Найти тему
Автотяга

1 сентября 2024 года: изменения в работе дорожных камер

Оглавление

Уже с 1 сентября текущего года начнут действовать новые правила фиксации и установки камер наружного наблюдения за автомобильным потоком. В Минтрансе хотят отказаться от «неэффективных» камер, ввести четкие требования к местам установки и сократить расстояния между знаком предупреждения и зоной контроля. Что изменят в порядке контроля, какие будут штрафы и за какие нарушения, рассказываем
ниже >>>

-2

3 вида дорожных камер фиксации правонарушений

Все камеры делятся на 3 вида: радарные установки, средства фото-видеофиксации, лазерные, по методу установки — стационарные и мобильные.

Наиболее распространены в России радарные комплексы. Их можно различить по наличию радарного датчика рядом. Радиус покрытия такой камеры составляет две полосы в обе стороны дороги или четыре полосы дороги в одну сторону.

После замера скорости камера фотографирует регистрационный знак и при помощи специальной программы распознает его. Такие камеры почти всегда оснащены инфракрасными прожекторами, которые помогают подсветить номер в ночное время или в условиях плохой видимости.

Если инфракрасная подсветка не мигает в дневное время, это не значит, что камера не работает: возможно, подсветка выключена из-за отсутствия необходимости и будет включена с наступлением темноты или не ясной погоды.

Стационарные средства фото-видеофиксации. Обычно крепятся на жесткую опору над проезжей частью и располагаются на дороге в специальном месте. Такие камеры могут фиксировать нарушения одновременно на нескольких полосах, в том числе и на встречных.

Стационарные камеры видеофиксации. Источник: mafin.ru
Стационарные камеры видеофиксации. Источник: mafin.ru

Лазерные устройства. Устанавливаются рядом с дорогой или на штатив-треножник, который с виду кажется обычной камерой. Вторые легко можно переместить в любое другое место. Больше всего эти комплексы распространены в Республике Татарстан и на федеральных трассах.

Стационарная лазерная камера. Источник: https://fishki.net/
Стационарная лазерная камера. Источник: https://fishki.net/
Лазерные камеры-треноги. Источник: https://www.revda-info.ru
Лазерные камеры-треноги. Источник: https://www.revda-info.ru

Мобильные камеры. Такой вид камер и радаров сотрудники ГИБДД могут использовать вручную, устанавливать на лобовое стекло или прямо в машине.

Технологии фиксации с каждым годом становятся все лучше, поэтому качество не зависит от типа — стационарная или мобильная камера. Главное, чтобы камера была правильно установлена и сертифицирована.

Изменения в правилах установки дорожных камер

  1. У каждой камеры должен быть сертификат и действующее свидетельство о метеорологической поверке. Если нет сертификата и свидетельства — можно обжаловать штраф.
  2. Принимать решения относительно дорожных работ теперь могут владелец дороги, региональные власти или территориальное подразделение ГИБДД. Это касается отключения, неприменения камеры на конкретном участке и демонтажа камеры. При этом ГИБДД не нужно ничего согласовывать, достаточно уведомить местные власти и владельца дороги в течение 5 дней.
  3. Информацию о размещении камер нужно будет публиковать в интернете. Это касается любого вида камер. Региональные власти обязаны сообщать в ГИБДД, где стоят камеры. ГИБДД должна размещать переданную ей информацию на своем сайте. Порядок размещения еще не установлен правительством.

Места, в которых разрешено устанавливать дорожные камеры:

  1. Дороги с выделенной полосой для движения маршрутных транспортных средств — при этом камера должна фиксировать нарушения именно на этой полосе.
  2. Аварийно-опасные участки дорог.
  3. Перекрестки, на которых в течение года произошло четыре и более ДТП с материальным ущербом, или два ДТП одного вида, например проезд под один и тот же запрещающий знак, или четыре ДТП, в результате которых погибли или были ранены люди.
  4. Автоматические пункты весового и габаритного контроля.
  5. Места реконструкции или ремонта дороги и другие места, на которых необходимо вводить временные ограничения или перекрывать движение.
  6. Пешеходные переходы.
  7. Места, в которых запрещена стоянка или остановка транспортных средств.
  8. Перекрестки.
  9. Объекты государственного и муниципального контроля: железные дороги, линии электрического транспорта и т.д.

