Мы с вами уже погуляли по территории дворца, полюбовались на его прекрасных охранников белоснежного каррарского мрамора, на альгамбру входа, и на корону зубцов прекрасной вершины Ай-Петри...
А теперь покажу, собственно, интерьеры. С давящими потолками, табачно-коричневого цвета. Это всё уютно, хорошо и напоминает дорогую моему сердцу Англию (я так-то учитель английского языка...), но... на юге мне это всё показалось тяжеловатым. Осенью и зимой, в пору уюта и дров, потрескивающих в камине (за венецианскими шторами и кремовыми шторами может быть шторм века!) это всё хорошо и уместно, но в тридцатиградусную жару и в толпе...
да, мы помним, что искусство принадлежит народу, но... в детстве я это как-то легче пережила, а сейчас мне не сильно понравилось быть в группе из двадцати человек (может, и больше!), которую запускают в небольшой зал, что-то скупо и плохо рассказывают и... дальше стоим и ждём, пока группа перед нами закончит в следующем зале. Закончили - переходим. Мне это напомнило годы учёбы в школе номер 26 в 2004-2005-ом годах. Не знаю, как это в других школах, но у нас частенько было так: - Я материал выдала, урок закончен, сидим, ждём звонка.
Мне это казалось какой-то несусветной глупостью по молодости, ибо... отпустите же старшеклассников в коридор - они вряд ли будут бегать! Но... наверное, тогда и всех надо отпускать, и дети точно будут мешать в коридорах... опять же - можно повторить что-то, сделать опрос... ну, видимо, это я такая - пытаюсь выжать из сорока минут урока максимум, а если бы учила по пять параллелей, то хотела бы просто тихо посидеть и помолчать. Мне просто повезло, что я в небольшой школе работаю, поэтому не испытываю на себе все тяготы конвейерной работы.
Но зато я много изучала потолок и паркет, стоя в густой и душной толпе:)
Если честно, то в глубине души даже хотелось, чтобы мы уже прошли все эти анфилады и вышли в парк, который когда-то заботливо обустраивал Карл Антонович Кебах - главный садовник Южного Берега Крыма:
Было это, кстати, в девятнадцатом веке - с двадцатых и по пятидесятые годы примерно... понятно, что сейчас всё скромнее, но... есть и прелесть какая-то в этом подзаброшенном парке, напоминающем советский санаторий.
Разумеется, всё, что близ дворца - в порядке, но стоит отойти до центральной лестницы... пляж - отдельное приключение, которое мне, впрочем, очень понравилось! Но об этом ниже...
Да, почему экскурсия была ценной? - мы долго стояли в очередь за билетами - раз, ждали, когда сформируется группа и придёт экскурсовод - два:) То есть экскурсия это просто выстраданная награда в подобных местах... вспомните Царское Село, Эрмитаж и тому-подобные популярные места... а Воронцовский дворец бьёт по посещаемости даже Ливадию, которая мне, кстати, понравилась больше, видимо, с возрастом вкусы меняются...
Да, это не первое моё посещение Воронцовского дворца, но в первом, боюсь, меня интересовали лишь рыбки в фонтанах и львы:
Воронцовский Дворец был летней резиденцией (именно летней, заметье!) графа Михаил Семёновича Воронцова, который был тогда генерал-губернатором Новороссийского края... Граф был известным англоманом, поэтому заказал проект аглицкому архитектору Блору. Эдварду Блору:) просто вспомнила, что тут снимали "Десять негритят" (один из самых страшный фильмов для меня, снятых по Агате Кристи - по мотивам, если уж занудствовать; да экстерьеры снимали в Ласточником гнезде - в Ялте), и там одного героя звали Блор... его ещё убили часами с каминной полки...
Дворец строили с 1828-ого и по 1848-ой год (двадцать лет так-то! - не торопились...), а тогда в моду вошёл стиль возрождённой готики и Нео-Тюдор. Тюдоровское тут сквозит всюду:) - просто кусок Старой Доброй Англии. Не хватает лишь привидений. Хотя... вон из стены лезет, кажется:)
Эдвард Блор переслал чертежи проекта, в Алупку лично никогда не приезжал, а строительством руководил англичанин по имени Уильям Хант.
Говорят, что от него какие-то неомавританские мотивы появились, какое-то сходством с минаретами, восточной сказкой... а конкретно главный портал был оформлен в мусульманско-мавританском духе согласно пожеланию самого графа Воронцова:
Главный портал напоминает михраб в мечети или пештак - в Средней Азии пештак играл роль парадного, укреплённого входа в караван-сараях. Был традиционно обращён в сторону Мекки...
