Эко-индустриальный технопарк «Старый Демидовский завод» – уникальный памятник индустриального наследия. Он создан на базе демидовского завода, пущенного в 1725 году. Планировка XVIII века и оборудование XIX-XX веков наглядно демонстрируют развитие металлургических технологий и совершенствование энергетической системы. Одним из самых ярких примеров является механический цех.
В 1892 году комплекс металлообрабатывающих цехов – механическое заведение, цех рельсовых скреплений и кузнечный – выделился в самостоятельную фабрику. Вновь образованная Механическая фабрика обслуживала Нижнетагильские и Луневские заводы Демидовых. Она расположилась в модернизированном здании 1870 года.
В 1895 году с Западной стороны к механическому цеху пристроили большое здание, где расположилась первая на заводе электростанция с двумя паровыми котлами, паровыми машинами и генераторами постоянного тока. Один генератор обеспечивал электричеством машины и механизмы механического заведения, а второй давал электрическое освещение механического завода и находящиеся более чем за два километра от завода квартиры и дачи. Можно сказать, что электрификация Нижнего Тагила началась именно с механической фабрики Демидовского завода, которая была оснащена новейшим оборудованием. В ней имелись два фрезерных станка, станки для вставления втулок и надевания шестерен, вагонных колес, а также гидравлические и паровые пресса. Приводились в движение станки посредством ременных передач от двух трансмиссий, проходивших по обеим сторонам кранового пролета. А к каждому станку шел ремень. Трансмиссия вращалась от турбины – 120 об/мин и ход этот изменить было нельзя.
Особой гордостью механической фабрики стал мостовой кран местного изготовления грузоподъемностью девять с половиной тонн, который имел привод от электрической машины.
Именно этот мостовой кран видят наши гости, когда посещают экскурсии на Старом Демидовском заводе. Но видят его в несколько обновленном виде.
Дело в том, что в годы восстановления завода после революции и гражданской войны все перечисленные станки и механизмы уже устарели. И это не странно, ведь прошло больше тридцати лет их работы. А в те трудные годы уделялось мало внимания их ремонту и модернизации. В начале тридцатых годов станочный парк стал обновляться. Пришли новые станки – карусельный, лобовой, планшайба, а затем поступили первые отечественные токарные станки – ДИП-300 и ДИП-400. Марки станков отражали дыхание времени: ДИП – значит «Догнать и перегнать!».
А в 1938 году реконструировали мостовой кран, установленный в 1892 году, по причине того, что он не мог держать груз на весу. Приходилось мастеру залезать на фермы крана и вставлять в шестерни баклушу. Рабочие обновили все механизмы крана и сделали два подъема – 10 и 5 тонн. С тех пор кран работал вплоть до закрытия цеха, проработав в общей сложности более 120 лет! И в настоящее время стал ценным экспонатом.
Сохранились в цехе и литые подкрановые колонны, установленные во время реконструкции 1892 года и большой разметочный стол 1916 года.
Огромный цех с металлическим полом, литыми опорами и сводчатыми окнами до сих пор наполненный производственным запахом железа, производит большое впечатление на посетителей своей статью и мощью!
Ольга Ивановна Гомонюк, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»