Формирование самооценки происходит по средствам межличностного взаимодействия, в процессе какой - нибудь деятельности.
Уровень самооценки, которая начинает свое формирование еще в дошкольном возрасте (3-6 лет), становится фундаментальным, изменить его достаточно сложно, это напрямую зависит от дальнейшего успеха человека.
Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми...».
Ребенок в первую очередь видит себя глазами взрослого.
Хвалить нужно обязательно за любые заслуги! Эффективным приемом похвалы «авансом» служит, внушение веры в себя: ты это сможешь, ты справишься, я в тебя верю и т.д.
Владимир Леви отмечает внушаемость ребенка, не программируйте свое чадо на провал, программируйте на успех, создайте положительные установки, которые будут базой всю жизнь.
Самооценка имеет два составляющих:
Интеллектуальный
•знание о себе, сравнение с другими, анализ себя и окружающих
Эмоциональный
•знание о себе, которое формируется по средствам отношения взрослых и сверстников к ребенку
В дошкольном возрасте эмоциональный компонент преобладает, можно часто услышать от ребенка «я хороший?», «я молодец?». В этом возрастном периоде нормой считается немного завышенная самооценка.
Дети с низкой самооценкой никогда не выберут в игре роль «вожака», потом они вырастут, и будут все также оставаться в тени «жизни».
Рекомендации по формированию адекватной самооценки:
1 Пример. Нужно понимать, какая самооценка у родителей, неуверенные воспитывают неуверенных;
2 Представление ребенка о себе исходит от родителей, хвалите, принимайте, уважайте ребенка;
3 Ощущение безопасности и сила исходит от родителей, проводите больше качественного времени вместе;
4 Интересуйтесь жизнью и интересами ребенка;
5 Достижимые задачи, приобщайте ребенка к домашним делам, давайте возможность участвовать в семейных вопросов, решать проблемы самостоятельно;
6 Поощрение инициативы, участия, желания (даже без результатов);
Рекомендации по поддержанию адекватной самооценки:
1 Изначально ищем во всем положительные стороны, потом оцениваем адекватно озвучивая минусы;
2 Говорим о приобретении опыта, как пользе в будущих попытках добиться результат;
3 Ошибаются все - это нормально, на ошибках учатся;
4 Извиняемся перед ребенком, признаем свои ошибки;
5 Игры на взаимоотношения (сюжетно-ролевые, сочинение сюжета сказок и т.д);
6 Говорить о том, что неприятна ситуация, поступок, отношение ребенка, ноооо самого ребенка любите, как и раньше.
7 Важно иметь тактильный контакт - объятия, поцелуи;
8 Сравнение только с самим собой прошлым, ни в коем случае ни с кем другим;
9 Анализируйте вместе, помогайте делать правильные выводы, делитесь своим опытом;
*статья написана с использованием материала из книги «Ребенок от 3 до 7 лет» Л. Суркова