Прошу обратить внимание, что статья хоть и содержит реальные рекомендации, но составлена с долей юмора.
В отличие от многих правовых вопросов, с жалобами в компетентные органы или организации сталкивается практически каждый правосознательный гражданин. И хотя написание жалобы предполагает свободную форму, есть всё-такие некоторые негласные правила, при соблюдении которых ваше письмо приобретёт большую весомость в глазах читающих.
1. Не забываем указать отправителя и адресата письма.
Да, скорей всего эта информация будет отражена на конверте или в теме электронного сообщения. Но указать адресата и отправителя письма эта также вопрос грамотности, вежливости и правил составления официальных документов. В шапке любого обращения (правый верхний угол перед основным текстом) указываем следующие данные:
- свои ФИО;
- полный адрес, по которому проживаете или зарегистрированы (прежде всего для того, чтобы вам могли направить ответное письмо);
- на своё усмотрение можете также указать серию и номер паспорта, чтобы имелась возможность 100% идентификации вашей личности. Для рассмотрения обращения эти данные скорей всего не потребуются, но их можно указать для полноты сведений об обратившемся на случай, если вы потом, например, планируете обращаться в суд;
- наименование организации или полные данные руководителя организации, в которую вы обращаетесь. Эти данные можно найти в открытом доступе на сайте организации. Так, если вы хотите написать в Роспотребнадзор, то получателем письма указываем не "Роспотребнадзор города Воронежа", а "Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области", либо "Управление Роспотребнадзора по Воронежской области". В конкретном примере допускаются оба наименования. Если вы пишите на имя руководителя, его должность также можно найти на сайте.
2. В тексте жалобы указываем только факты без эмоций
Все читающие ваше обращение и так знают, что жалобы пишут не от хорошей жизни.
Поэтому постарайтесь избегать выражений из серии "Вокруг одни жулики", "Сволочи обокрали бедную пенсионерку", "Никому в наше время нельзя доверять", "Пошёл на поводу у низменных инстинктов", ПОСТОЯННОГО КРУПНОГО ШРИФТА, излишнего количества знаков препинания (!!!!!!!) и других эмоциональных выражений. Официальная жалоба предназначена несколько для иных целей, и ваши даже вполне обоснованные, но пространные эмоции испортят впечатление от письма, но не помогут в решении проблемы. Эмоционального даже на бумаге тяжело воспринимать всерьёз.
А вот спокойное и чёткое изложение фактов будет очень к месту. Кто (ФИО, паспортные данные при наличии), когда (дата, время, по возможности, точный адрес места происшествия) и какими действиями вас обидел (не ответил на обращение, не явился на вызов, отказался чинить/заменить/продать, продал испорченный товар). Все прочие важные обстоятельства также указываем подробно. Обязательно указываем даты и реквизиты, связанные с ситуацией. У вашего обращения могут быть номер и дата составления, у купленного товара номер заказа в интернет-магазине, артикул, наименование, у договора, условия которого нарушили - наименование, номер и дата подписания.
По этим данным в дальнейшем может быть установлен большой объём информации, которая сыграет в вашу пользу.
3. Но если добавите немножко драматизма, тоже не будет во вред
Но очень важно, чтобы драматизм был здоровый и адекватный.
Например, некоторое время назад помогала с составлением обращения о необходимости спилить сухое дерево.
Дерево уже было старенькое, начинало крениться, и при ветре само по себе представляло опасность, если бы упало на кого-нибудь из прохожих.
Но для надёжности в письме указали, что:
- дерево располагается рядом с ЛЭП. Если его ветром снесёт на провода, может и обрыв, и пожар случиться.
- недалеко от дерева располагается школа, а значит потенциально аварийное дерево создаёт угрозу ещё и детям, которые в силу возраста более беспечны.
Вроде бы и так имелась общественная опасность, но с учётом дополнений она как будто стала немного обширнее.
4. Приложение документов
Тут всё очень индивидуально в зависимости от жалобы. Где-то приложение документов не требуется в принципе, где-то имеется смысл приложить целый пакет документов.
Очень условное правило, которым можно для себя решить, стоит ли прикладывать что-то, это ответ на вопрос Есть ли у получателя письма возможность какие-то иным способом ознакомиться с содержимым документов?
Так, если вы пишите жалобу в Теплосеть, что сама Теплосеть начислила лишние суммы в квитанциях, то явно нет смысла прикладывать сами квитанции. Достаточно указать их даты и номера, чтобы сотрудники могли их найти в своей базе.
А вот если вы пишите жалобу в Роспотребнадзор, что вам продали некачественный товар, то Роспотребнадзор впервые видит этот товар и его продавца. Тут имеет смысл приложить максимум документов для ознакомления с обстоятельствами дела.
При этом, если решили что-то прикладывать, то на приложенные документы должна быть ссылка в тексте письма. Чтобы вторая сторона понимала, зачем их приложили.
Сами документы прикладывайте только в копиях, чтобы оригиналы не затерялись при пересылке и всегда были у вас на руках.
5. В конце всего текста обязательно дата составления, подпись и ФИО составителя жалобы
Удачных вам обращений в госорганы и иные структуры.