Общий морской стаж Дмитрия Чёрного составляет 26 лет. Дмитрий работает на рыболовецких судах на Камчатке и не понаслышке знает о том, что такое промысел. Он рассказал о том, как мечтал стать медиком, а стал моряком, о первом рейсе и первой зарплате, о том, как после одного из рейсов сразу отправился в армию, о разнице работы на старых ржавых судах и судах нового типа, о зарплатах на промысле, интересных случаях, реализованных целях благодаря морю и планах на будущее.
От медицинских амбиций к морской профессии: История Дмитрия Чёрного из Петропавловска-Камчатского
Дмитрий Чёрный родился и вырос в Петропавловске-Камчатском. После окончания школы в 1991 году он стремился стать врачом и планировал поступить в медицинский колледж. Однако, не сумев поступить, он оказался перед выбором: куда идти дальше. Случайность привела его в мореходное училище, где, как раз в августе, был открытый набор на факультет судовых механиков, тогда как другие факультеты уже были закрыты.
Так Дмитрий стал курсантом, хотя изначально мечтал стать медиком. Судьба не оставила его без связи с морем: его отец тоже был моряком, и на Камчатке многие мужчины были связаны с рыбной отраслью.
Вопреки своим первоначальным планам, Дмитрий закончил морское училище и отправился на практику в море, пройдя обучение на факультете судомехаников. Его первая работа была на большом морозильном траулере, где он работал мотористом-практикантом. Этот первый рейс длился два месяца и стал отправной точкой его морской карьеры.
Первые шаги на море и первая видеокамера
Наш пароход был направлен на приемку красной рыбы: морские рыболовецкие суда стояли на якоре в открытом море, ожидая, пока им привезут лосось, пойманный на береговых неводах. В этот рейс для меня было всё ново: первая качка, первые шторма, первые знакомства с настоящими морскими "волками". Мне нравилось всё: драить пайолы в машинном отделении, катать бочки с моторным маслом по палубе, работать в рыбцеху на подвахте.
По прошествии двух месяцев рейса я почувствовал себя настоящим морским волком. Когда я получил первую зарплату, я осознал, что хочу стать моряком. Это был 1994 год, и хотя страна переживала трудные времена, зарплата моряков оставалась достойной.
Часть своих денег с рейса я потратил на покупку дорогой импортной видеокамеры Panasonic. Для 18-летнего парня того времени это было значительное приобретение. Возможно, именно тогда у меня возникло увлечение фотографией и видеосъемкой. Вскоре после этого я отправился в свою первую заграничную поездку на том же судне.
Когда мы отправились на ремонт в Южную Корею, экипажу полагались суточные в американских долларах. Это было что-то невероятное! Впервые в жизни я держал в руках иностранные деньги и чувствовал себя на седьмом небе от счастья. Для меня, молодого моряка, попасть за границу было настоящим достижением, особенно когда все мои одногруппники проходили практику на буксирах или прибрежных судах.
Когда пришло время сдавать государственные экзамены и получать диплом механика, я, вдохновлённый морскими приключениями, решил отложить диплом и отправиться в следующий денежный рейс. Этот выбор определил мою дальнейшую морскую карьеру. Я автоматически получил диплом моториста, так как учился на механика, и считал, что пара лет опыта в море будет полезной.
Однако я упустил один важный момент. Вернувшись с третьего рейса, я обнаружил, что моя отсрочка от армии закончилась, и мне уже было больше 19 лет. Через неделю после возвращения я оказался в военно-транспортном самолёте, направляющемся в Хабаровский край, где мне предстояло служить Родине (смеётся).
Пришлось пройти ускоренные курсы матроса международного класса
С детства я знал, что такое работа на рыболовных судах. Мой отец и отчим часто ходили в море, но я сам не планировал связывать свою жизнь с морем. Судьба распорядилась иначе.