Фриз украшает шестикратно повторенная арабская надпись: «И нет победителя кроме Аллаха», эту идею Воронцов позаимствовал в Альгамбре:)
В общем, в чём необычность и популярность дворца - он один такой на свете: чтобы история Британии и Востока слились воедино на Южным берегу Таврического полуострова... всё смешалось, да.
Неоготический стиль стал основой для постройки хозяйственного корпуса, в этом же стиле выполнен Шуваловский проезд, который мы очень, очень часто видим в советских и постсоветских фильмах...
Да, почему такое название? - дочь князя Воронцова (Софья) вышла замуж за графа Шувалова и... эта фамилия тут тоже кстати. Софья ведь наследница как-никак:)
А вот южный фасад главного корпуса выполнен в мавританском стиле, но если честно, там такая смесь и переход из одного состояния в другое что... я там и римский след вижу чётко:
В общем, в путеводителях по ЮБК часто обещают попадание из Турции в Средневековую Англию, а потом и... в Новое время. Это удивительная смесь сказок "Тысячи и одной ночи" с романами Вальтера Скотта...
Справедливым будет отметить зодчих, которые подарили нам такую красоту. На первом этапе строительства были заложены фундаменты по проекту — архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона (почему-то имена напоминают актёров, указанных в титрах - наверное, связка дворца с кинематографом уже прост Непосредственным исполнителем работ стал архитектор Ф. Ф. Эльсон (я сейчас чуть не написала Эльстон, который Сумароков... иногда избыток информации просто во вред статьям... ведь правда могу перепутать - на экскурсиях это... случается).
Да, не забывайте, что помимо спален, залов, бильярдных, ванн и галерей нужно было ещё возвести пятиугольник хозяйственных построек, азиатский павильон, чайный домик, индийскую мечеть и православную церковь в "греческом духе".Пишут, что главный корпус был завершен лишь к 1848 году.
В строительстве дворца использовался труд крепостных из Владимирской и Московской губерний. Все работы производились вручную, примитивными инструментами. Список мастеров, работавших на строительстве дворца в 1828—1848 гг.:
- Гаврилов Иван — каменщик
- Дементьев Алексей — каменотёс
- Иванов Ермолай — резчик по камню
- Лапшин Яким — мебельщик
- Мухин Наум — столяр
- Петров Гаврил — каменщик
- Тесленко Максим — столяр
- Фуртунов Роман — лепщик
- Шанаев Тимофей — каменщик
Вы прекрасно понимаете, что список я взяла из Википедии, но мне показалось важным отметить строителей. Масштабы ведь поражающие воображение - это просто царский дворец (если не богаче!)... у нас в городе много прекрасных церквей, но ни архитекторов, ни строителей мы не знаем. Вообще никаких имён. Не записывали в семнадцатом веке такие мелочи... а тут дело недавнее и... я подумала, что хоть глазами надо мне пробежать список имён зодчих. Как-то поблагодарить людей...
Интерьеры дворца почти полностью сохранили свою первоначальную отделку. Каждая из зал имеет свой характер, отразившийся в названии: Китайский кабинет, Ситцевая комната, Зимний сад, Голубая гостиная...
Последняя, наверное, самая эффектная:
Громадное впечатление производит также парадная столовая: она чем-то напоминает рыцарский ресторан зал. Стены Столовой, камин и десдюпорты (верхнее оформление дверей) всё оформлено деревянными панелями:
Помните, эту красотку - показывала в предыдущей статье?
Пишут, что резную мебель заказывали в городе Одесса. Не знаю, кто делал рамы, но знаю, что они были тоже под заказ. Картины писал французский мастер-пейзажист Юбер Робер:)
Вообще картин там не так много (это хорошо!), и они с разными сюжетами, что позволяет на них как-то сконцентрироваться: правда, через какое-то время я поняла, что одну еду фотографирую - время было обеденным...
А любимая моя картина вот эта:
В Воронцовском дворце, несмотря на все войны и революции, оккупации чудом сохранилась библиотека, небольшая коллекция фарфора, собрание картин, а также изделий английской и французской бронзы: мне, кстати, они на вид вообще показались современными... у нас богатые люди чем-то таким же вычурным порой украшают свои особняки:
А вот дракончик в восточном стиле мне показался милым и не грубоватым:
На самом деле, конечно, хорошо, что знать набивала свои дворцы дорогой посудой, скульптурой, живописью... что бы мы смотрели сейчас? - пустые залы?
Заметили, что во дворце темновато? - даже на фото заметно...
У меня много фотографий потолка и светильников, т.к. там (на потолке) хотя бы не было людей:) поверьте, сфотографировать летом 21-ого года, когда люди после изоляции кинулись развивать внутренний туризм, это было тем ещё квестом... да, мы не исключение:) - посидели одно лето дома, а потом поехали кататься на машине по Крыму - все побежали, и я побежал, да...
