Ну надо же! За столько уже лет в Москве я впервые открыла для себя Воробьевы горы! Хотелось позагорать, да и просто было интересно. Позагорать, скажем так, не слишком получилось - погода в выходные - как обычно - мало радует. Но там оказалось очень круто.
Дальше набережной я не ходила. Но - прекрасное место. И радует, что оно овеяно столь романтической историей, как клятва Огарева и Герцена.
Да, конечно, все понятно. Мы пересматриваем и переосмысливаем историю. Многие фигуры, чем больше узнаешь о них, сейчас кажутся, конечно, ходульными и комичными. Некоторые вчерашние вожди и политики сегодня выглядят какими-то криминальными личностями, которые лишь из-за случайного стечения обстоятельств оказались в центре исторических событий.
Что ж, в школе, согласитесь, Герцен не выглядел как-то героем своего времени.
Про Огарева лишь упоминалось...
Потом, мне было лет 17, попалась в руки книжка - русская поэзия 19 века. Там были замечательные стихи. Иван Мятлев, Афанасий Фет, ставший надолго любимым поэтом. И было стихотворение, сразу как-то поразившее, отпечатавшееся в сознании.
Николай Огарев...
Тот жалок, кто под молотом судьбы
Поник – испуганный – без боя:
Достойный муж выходит из борьбы
В сияньи гордого покоя,
И вновь живет – главы не преклоня –
Исполнен вдохновенной пищей;
Так золото выходит из огня
И полновеснее и чище.
Да, фигура цельная, но трагическая. Так жаль его. Неужто нельзя было как-то иначе распорядиться своей жизнью? Наверное, он был слишком богат. И споры об "огаревском наследстве" не утихают до сих пор...
Но так подумать - он по сути остался верен той клятве на Воробьевых горах....
Ну а я, конечно, на набережной долго оставаться не могла.
Надо было бежать в библиотеку. И так уже совесть мучила - почему я не там )))))))