Моя морская карьера началась в компании «Акрос», где я проработал уже 30 лет. Всё началось с того, что меня приняли на практику, а затем призвали в армию, оставив меня числящимся в компании как практиканта. После службы я вернулся в отдел кадров, и, согласно закону, меня восстановили на рабочем месте без проблем.
По возвращении в 1997 году я столкнулся с проблемой: на новых топовых судах, которые пришли в компанию за время моей службы, должности моториста не существовало. В условиях трудных времён мне нужно было срочно начать зарабатывать. Поэтому я окончил ускоренные курсы матроса международного класса. Эта квалификация позволила мне попасть на современные суда, работающие с американцами и занимающиеся производством филе минтая. В те времена зарплаты на таких судах были просто космическими.
После возвращения из армии я вновь приступил к работе в компании и был направлен на старое рыболовное судно СРТМ 70-х годов, занимающееся промыслом краба. Но вот в чем была особенность этого рейса — зарплату там не платили вовсе. Вместо этого каждый член экипажа, от старпома до матроса-буфетчика, сам заготавливал краба. Мы варили и морозили мясо, которое затем продавали в порту на рыбных рынках, в ресторанах и скупщикам краба.
После такого рейса моя зарплата представляла собой два чемодана, набитых крабовыми консервами. Имея в арсенале корочки матроса международного класса, я решил попробовать попасть на более современные суда компании. Однако сделать это было не так просто — для этого требовалась особая рекомендация от влиятельных людей (улыбается).
Последние 10 лет работаю на крупнотоннажных траулерах
Работа на судне зачастую представляет собой монотонную рутину. Дни идут один за другим, и если ничего не происходит, твоя жизнь состоит из каюты, столовой и рабочего места, в зависимости от того, к какой службе ты принадлежишь. Это может быть машинное отделение, если ты работаешь в судомеханической службе, рыбцех, если ты на производстве, мостик, общесудовая служба, или палуба, если ты в службе добычи.
В последние 10 лет я работаю на крупнотоннажных судах компании, таких как огромные траулеры-процессоры длиной 105 метров, шириной 20 метров и с экипажем до 140 человек на борту.
Моя работа в общесудовой службе сосредоточена на обеспечении пожарной безопасности. Я отвечаю за контроль средств и систем пожаротушения, поддержание пожарного и спасательного оборудования в исправном состоянии, а также предотвращение нарушений правил пожарной безопасности со стороны экипажа. Основная задача — не допустить возникновения пожара и, в случае его возникновения, оперативно принять меры по локализации и тушению.
О крайне неприятном случае на старом судне
Завершение долгого рейса — это всегда радостный момент. Возвращение судна в родной порт приносит свои приятные хлопоты. Хотя есть и напряженные моменты: сразу после прибытия на борт поднимаются проверяющие и контролирующие органы, которым приходится предъявлять спасательное и пожарное оборудование, а также документацию. В порту тоже немало забот — ремонтные бригады, выполняющие работы, могут случайно создать опасные ситуации с использованием газорезов. Поэтому приходится тщательно их контролировать.
Впечатления от первого рейса на судне и работы в море со временем меняются. Позвольте рассказать один случай, который произошел в начале 2000-х. Меня направили на небольшое судно типа СТР, известное в народе как «чебурашка». Я пришел туда вахтенным мотористом. В первый же день, после выполнения стандартных задач в машинном отделении, я решил выпить кофе.
Поднявшись в кают-компанию, обнаружил, что после рабочего дня в столовой, где уже не было людей, был выключен свет. Включив его, я был поражен увиденным: стены и потолок были покрыты шевелящимися существами. Это был настоящий кошмар — огромное количество тараканов, будто сцена из фильма про Индиану Джонса.
Стоя с кружкой посреди этого ужаса, я не сразу заметил, что тараканы начали падать на меня. Как только я понял, что полчища насекомых ползают по моей голове и спине, я стремительно выскочил на палубу, пытаясь отряхнуть их с себя. Лишь тогда я заметил, что моя кружка была почти полна живыми тараканами. От ужаса меня чуть не стошнило. На утро я решил покинуть это судно.
