Найти тему

О себе либо хорошо, либо никак: как грамотно составить жалобу

Прошу обратить внимание, что статья хоть и содержит реальные рекомендации, но составлена с долей юмора. 

В отличие от многих правовых вопросов, с жалобами в компетентные органы или организации сталкивается практически каждый правосознательный гражданин. И хотя написание жалобы предполагает свободную форму, есть всё-такие некоторые негласные правила, при соблюдении которых ваше письмо приобретёт большую весомость в глазах читающих. 

 

1. Не забываем указать отправителя и адресата письма. 

 

Да, скорей всего эта информация будет отражена на конверте или в теме электронного сообщения. Но указать адресата и отправителя письма эта также вопрос грамотности, вежливости и правил составления официальных документов. В шапке любого обращения (правый верхний угол перед основным текстом) указываем следующие данные: 

- свои ФИО; 

- полный адрес, по которому проживаете или зарегистрированы (прежде всего для того, чтобы вам могли направить ответное письмо); 

- на своё усмотрение можете также указать серию и номер паспорта, чтобы имелась возможность 100% идентификации вашей личности. Для рассмотрения обращения эти данные скорей всего не потребуются, но их можно указать для полноты сведений об обратившемся на случай, если вы потом, например, планируете обращаться в суд; 

- наименование организации или полные данные руководителя организации, в которую вы обращаетесь. Эти данные можно найти в открытом доступе на сайте организации. Так, если вы хотите написать в Роспотребнадзор, то получателем письма указываем не "Роспотребнадзор города Воронежа", а "Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области", либо "Управление Роспотребнадзора по Воронежской области". В конкретном примере допускаются оба наименования. Если вы пишите на имя руководителя, его должность также можно найти на сайте. 

Примерный вид хорошей "шапки" для жалобы
Примерный вид хорошей "шапки" для жалобы

2. В тексте жалобы указываем только факты без эмоций 

 

Все читающие ваше обращение и так знают, что жалобы пишут не от хорошей жизни. 

Поэтому постарайтесь избегать выражений из серии "Вокруг одни жулики", "Сволочи обокрали бедную пенсионерку", "Никому в наше время нельзя доверять", "Пошёл на поводу у низменных инстинктов", ПОСТОЯННОГО КРУПНОГО ШРИФТА, излишнего количества знаков препинания (!!!!!!!) и других эмоциональных выражений. Официальная жалоба предназначена несколько для иных целей, и ваши даже вполне обоснованные, но пространные эмоции испортят впечатление от письма, но не помогут в решении проблемы. Эмоционального даже на бумаге тяжело воспринимать всерьёз. 

А вот спокойное и чёткое изложение фактов будет очень к месту. Кто (ФИО, паспортные данные при наличии), когда (дата, время, по возможности, точный адрес места происшествия) и какими действиями вас обидел (не ответил на обращение, не явился на вызов, отказался чинить/заменить/продать, продал испорченный товар). Все прочие важные обстоятельства также указываем подробно. Обязательно указываем даты и реквизиты, связанные с ситуацией. У вашего обращения могут быть номер и дата составления, у купленного товара номер заказа в интернет-магазине, артикул, наименование, у договора, условия которого нарушили - наименование, номер и дата подписания. 

По этим данным в дальнейшем может быть установлен большой объём информации, которая сыграет в вашу пользу. 

 

3. Но если добавите немножко драматизма, тоже не будет во вред 

 

Но очень важно, чтобы драматизм был здоровый и адекватный. 

Например, некоторое время назад помогала с составлением обращения о необходимости спилить сухое дерево. 

Дерево уже было старенькое, начинало крениться, и при ветре само по себе представляло опасность, если бы упало на кого-нибудь из прохожих. 

Но для надёжности в письме указали, что: 

- дерево располагается рядом с ЛЭП. Если его ветром снесёт на провода, может и обрыв, и пожар случиться. 

- недалеко от дерева располагается школа, а значит потенциально аварийное дерево создаёт угрозу ещё и детям, которые в силу возраста более беспечны. 

Вроде бы и так имелась общественная опасность, но с учётом дополнений она как будто стала немного обширнее. 

 

4. Приложение документов 

 

Тут всё очень индивидуально в зависимости от жалобы. Где-то приложение документов не требуется в принципе, где-то имеется смысл приложить целый пакет документов. 

Очень условное правило, которым можно для себя решить, стоит ли прикладывать что-то, это ответ на вопрос Есть ли у получателя письма возможность какие-то иным способом ознакомиться с содержимым документов? 

Так, если вы пишите жалобу в Теплосеть, что сама Теплосеть начислила лишние суммы в квитанциях, то явно нет смысла прикладывать сами квитанции. Достаточно указать их даты и номера, чтобы сотрудники могли их найти в своей базе. 

А вот если вы пишите жалобу в Роспотребнадзор, что вам продали некачественный товар, то Роспотребнадзор впервые видит этот товар и его продавца. Тут имеет смысл приложить максимум документов для ознакомления с обстоятельствами дела. 

При этом, если решили что-то прикладывать, то на приложенные документы должна быть ссылка в тексте письма. Чтобы вторая сторона понимала, зачем их приложили. 

Сами документы прикладывайте только в копиях, чтобы оригиналы не затерялись при пересылке и всегда были у вас на руках. 

 

5. В конце всего текста обязательно дата составления, подпись и ФИО составителя жалобы 

 

Удачных вам обращений в госорганы и иные структуры.