Но вернёмся к истории: до революции Воронцовский дворец принадлежал трём поколениям семьи, ну, а после установления Советской власти дворец... правильно. Национализирован.
И уже в 21-ом году ХХ века здесь был открыт музей и... повалил народ:) вот и я уже второй раз отметилась:
В 41-ом экспонаты музея эвакуировать не успели (вообще в Крыму). И надо сказать отдельное спасибо научному сотруднику музея по имени Степан Григорьевич Щеколдин, спасший дворец от разрушения (конкретно от заложенных немцами у музея артиллерийских снарядов для подрыва при отступлении), т.к. понятно, что немцы тут изрядно повеселились: бОльшую часть сокровищ они вывезли. Ущерб в ценах 1944-ого года был оценен в 4980000 рублей.
В 1945 году после освобождения Крыма Щеколдин был осуждён на 10 лет за «сотрудничество с оккупационным режимом». Реабилитирован в 1991 году при содействии Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Всем советую почитать книгу щеколдина "О чём молчат львы" (имеется в виду те, которые лежат и охраняют дворец:)
В феврале 45-ого, когда была Ялтинская конференция, Воронцовский дворец стал резиденцией для английской делегации (Уинстон Черчилль тогда всё львов пытался перекупить, помните?).
По-поводу конференции не устаю повторять: в феврале 45-го Рузвельт и Черчилль видели руины Севастополя, ужаснулись, осознав, что это лишь один из десятков крупных городов, которые стёрты с лица земли, а через неделю эти милые люди устроят Дрезден... Как? Им показали, как не надо, и чё? Вот и верь в силу наглядности и дружбы после этого:
После войны, в течение пяти лет здание дворца использовали в качестве государственной дачи. А в 1956 году по решению правительства во дворце вновь стал работать музей:
Ура! мы идём в Алупкинский парк: он поднимается уступами от самого синего моря на высоту до полукилометра: парк делится на две части: регулярный сад на дворцовом "участке" и на южных террасах:
А вот дальше и ниже - пейзажный парк в английском стиле... площадь парка около 40 га. Карл Антонович Кебах помимо английского сада создал уникальный сад камней, или «алупкинский хаос» (есть большой хаос, а есть малый:)... В проспектах пишут: дикие валуны из диабаза должны были сочетаться с соснами, «живописными группами сосен, дорожки, затейливо петляющие среди глыб базальта, пещеры, гроты и ручейки, экзотические растения — всё создаёт ощущение таинственности».
Пишут, что к северу от Главного корпуса, западнее Хаосов, в 1848 году по проекту У. Ханта построен каменный «Павильон над бассейном» и примыкающий к нему с севера подводивший воду акведук. Мраморные фонтаны «Амуры», фонтан слёз, похожий на Бахчисарайский... восточный и западный каскадные фонтаны, «лунный камень», «Античные колоннады», - всё это я уже смотрела как в тумане, ибо жара стояла страшная и... я думала только о том, что надо как-то слезть с этих камней и окунуться. Там мелко, но... в этом есть своя прелесть. Сидишь как водяной в каких-то каменных ванночках и... любуешься живностью:
Сперва мне казалось странным тут надолго залипнуть, но потом я поняла, что если смотреть внимательно, то... все обитатели как на ладони:
Что мне нравится в Крыму: купи билет во дворец, а потом на пляже дворца хоть целый день сиди: впрочем, пляж у Воронцовского дворца это... какие-то жалкие остатки ржавых перил, обломки чего-то, острые камни, скользкие камни, разбитые камни... и одинокий киоск с чебуреками. И даже не кромка бетона, а диабаза - камня, из которого построен дворец. Подозреваю, что в те времена люди и вовсе не купались (в нынешнем смысле), поэтому на этих камнях можно только стоять, как фламинго, - поджав ногу. Но потом я оценила, что там такая бурная жизнь, что интереснее сидеть и наблюдать за ней сверху, чем пытаться плавать, царапая животом верхушки камней, поросших водорослями... раз я ударилась ногой о какой-то камень и... решила переориентироваться из плавчихи в биолога: если открыть фото, то можно увидеть волосатые ноги крабов. Реально волосатые!.. и маленьких крабиков - менее волосатых. Тут тест на внимательность, ибо краб тебя видит, замирает и мимикрирует:
А так? - оцените его "волосатые ноги":)
Уполз...
А одним молодым человеком (лет четырёх) мы поспорили из-за медузы. Я призывала в духе мисс Ларк (-Мальчик! Зачем ты мучаешь бедную рыбку?!) отпустить даму, мальчик вздохнул и вывалил этот кисель из сачка, но... я почему-то подумала, что пациенту уже ничего не поможет. Ну... пусть станет пеной морской, что уж:
На этом мы с вами прощаемся! До новых встреч на канале!..