Условия размещения видеокамер:

  1. Зона контроля камер должна начинаться через 150—300 м после дорожного знака, обозначающего место их установки. Если камера установлена в населенном пункте, зона ее контроля должна начинаться не менее чем через 100 м от дорожного знака, обозначающего начало населенного пункта.
  2. Зоны контроля при фиксации одних и тех же видов нарушений ПДД не должны иметь общие контролируемые участки — чтобы водителю не приходило два штрафа за одно и то же нарушение.
  3. Нельзя произвольно перемещать камеру без согласования с ГИБДД.

Ранее установленные камеры должны соответствовать новым требованиям.

Если камера не соответствует новым требованиям, то камеру придется убрать или привести в соответствие с законом. Единственное исключение — камеры, установленные на железнодорожных переездах.

Если камера установлена с нарушениями — водитель вправе обжаловать штраф за зафиксированное нарушение.

Какие нарушения будут фиксировать камеры, и кто будет выставлять штрафы?

По новому закону, который вступит в силу 1 сентября 2024, в МВД будут передаваться все данные о нарушениях с камер, и по принятии решения Министерство будет выписывать штрафы.

Список нарушений, которые могут зафиксировать камеры:

  1. Проезд по полосе маршрутного транспорта;
  2. Проезд по обочинам;
  3. Проезд по трамвайным путям;
  4. Нарушение ограничения максимальной разрешенной массы;
  5. Проезд на грузовике в запрещенной правилами зоне;
  6. Превышение максимально разрешенной скорости;
  7. Проезд на красный свет;
  8. Нарушение правил остановки, повлекшее создание препятствий для движения других ТС;
  9. Проезд по реверсивной полосе на запрещающий сигнал светофора;
  10. Заезд за стоп-линию;
  11. Нарушение правил перестроения по полосам;
  12. Выезд на перекресток с затором;
  13. Проезд «по встречке»;
  14. Неиспользование ремня безопасности;
  15. Разговор по телефону во время езды за рулем;
  16. Неиспользование фар ближнего света и габаритных огней;
  17. Нарушение предписаний дорожных знаков и разметки.

С каждым годом этот список пополняется, на данный момент не было вынесено решений о добавлении нарушений, зафиксированных дорожными камерами (данные актуальны на момент написания статьи – 17 июля 2024).

Размер штрафов с камер фиксации нарушений правил дорожного движения

  1. Превышение скорости: Размер штрафа зависит от величины превышенной скорости: на 20-40 км/ч — 500 рублей, на 40-60 км/ч —1000-1500 рублей. За повторные нарушения сумма штрафов увеличивается.
  2. Несоблюдение требований знаков и дорожной разметки: штраф 500- 1500 р., в ряде случаев может доходить до 5000 и даже грозить лишением прав от 4 до 6 месяцев. Например, при неоднократном наезде на разделительную полосу или пересечении сплошной полосы.
  3. Парковка в неположенном месте — от 1000 р. за парковку на тротуаре, до 5000 р. за парковку в местах для инвалидов.
  4. Езда с непристегнутым ремнем безопасности — 1000 р.
  5. Проезд стоп-линии без остановки на запрещающий сигнал светофора — 800 р.
  6. Проезд на запрещающий сигнал светофора — 1000 р. при первом нарушении, за повторные нарушения — 5000 р. или лишение прав сроком на 4-6 месяцев.
  7. Движение по автобусной полосе — 1500-3000 р. в зависимости от региона.
  8. Движение по обочине — 1500 р.
  9. Повороты и развороты в неположенных местах —1000-1500 р. в зависимости степени опасности нарушения.
  10. Непропуск пешехода — 1500-2500 р. в зависимости от ситуации.

Как бы ни развивались технологии, камеры могут ошибаться. Как оспорить штраф и вернуть деньги, читайте здесь:

Узнать заранее, на каких участках работают камеры, можно на сайте автоинспекции на интерактивной карте комплексов видеофиксации.

Заключение

Несмотря на введение новых правил установки, изменения не решат глобальных проблем фиксации нарушений. Большинство штрафов будет оформляться автоматически, без осмотра материалов. Нововведения не предполагают аудита комплексов, с которых приходит большое количество штрафов или резко меняется количество штрафов. Именно этот показатель обычно является следствием неисправности камеры. Также оспорить штраф по причине неправильной установки камеры будет сложно, соответственно несправедливые по новым правилам штрафы придется оплачивать.

Как считаете, принесут ли пользу такие нововведения? Делитесь мнением в комментариях.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Следите за новыми всегда актуальными материалами, подписывайтесь на Автотягу. Публикуем только актуальную информацию для водителей.

Также популярно: