Найти тему
МК в Карелии

Финнам напомнили о войне

Верховный суд Карелии приступил 19 июля к рассмотрению заявления прокурора республики Дмитрия Харченкова об установлении факта геноцида советского народа со стороны немецко-фашистских захватчиков и оккупационных властей Финляндии в годы Великой Отечественной войны. Процесс проходит без участия представителей соседней страны, хотя уже на первом заседании одна из бывших узниц финского концлагеря в Петрозаводске Ленина Макеева потребовала от Финляндии компенсации причиненного Карелии ущерба. Республиканский прокурор оценил его в более чем 20 триллионов рублей.

    Фото: Александр Гнетнев
Фото: Александр Гнетнев

Как отметил в суде Дмитрий Харченков, собранные материалы о военных преступлениях немецко-фашистских захватчиков и оккупационных властей Финляндии на территории Карело-Финской ССР не были рассмотрены Нюрнбергским трибуналом после Второй мировой войны.

«Злодеяния ряда финских военных преступников были предметом рассмотрения финского правосудия, так называемого Хельсинкского процесса, – пояснил прокурор Карелии. – С октября 1944 года по декабрь 1947 года финскими властями были задержаны 45 человек, из которых 30 были освобождены за отсутствием вины, 14 наказаны незначительными сроками лишения свободы за конкретные уголовные преступления и вскоре были освобождены, а один был наказан штрафом. Главный идеолог политики сегрегации и колонизации территории Советской Карелии Карл Густав Эмиль Маннергейм, будучи после окончания войны президентом Финляндии, имея неприкосновенность, избежал Хельсинкского процесса. Таким образом, преступления финского режима, по своему характеру являющиеся преступлениями против человечности, до настоящего времени остались безнаказанными».

-2

Как сообщил республиканский прокурор, на оккупированной финнами территории Карелии находилось свыше 100 концентрационных и трудовых лагерей для гражданского населения и советских военнопленных. Уже к концу 1941 года в них содержалось более 20 тысяч человек, преимущественно женщины, старики и дети. А к апрелю 1942 года их количество достигло почти 24 тысяч. В дальнейшем общая численность узников финских концлагерей в Карелии колебалась в пределах 15-18 тысяч человек, что составляло около 20 процентов от всего попавшего в оккупацию населения республики.

По словам Харченкова, точная цифра погибших в оккупации советских граждан до настоящего времени не установлена, но по имеющимся в деле данным в финских и немецких лагерях были убиты и замучены более 8 тысяч мирных жителей и свыше 18 тысяч военнопленных.

«Да, в расположенных на территории Карелии лагерях не было газовых камер, которые использовали фашисты для истребления советских граждан. Но финскими оккупационными властями и войсками были созданы такие невыносимые условия, что из-за голода, издевательства, каторжных работ, болезней и эпидемий в лагерях фиксировалась высокая смертность заключенных. Например, уровень естественной смертности советских людей в финских лагерях в 1942 году был даже больше, чем в немецко-фашистских – 13,75 процента против 10», – сказал карельский прокурор.

Как утверждает Дмитрий Харченков, отсутствие признанного факта военных преступлений немецко-фашистских и финских захватчиков против населения Советской Карелии значительно ограничивает права родственников погибших, в частности – на особый порядок захоронения, занесение в книги памяти и списки личного состава воинских частей. Кроме того, прокурор республики подчеркнул необходимость сохранения исторической правды и борьбы с попытками реабилитации фашизма и героизации нацистских преступников: юридический факт установления геноцида советского народа со стороны фашистских захватчиков и оккупационных властей Финляндии позволит донести сведения об их военных преступлениях в Советской Карелии до мировой общественности.

Напомним, что в свою очередь Финляндия выплатила Советскому Союзу все репарации, которые были на нее наложены по итогам Второй мировой войны. С этими репарациями финны рассчитались еще в 50-е годы прошлого столетия в натуральной форме – оборудованием, морскими судами, кабелем, целлюлозой и бумагой.

-3

Политический акцент процессу в Верховном суде Карелии придал и глава республики Артур Парфенчиков, который выступил на заседании в качестве заинтересованного лица. По словам Парфенчикова, признание факта геноцида советского народа со стороны особенно важно в настоящее время, когда «вновь поднимается вопрос о создании Великой Финляндии на нашей исторической и святой территории, когда страны коллективного Запада стараются исказить правду о зверствах фашистско-немецких захватчиков и их пособников, в том числе об оккупационном режиме, установленном властями и войсками Финляндии в годы Второй мировой войны на территории Республики Карелия».

Заявление республиканского прокурора поддержала и бывшая узница одного из финских концлагерей Петрозаводска Ленина Макеева, которая также участвует в процессе в качестве заинтересованного лица.

-4

«Я находилась в концлагере номер 5, это на территории нынешнего Пятого поселка, в течение трех лет. Моя семья состояла из семи человек, из которых трое умерли от голода. На территории нашего лагеря за эти три года погибла треть – от голода и непосильного физического труда, применяемого финскими захватчиками, – рассказала суду Ленина Макеева. – Конечно, нанесен был ущерб гражданам и семьям, которые потеряли свои дома. У них отобрали скот, имущество. Наш барак в Пятом поселке номер 42 находился в первом ряду, около железной дороги, и поэтому на было видно, как много вывозилось леса и разных строительных материалов в Финляндию. У людей проводили обыски в поисках партизан и отбирали последний кусок мыла, сахара. Считаю, что над советским народом в тот период был совершен геноцид, и надо предъявить Финляндии требование о возмещении компенсации людям, которые находились в концлагерях».

Услышав эти слова, судья Верховного суда Карелии Наталья Иванова, которая рассматривает заявление республиканского прокурора, поинтересовалась у Ленины Макеевой, получала ли она когда-нибудь денежную компенсацию от Германии.

-5

«Я получала два раза, и мама моя тоже получала два раза», – ответила Макеева.

На судебное заседание были приглашены еще несколько бывших узников финских концлагерей, и они также сообщили суду о денежных компенсациях от Германии.

-6