Телефонные мошенники представляют собой крайне серьезную угрозу. Они используют разнообразные схемы обмана, заставляя доверчивых людей переводить им все свои средства. Чаще всего жертвами злоумышленников становятся пенсионеры, но лишиться денег из-за них может практически каждый. Поэтому важно уметь распознавать телефонных мошенников. На что же нужно обращать внимание?
Инициатором звонка является собеседник
Любой поступивший звонок нужно рассматривать как подозрительный, особенно если собеседник представляется менеджером банка. Сотрудники кредитно-финансовых организаций практически никогда не звонят по телефону, поэтому вероятность, что это мошенник, крайне высока.
Если же собеседник сходу начал говорить о «подозрительных операциях», «защищенных счетах» и прочем, можно смело вешать трубку. Подобные фразы являются маркером злоумышленников, поэтому слушать их не стоит. Если же тревога за свои средства все равно не проходит, нужно самостоятельно позвонить на горячую линию банка — например, по номеру, указанному на карте. Скорее всего, выяснится, что никаких проблем со счетами нет.
Собеседник запрашивает конфиденциальную информацию
Банки стараются максимально обезопасить клиентов, поэтому и существуют такие механизмы защиты и подтверждения операций, как СМС-коды, ПИН-коды и CVV-коды. Их не должен знать никто, кроме держателя карты или владельца счета. Если кто-то запрашивает данную конфиденциальную информацию, можно быть уверенным, что это мошенник. Сообщать такие сведения нельзя даже настоящим сотрудникам банка. Поэтому после озвучивания такой просьбы нужно сразу же положить трубку.
Конечная тема разговора — деньги
Именно они интересуют мошенников. Поэтому злоумышленники могут воспользоваться любым предлогом, чтобы заставить потенциальную жертву расстаться со своими сбережениями. Помимо перевода денег на «защищенный» счет, они также могут предложить обмен валют по выгодному курсу, который якобы нигде больше не найти.
Мошенники изобретательны и постоянно придумывают новые схемы обмана. Поэтому не стоит опрометчиво соглашаться на любое предложение, каким бы важным или заманчивым оно ни казалось. Особую осторожность нужно проявлять, если непонятно, откуда у собеседника вообще взялся чужой телефонный номер.
Торопливость и нагнетание паники
Мошенники стремятся вывести жертву из душевного равновесия: тогда она будет гораздо податливее и не станет задавать вопросов, даже совершая очевидно сомнительные действия — например, переводя все накопления на совершенно чужой счет. Чтобы человек не успел опомниться, злоумышленники начинают торопить его выполнить их инструкции как можно быстрее — иначе кто-то якобы украдет все деньги со счета.
Если же мошенник чувствует, что у жертвы возникли сомнения, он может начать давить психологически, например, говорить, что он глава службы безопасности банка или майор ФСБ, поэтому всем его приказам нужно следовать неукоснительно.
Доверчивые люди под таким напором пугаются и начинают паниковать, что сразу приводит к отключению критического мышления. Они безропотно выполняют все требуемые действия, а затем не могут понять, как это случилось. Вернуть средства после этого уже вряд ли удастся.
Собеседник давит на эмоции
Телефонные мошенники также могут играть на чувствах потенциальной жертвы. Например, они представляются полицейскими и говорят, что брат или сын гражданина переехал на автомобиле ребенка или в приступе ярости избил кого-то до смерти, и теперь нужны деньги, чтобы срочно оказать ему поддержку. Злоумышленники надеются, что встревоженные родственники не будут задавать лишних вопросов, а иногда серьезно подготавливаются к разговору, заранее изучая всю доступную информацию о потенциальной жертве.
Мошенники также могут позвонить и с радостной новостью. Например, они говорят, что гражданин выиграл в лотерею 10 млн рублей. Деньги могут перечислить незамедлительно, нужно только заплатить за это налог или комиссию. Обрадовавшийся неожиданной удаче человек может перевести злоумышленникам десятки и даже сотни тысяч рублей либо сообщить им платежные данные карты. В любом случае он лишается средств, порой — сразу всех.
Поэтому, если собеседник сходу начинает выкрикивать в трубку какую-то шокирующую новость, в первую очередь нужно постараться сохранить спокойствие. Для начала стоит вспомнить, действительно ли недавно был куплен лотерейный билет? И как удалось выиграть, если нет? А если мошенники говорят о том, что в беду попал родственник, нужно сначала перезвонить ему. Скорее всего, он даже не подозревает, что минуту назад избил кого-то или переехал на машине.
Делитесь своим мнением с нами в комментариях👇 и ✅ подписывайтесь на наш канал.
Узнать больше информации, касающейся финансовой жизни граждан, можно на нашем официальном сайте Finexpo.ru.