Найти тему
Декрет с магистром

Самооценка 🫵🏼

Формирование самооценки происходит по средствам межличностного взаимодействия, в процессе какой - нибудь деятельности.  

Уровень самооценки, которая начинает свое формирование еще в дошкольном возрасте (3-6 лет), становится фундаментальным, изменить его достаточно сложно, это напрямую зависит от дальнейшего успеха человека. 

Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми...».

Ребенок в первую очередь видит себя глазами взрослого. 

Хвалить нужно обязательно за любые заслуги! Эффективным приемом похвалы «авансом» служит, внушение веры в себя: ты это сможешь, ты справишься, я в тебя верю и т.д. 

Владимир Леви отмечает внушаемость ребенка, не программируйте свое чадо на провал, программируйте на успех, создайте положительные установки, которые будут базой всю жизнь. 

Самооценка имеет два составляющих:

Интеллектуальный

•знание о себе, сравнение с другими, анализ себя и окружающих 

Эмоциональный

•знание о себе, которое формируется по средствам отношения взрослых и сверстников к ребенку 

В дошкольном возрасте эмоциональный компонент преобладает, можно часто услышать от ребенка «я хороший?», «я молодец?». В этом возрастном периоде нормой считается немного завышенная самооценка. 

Дети с низкой самооценкой никогда не выберут в игре роль «вожака», потом они вырастут, и будут все также оставаться в тени «жизни». 

Рекомендации по формированию адекватной самооценки: 

 1 Пример. Нужно понимать, какая самооценка у родителей, неуверенные воспитывают неуверенных;

 2 Представление ребенка о себе исходит от родителей, хвалите, принимайте, уважайте ребенка;

 3 Ощущение безопасности и сила исходит от родителей, проводите больше качественного времени вместе; 

 4 Интересуйтесь жизнью и интересами ребенка; 

 5 Достижимые задачи, приобщайте ребенка к домашним делам, давайте возможность участвовать в семейных вопросов, решать проблемы самостоятельно;

 6 Поощрение инициативы, участия, желания (даже без результатов); 

Рекомендации по поддержанию адекватной самооценки: 

 1 Изначально ищем во всем положительные стороны, потом оцениваем адекватно озвучивая минусы; 

 2 Говорим о приобретении опыта, как пользе в будущих попытках добиться результат; 

 3 Ошибаются все - это нормально, на ошибках учатся;

 4 Извиняемся перед ребенком, признаем свои ошибки; 

 5 Игры на взаимоотношения (сюжетно-ролевые, сочинение сюжета сказок и т.д); 

 6 Говорить о том, что неприятна ситуация, поступок, отношение ребенка, ноооо самого ребенка любите, как и раньше. 

 7 Важно иметь тактильный контакт - объятия, поцелуи;

 8 Сравнение только с самим собой прошлым, ни в коем случае ни с кем другим;

 9 Анализируйте вместе, помогайте делать правильные выводы, делитесь своим опытом;

*статья написана с использованием материала из книги «Ребенок от 3 до 7 лет» Л. Суркова