О режиме и условиях работы
— Для членов экипажа на траулере два распорядка дня. Матросы-обработчики работают по сменам 6 через 6 часов. Все остальные – 12 через 12 часов. В компании, где я работаю, в крупном рыбодобывающем холдинге, рейсы в среднем длятся по 3-4 месяца. Затем происходит смена экипажа. На каждое судно компании предусмотрено по 2 экипажа, которые меняют друг друга.
Условия жизни и работы на современных судах, конечно, в корне отличаются от тех, которые были на старых пароходах в те времена, когда я начинал свой морской путь. Сейчас есть все условия. Душевые и санузел в каждой каюте. Есть сауна на судне, спортзал, телевидение более 100 каналов, связь, хорошая кормёжка по типу «шведский стол», овощи, фрукты, с этим проблем нет. Спиртное запрещено.
Можно заработать до 1,5 миллиона рублей за рейс
— В компании, где я работаю минимальная ежемесячная сумма при стоянке в порту будет примерно 60 тысяч рублей. А вот по максимальной сумме оплаты, здесь конечно всё зависит от желания работодателя. Ну, самые денежные рейсы это зимние на добыче минтая. На этой путине, опять же я в других конторах не работал, поэтому мне не с чем сравнивать. Так вот, за зимний рейс матрос может заработать от 900 тысяч рублей до 1,5 млн рублей. Это за 4 месяца. Зависит ещё и от типа судна. Во время летних и осенних рейсов, выходит меньше. Примерно от 400 до 800 тысяч.
Размер зарплаты и бонусов, конечно, определяет судовладелец. Здесь каких-то закономерностей нет. Из каких расчетов начисляется зарплата на экипаж, трудно сказать. Всё зависит от экономической составляющей, для компании, я так полагаю. Но одно можно сказать точно – чем больше ты поймаешь рыбы, тем больше получишь денег.
Общий морской стаж у меня 26 лет. Из них чисто в море, на судне я провел более 12 лет. В 2026 году мне должны уже будут назначить морскую пенсию. В общем задница у меня точно в ракушках (смеётся).
Как изменилась моя жизнь с момента первого восхождения на судно и до сегодняшнего дня? Я стал на 30 лет старше (улыбается). Обзавёлся семьёй, женой и детьми. Из самых прям таких достижений за столько лет работы, это конечно то, что год назад нам с семьёй удалось наконец переехать с холодного Камчатского края в южный регион страны, поближе к теплому морю, и в новую квартиру расположенную в хорошем премиум-класса жилищном комплексе.
Ну а так, смотря, что считать достижением. Мы все, растем с годами, к чему-то стремимся, о чем-то мечтаем. Если в начале моей морской жизни было пределом мечтаний купить импортную видеокамеру, то спустя 30 лет я, конечно, мечтаю о другом. Например, выучить детей или купить им каждому по квартире. Конечно, с нынешней мировой обстановкой и огромными ценами на всё, к своим целям идти становится всё сложнее и дольше. Но как говорится: «Где наша не пропадала!».
«Ещё не созрел для береговой жизни»
— По возвращении на сушу живя на Камчатке, я любил путешествовать по краю. Там очень красивая природа. Охота, рыбалка, пытался как-то даже подняться на вулкан. Залез только на половину (улыбается).
Живя сейчас в южном регионе, тоже уделяю время путешествиям. Отсюда можно относительно не затратно отправиться в любую точку страны, либо на автомобиле, либо на поезде. Мы часто с семьей отправляемся на море. Для нас северян – это пока очень необходимо. В дальнейшем, конечно, планируем посмотреть нашу необъятную страну. Но пока только море.
Хоть через два года у меня пенсия, но моря я пока бросать не собираюсь. Я просто не знаю, как можно работать на берегу. Не знаю, как можно ходить на работу с 8.00 до 17.00 часов каждый день на протяжении долгих лет. Хотя мысли про то, чтобы завязать с морем, конечно, есть. Но пока для береговой жизни я ещё не созрел.