Всем привет. Давно не писал статьи в Дзене на Ж/Д тему, так как не знал, что дальше писать после статьи о моей поездке в сидячем вагоне. Эту статью я планировал написать ещё в октябре прошлого года, но из-за личных обстоятельств никак не получалось. Вот и пришло время написать статью об электричках на переменном токе.
Немного начну со своих слов: "Всё время, когда я замечаю электропоезд на переменно токе и думаю, чем она отличается от своего собрата, который работает на постоянном токе?" Именно такое у меня всё время было представления об электричках на переменно токе.
Немного истории из моей жизни.
До 2017 года я каждое лето ездил из Москвы в село Арибашево, что в Башкортостане на поезде и всё время я замечал, что в Москве стоят электрички постоянного тока, которые ездят на Казанском направлении (ныне МЦД-3), пускай будет модель ЭД4М, так как меня это направление с ЭД4М ассоциируется, но прибыв на станцию "Вековка", что во Владимирской области и в своё время очень помню, когда нас на Вековке выпускали подышать свежим воздухом, торговля была на платформе и даже хрусталь из Гусь-Хрустального продавали и тут я замечаю о том, что до Вековки от Москвы ходят тот же например ЭР2Т, а после Вековки до Мурома электричка точно такой же модели, но только уже не ЭР2Т, а ЭР9Т. Ещё также в моторных вагона замечал как на фотографиях, так и в реальной жизни, что есть какие-то шкафы. Предположения было много: от хранилища инструментов и до санузла.
Давайте перейдём к источнику:
В статье Дзен-канала "bibimot" под заголовком "ЭР9 – самая массовая советская электричка на переменном токе" говорилось о том, что ещё в Советском Союзе во второй половине 1950-х годов начали активно отказываться от паровозной тяги, а для электрифицированных участков начали производить пригородные поезда. Первые электрички были на постоянном токе, но в нашей стране есть перегоны с переменным током напряжением 25 кВ и частотой 50 Гц. Поэтому и понадобилась специальная техника и первая электричка на переменно токе стала ЭР7, выпускалась она на РВЗ в Риге в период с 1957 по 1962 годы при совместном участии целого ряда заводов. К сожалению в доработке ЭР7 нуждалась как никогда. Даже конструкторы хотели усовершенствовать пригородный поезд.
Электричка на переменном токе ЭР7 оказался мелкосерийным, но зато его производство помогло при разработке модели ЭР9 и его модификации. Выпускали их в период с 1962 по 2003 годы. Вот именно ЭР9Т я и замечал на всём пути от Вековки и до того же Янаула с середины 2000-х по начало 2010-х. Последний раз ЭР9Т я замечал в августе 2021 года, когда ехал с папой в Минск и заметил две ЭР9Т, под бортовым номером 724 на станции "Орша-Центральная" (бел. Орша-Цэнтральная) и под бортовым номером 720 уже в самом Минске.
Теперь вернёмся к шкафу.
В статье Дзен-канала "Под стук" говорилось о том, что данный шкаф устанавливался на электричках ЭР9 и даже его устанавливали аж до модели ЭД9М. Также в этой статье есть схема моторного вагона электрички переменного тока
Ещё в самой статье говорилось касаемо шкафа и там кстати, на той схеме, который я прикрепил после фотографии про ЭР9Т-720 и под третьим номером находится высоковольтный ввод. Проще говоря, толстая медная шина, которая она ведёт до тягового трансформатора от токоприёмника, который находится под вагоном, где-то в середине этого вагона. При этом сам ввод имеет воздушную изоляцию.
Говоря простым языком, в качестве изолятора служит атмосферный воздух, который находится вокруг провода. Именно по этой причина на электричках ЭР9 и ЭД9 устанавливали вот такой шкаф. Начиная с электрички модели ЭД9Э от такого шкафа отказались в пользу кабеля. Для того, чтобы изолировать крышу электропоезда от напряжения контактной сети, между токоведущей высоковольтной шиной и крышей устанавливается изолятор. Однако, по бокам вагона на крыше имеются скаты - изолятор туда не поставишь, а потому, приходится вести шину ближе к центру вагона. Поэтому, в том числе, всё тот же шкаф настолько выпирает.
Вот если тянуть кабель через скаты крыши вести можно, к тому же, он имеет уже классическую изоляцию, большое пространство ему не требуется, поэтому и места занимает гораздо меньше.
После технической части и немного истории об электричках на переменно токе переходим к моим архивным фотографиям, который я сделал во время своей поездки в Казань в августе 2023 года.
На последок хочу сказать следующее: Электрички на переменном токе я всё время замечал, но к сожалению до 2023 года никак не получалось на них прокатится. Но благодаря прошлогодней поездки в Казань я нагнал упущенное, как это было и с сидячими вагонами, о которых я рассказывал в предыдущей статье о сидячих вагонах. В принципе мне всё время говорили, что разница в электричках как на постоянно токе, так и на переменно нету никакой. Я со своей стороны считаю иначе, так как не везде можно проводить электрификацию постоянным током, так как у него тоже есть недостатки из-за его полярности, низкого напряжения и отсутствие возможности обеспечить полную электроизоляцию верхнего строения пути от нижнего. Конечно можно было бы везде электрифицировать переменным током, но это не выгодно и нецелесообразно из-за того, что везде нужно менять инфраструктуру. В принципе от такой поездки я остался очень рад и что самое главное свои мечты детства реализовал. Вот надо всегда делать для того, чтобы добиться своих поставленных целей. Я так и сделал, как с сидячими вагонами, так и с электричками на переменном токе. Кстати та самая ЭД9Э-0008, на которой я ездил реально мне немного напомнил на позднюю ЭД4М, который выпускался с 2014 по 2016 годы, самому тогда было, что вспомнить.
Я надеюсь, что вам понравилась данная статья. Обязательно подписывайтесь на мой канал в Яндекс.Дзене.
Источники:
Фотографии как из интернета, так из личного архива
Ссылки на те сайты, где можно меня найти:
Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCiTHf3jytMcOi4_C14LTS1g
Телеграм: https://t.me/grishanych02
ВКонтакте: https://vk.com/id_grishanych_10_6_1980
Одноклассники: https://ok.ru/profile/529513380623
Бусти: https://boosty.to/grishanych_02