Найти в Дзене
Гришаныч

Как мне пришлось прокатится на электричке, который работает на переменном токе.

Всем привет. Давно не писал статьи в Дзене на Ж/Д тему, так как не знал, что дальше писать после статьи о моей поездке в сидячем вагоне. Эту статью я планировал написать ещё в октябре прошлого года, но из-за личных обстоятельств никак не получалось. Вот и пришло время написать статью об электричках на переменном токе. Немного начну со своих слов: "Всё время, когда я замечаю электропоезд на переменно токе и думаю, чем она отличается от своего собрата, который работает на постоянном токе?" Именно такое у меня всё время было представления об электричках на переменно токе. Немного истории из моей жизни. До 2017 года я каждое лето ездил из Москвы в село Арибашево, что в Башкортостане на поезде и всё время я замечал, что в Москве стоят электрички постоянного тока, которые ездят на Казанском направлении (ныне МЦД-3), пускай будет модель ЭД4М, так как меня это направление с ЭД4М ассоциируется, но прибыв на станцию "Вековка", что во Владимирской области и в своё время очень помню, когда нас на

Всем привет. Давно не писал статьи в Дзене на Ж/Д тему, так как не знал, что дальше писать после статьи о моей поездке в сидячем вагоне. Эту статью я планировал написать ещё в октябре прошлого года, но из-за личных обстоятельств никак не получалось. Вот и пришло время написать статью об электричках на переменном токе.

Немного начну со своих слов: "Всё время, когда я замечаю электропоезд на переменно токе и думаю, чем она отличается от своего собрата, который работает на постоянном токе?" Именно такое у меня всё время было представления об электричках на переменно токе.

Немного истории из моей жизни.

Фото из открытых источников. Носит иллюстративный характер
Фото из открытых источников. Носит иллюстративный характер

До 2017 года я каждое лето ездил из Москвы в село Арибашево, что в Башкортостане на поезде и всё время я замечал, что в Москве стоят электрички постоянного тока, которые ездят на Казанском направлении (ныне МЦД-3), пускай будет модель ЭД4М, так как меня это направление с ЭД4М ассоциируется, но прибыв на станцию "Вековка", что во Владимирской области и в своё время очень помню, когда нас на Вековке выпускали подышать свежим воздухом, торговля была на платформе и даже хрусталь из Гусь-Хрустального продавали и тут я замечаю о том, что до Вековки от Москвы ходят тот же например ЭР2Т, а после Вековки до Мурома электричка точно такой же модели, но только уже не ЭР2Т, а ЭР9Т. Ещё также в моторных вагона замечал как на фотографиях, так и в реальной жизни, что есть какие-то шкафы. Предположения было много: от хранилища инструментов и до санузла.

Давайте перейдём к источнику:

В статье Дзен-канала "bibimot" под заголовком "ЭР9 – самая массовая советская электричка на переменном токе" говорилось о том, что ещё в Советском Союзе во второй половине 1950-х годов начали активно отказываться от паровозной тяги, а для электрифицированных участков начали производить пригородные поезда. Первые электрички были на постоянном токе, но в нашей стране есть перегоны с переменным током напряжением 25 кВ и частотой 50 Гц. Поэтому и понадобилась специальная техника и первая электричка на переменно токе стала ЭР7, выпускалась она на РВЗ в Риге в период с 1957 по 1962 годы при совместном участии целого ряда заводов. К сожалению в доработке ЭР7 нуждалась как никогда. Даже конструкторы хотели усовершенствовать пригородный поезд.

Электричка на переменном токе ЭР7 оказался мелкосерийным, но зато его производство помогло при разработке модели ЭР9 и его модификации. Выпускали их в период с 1962 по 2003 годы. Вот именно ЭР9Т я и замечал на всём пути от Вековки и до того же Янаула с середины 2000-х по начало 2010-х. Последний раз ЭР9Т я замечал в августе 2021 года, когда ехал с папой в Минск и заметил две ЭР9Т, под бортовым номером 724 на станции "Орша-Центральная" (бел. Орша-Цэнтральная) и под бортовым номером 720 уже в самом Минске.

Электричка ЭР9Т-724 на станции "Орша-Центральная" (бел. Орша-Цэнтральная) перед отправкой до Минска.
Электричка ЭР9Т-724 на станции "Орша-Центральная" (бел. Орша-Цэнтральная) перед отправкой до Минска.
Электричка ЭР9Т-720 на Центральном Ж/Д вокзале Минска стоит в далеке за забором
Электричка ЭР9Т-720 на Центральном Ж/Д вокзале Минска стоит в далеке за забором

Теперь вернёмся к шкафу.

В статье Дзен-канала "Под стук" говорилось о том, что данный шкаф устанавливался на электричках ЭР9 и даже его устанавливали аж до модели ЭД9М. Также в этой статье есть схема моторного вагона электрички переменного тока

Схема моторного вагона электропоезда переменного тока. Шкаф - под номером 18. Сама фотография взята из открытых источников.
Схема моторного вагона электропоезда переменного тока. Шкаф - под номером 18. Сама фотография взята из открытых источников.
Вид с торца вагона в разрезе. Высоковольтная шина находится под шестым номером.
Вид с торца вагона в разрезе. Высоковольтная шина находится под шестым номером.

