение, финансов было не всегда достаточно. Моя стипендия, хотя и повышенная за активную учебную деятельность, покрывала лишь основные расходы.

Когда у меня появлялась возможность, я подрабатывала, а родители помогали как могли. Мой среднемесячный доход не превышал 20 000 рублей, что хватало только на самое необходимое: еду, проездной, минимальные развлечения, такие как кино и выставки, а также косметику и маникюр. Иногда мне хотелось побаловать себя чем-то особенным, но я привыкла долго копить или отказывать себе в других вещах.

Работу в море я рассматривала как свою карьеру с самого начала. Узнала о ней ещё на первом курсе от студентов с морским опытом и преподавателей, которые также имели опыт работы в море. Я много читала на форумах и в группах, и хотя понимала, что это трудная, но перспективная профессия, я решила стать «морячкой».

-2

Требования для работы на арктических газовозах достаточно высокие

Моя первая стажировка началась в 2020 году на учебно-тренировочном судне-паруснике «Мир», где я проходила практику в должности палубного кадета после второго курса. Позже, будучи курсантом, я также получила возможность пройти практику на танкер-газовозе. Это требовало не только высокого среднего балла и отличного знания английского языка для успешного прохождения собеседований и тестирований, но и прочных профессиональных знаний.

На сегодняшний день мой общий опыт работы составляет более года в роли палубного кадета и три месяца в должности третьего помощника капитана. Я дважды работала на газовозах арктического класса, занимающихся перевозкой сжиженного природного газа (СПГ). Требования к специалистам на таких судах весьма высокие, особенно для тех, кто планирует работать на арктических газовозах.

Для успешной работы на арктических газовозах необходимо соответствовать нескольким критериям: базовые знания, полученные в университете, хорошая физическая форма и отличное состояние здоровья, а также психологическая устойчивость. Работать в условиях «полярного дня» или «полярной ночи» сложно, так как организм не понимает постоянное освещение или темноту, что может создать ощущение бесконечности дня. Кроме того, критически важно хорошо владеть английским языком, поскольку вся документация и оборудование на судне, а также общение с международным экипажем, осуществляется на английском.

-3

Каждую неделю судно заходит в новый порт

Моё расписание на судне было следующим: с 08:00 до 12:00 я выполняла навигационную вахту на «мостике», затем с 13:00 до 16:00 занималась «овертаймом» — грузовой обработкой судна в сверхурочное время. С 16:00 до 20:00 у меня было свободное время для отдыха, а с 20:00 до 00:00 я вновь принимала участие в навигационной вахте на «мостике». Однако часы работы могут изменяться в зависимости от порта и ледовых вахт.

Рабочая смена длится минимум 8 часов, но в зависимости от дополнительных обязанностей и дел, можно работать ещё 2-3 часа в день.

Отправление судна не привязано к определённому времени; оно может отходить в любое время. В порту мы обычно остаёмся 16-18 часов, пока проводится погрузка/выгрузка груза, получение провизии, смена экипажа и утилизация мусора. Длительность рейсов зависит от направления, и в среднем судно заходит в порт каждые 7-8 дней.

-4

Будучи первый раз кадетом на судне, для меня всё было необычным и захватывающим. Впервые увидеть воочию судно длиной в 300 метров и шириной в 50 метров – это что-то необъяснимое. Первые недели работы уходили только на его изучение, на знакомство с оборудованием, с обустройством. Было непривычно, даже могу сказать, что местами было страшно. Но после того, как ты «вливаешься» в эту морскую атмосферу, уже не чувствуешь себя «чужаком», всё становится для тебя привычным и обыденным. К счастью, мне повезло и у меня не было «морской» болезни, которая бы омрачила начало моей работы.

Стараюсь, чтобы сентиментальность не влияла на качество работы

— Что касается моего первого раза на судне, но уже в должности 3-го помощника капитана, то мне было немного волнительно, так как вся ответственность ложится на тебя и ты выступаешь на судне в роли того самого человека, который управляет этим судном, следит за обстановкой и отвечает за всё, что происходит на борту в моменты, когда ты стоишь вахте.

-5

Огромная ответственность и международный экипаж: взгляд Дианы на работу на арктическом газовозе

По сути, я отвечаю за жизнь всего экипажа, а это, между прочим, 40 человек. Я также несу ответственность за целостность судна и сохранность груза, стоимость которого может быть колоссальной. Не забываем и об экологической безопасности — мой круг обязанностей охватывает буквально всё.

Несмотря на такой высокий уровень ответственности, я считаю, что основная сложность моей работы заключается в расстоянии и длительной разлуке с близкими. Самое трудное для меня — нехватка общения с родными.

В остальном, трудностей в работе нет, поскольку я стараюсь настроиться на позитив и не позволять сентиментальности или эмоциональной слабости влиять на качество выполнения своих обязанностей и желание их выполнять.

О смешанном экипаже и отдыхе

На судне у нас смешанный экипаж: филиппинцы, хорваты, поляки, британцы, индусы, румыны и черногорцы. Из-за многонационального состава рабочий язык у нас английский.

Выходных в традиционном понимании у нас нет. Каждый день рабочий, но в воскресенье у нас нет «овертайма». В это освободившееся время можно насладиться полноценным сном, посетить тренажерный зал, который имеется на судне, или поплавать в бассейне, который у нас также есть. В свободное время можно отдохнуть и расслабиться.

Что касается зарплат, то они зависят от должности и конфиденциальны. Но могу сказать, что они достаточны для комфортной жизни и путешествий по миру, что особенно приятно после студенческих лет.

4o mini

-6

Работа в море открывает передо мной возможности

— Самый незабываемый момент на судне, это момент, когда после шестимесячного рабочего контракта, я собиралась домой. Я была безумно счастлива потому, что знала, что еду к родителям, что смогу их обнять, увидеть их родные улыбки и глаза.

Сейчас стала понимать, что 5 лет учёбы в университете не прошли зря, что я сделала правильный выбор в своей жизни. Я планирую
работать в море и дальше. Моя главная мотивация – это развитие себя как профессионала в этой сфере деятельности.

Работа на газовозе даёт мне возможность раскрыться, понять, так сказать, свою «важность» в этом мире, даёт мне уважение в кругу общения, даёт мне хорошую финансовую уверенность, открывает передо мной различные возможности. Это особенно прекрасно в юном возрасте.

-7

По возвращении из рейса я стараюсь насладиться всеми благами «земной» жизни. Это походы в кино, театры, музеи и на выставки, это путешествия в разные страны, общение с друзьями и родными. Особое внимание хочу уделить как раз таки им. Близкие поддерживали все мои решения, и сейчас они очень рады тому факту, что у меня всё получилось.