Ещё в самой статье говорилось касаемо шкафа и там кстати, на той схеме, который я прикрепил после фотографии про ЭР9Т-720 и под третьим номером находится высоковольтный ввод. Проще говоря, толстая медная шина, которая она ведёт до тягового трансформатора от токоприёмника, который находится под вагоном, где-то в середине этого вагона. При этом сам ввод имеет воздушную изоляцию.

Говоря простым языком, в качестве изолятора служит атмосферный воздух, который находится вокруг провода. Именно по этой причина на электричках ЭР9 и ЭД9 устанавливали вот такой шкаф. Начиная с электрички модели ЭД9Э от такого шкафа отказались в пользу кабеля. Для того, чтобы изолировать крышу электропоезда от напряжения контактной сети, между токоведущей высоковольтной шиной и крышей устанавливается изолятор. Однако, по бокам вагона на крыше имеются скаты - изолятор туда не поставишь, а потому, приходится вести шину ближе к центру вагона. Поэтому, в том числе, всё тот же шкаф настолько выпирает.

Вот если тянуть кабель через скаты крыши вести можно, к тому же, он имеет уже классическую изоляцию, большое пространство ему не требуется, поэтому и места занимает гораздо меньше.

Салон электрички ЭД9Э-0017. Глядя на эту фотографию не сразу заметишь тот самый кабель, который скрывается под обшивкой. Данный салон мне немного напомнил про поздние ЭД4М. Фото взял отсюда: https://railtrain.pro/yed9e
Салон электрички ЭД9Э-0017. Глядя на эту фотографию не сразу заметишь тот самый кабель, который скрывается под обшивкой. Данный салон мне немного напомнил про поздние ЭД4М. Фото взял отсюда: https://railtrain.pro/yed9e

После технической части и немного истории об электричках на переменно токе переходим к моим архивным фотографиям, который я сделал во время своей поездки в Казань в августе 2023 года.

Это я стою на перроне станции "Казань-1" (Центральный вокзал) на фоне ЭД9Э-0008 перед самой поездкой.
Это я стою на перроне станции "Казань-1" (Центральный вокзал) на фоне ЭД9Э-0008 перед самой поездкой.
А этой мой младший брат Эдгар. Тогда он первый раз в своей жизни прокатился на электричке.
А этой мой младший брат Эдгар. Тогда он первый раз в своей жизни прокатился на электричке.
А это я с Эдгаром перед отправкой поезда. Сидели мы тогда в моторном вагоне и обшивку с кабелем к сожалению на момент этой поездки не замечал.
А это я с Эдгаром перед отправкой поезда. Сидели мы тогда в моторном вагоне и обшивку с кабелем к сожалению на момент этой поездки не замечал.
Эдгару стало интересно, что же за окном.
Эдгару стало интересно, что же за окном.
На момент моей поездки на данной электрички, она шла по расписанию от станции "Казань-1" (Центральный вокзал) и до станции "Аэропорт города Казани имени Габудллы Тукая" (тат. Габдулла Тукай исемендәге Казан шәһәре аэропорты), а сам высадился с младшим братом на станции "Южный парк" (тат. Көньяк парк).
На момент моей поездки на данной электрички, она шла по расписанию от станции "Казань-1" (Центральный вокзал) и до станции "Аэропорт города Казани имени Габудллы Тукая" (тат. Габдулла Тукай исемендәге Казан шәһәре аэропорты), а сам высадился с младшим братом на станции "Южный парк" (тат. Көньяк парк).

На последок хочу сказать следующее: Электрички на переменном токе я всё время замечал, но к сожалению до 2023 года никак не получалось на них прокатится. Но благодаря прошлогодней поездки в Казань я нагнал упущенное, как это было и с сидячими вагонами, о которых я рассказывал в предыдущей статье о сидячих вагонах. В принципе мне всё время говорили, что разница в электричках как на постоянно токе, так и на переменно нету никакой. Я со своей стороны считаю иначе, так как не везде можно проводить электрификацию постоянным током, так как у него тоже есть недостатки из-за его полярности, низкого напряжения и отсутствие возможности обеспечить полную электроизоляцию верхнего строения пути от нижнего. Конечно можно было бы везде электрифицировать переменным током, но это не выгодно и нецелесообразно из-за того, что везде нужно менять инфраструктуру. В принципе от такой поездки я остался очень рад и что самое главное свои мечты детства реализовал. Вот надо всегда делать для того, чтобы добиться своих поставленных целей. Я так и сделал, как с сидячими вагонами, так и с электричками на переменном токе. Кстати та самая ЭД9Э-0008, на которой я ездил реально мне немного напомнил на позднюю ЭД4М, который выпускался с 2014 по 2016 годы, самому тогда было, что вспомнить.

Я надеюсь, что вам понравилась данная статья. Обязательно подписывайтесь на мой канал в Яндекс.Дзене.

Источники:

ЭР9 – самая массовая советская электричка на переменном токе
bibimot26 августа 2023

Фотографии как из интернета, так из личного архива

Ссылки на те сайты, где можно меня найти:

Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCiTHf3jytMcOi4_C14LTS1g

Телеграм: https://t.me/grishanych02

ВКонтакте: https://vk.com/id_grishanych_10_6_1980

Одноклассники: https://ok.ru/profile/529513380623

Бусти: https://boosty.to/grishanych_02