Фильм Ричарда Стэнли "Цвет из иных миров" (2019) – это путешествие в мир лавкрафтовского ужаса, где царят страх перед неведомым, космический ужас и чудовищные порождения космоса. Стэнли переносит действие классического рассказа Лавкрафта из 1880-х в наши дни, предлагая зрителям новую интерпретацию истории о таинственном метеорите, отравляющем всё живое.
Привет! Вы на канале ShadowTavern! И сегодня разбираем "Цвет из иных миров"!
Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!
P.S. В статье будут спойлеры по сюжету фильму - это буквально разбор всего происходящего в сюжете
❗Ваши лайки, репосты, комменты и подписки - главная мотивация делать контент чаще, лучше и интереснее) Так что не стесняйтесь подписаться и понажимать на кнопки под статьей, если вам нравится мой канал 🎥
===========
Кстати, это не первая экранизация "Цвета из иных миров". "Чудовище из глубин океана" (1965), "Проклятие" (1987) или "Аннигиляция" (2018) – все эти фильмы так или иначе вдохновлялись рассказом Лавкрафта.
Новые герои, знакомый ужас
В оригинальной истории главным героем был Нейхем Гарднер со своей семьей. Стэнли же меняет имена персонажей и переносит действие в наши дни.
Теперь мы наблюдаем за тем, как Натан (Нэйтан) Гарднер в исполнении Николаса Кейджа, его жена Тереза, сыновья Бенни и Джек и дочь-гот Лавиния постепенно становятся жертвами космического ужаса.
И да, как забыть про хиппаря Эзру, который тоже попадает под влияние Цветa.
Интересно, что если у Лавкрафта история рассказывается от лица стороннего наблюдателя – бостонского землемера, то у Стэнли этот персонаж трансформируется в гидролога Уорда Филлипса, который сталкивается с семьей Гарднеров во время исследования местности под строительство плотины.
Пасхалки для фанатов Лавкрафта
Сам персонаж Уорда – это целый кладезь отсылок к творчеству Лавкрафта. Начиная с того, что его имя – это отсылка к полному имени писателя Говарда Филлипса Лавкрафта - Howard Phillips Lovecraft. В одной из сцен он читает повесть Алджернона Блэквуда "Ивы" – произведение, которое Лавкрафт считал лучшим в жанре сверхъестественного в английской литературе.
А ещё на Уорде надета футболка с символикой вымышленного Мискатоникского университета, расположенного в Аркхеме – этот город важное место вселенной Лавкрафта и большая часть событий мифов Ктулху происходит именно там.
Кроме того, в одном из эпизодов в сводке погоды упоминают Данвич, Иннсмут и Кингспорт – города, в которых так же происходят события многих произведений Лавкрафта.
Цвет из бездны: теории и догадки
В лучших традициях Лавкрафта, происхождение мистического Цветa остаётся неясным. Впрочем, теории, конечно же, есть. Сам Стэнли в интервью изданию Slashfilm высказал предположение, что метеорит и сущность, которую он принёс на Землю, могут быть частью естественного цикла развития/изменения жизни во Вселенной.
В рассказе Цвет описывается как неземное сияние, обладающее оттенками, которые не способен воспринять человеческий глаз. Конечно, кино не всесильно и транслировать "невыразимые ужасы" нам прямо в мозг не способно, поэтому в фильме метеорит окрашен в манджента. Маджента, один из рядов пурпурного – это внеспектральный цвет, он не входит в состав спектра радуги и воспринимается глазом только при смешении красного и синего цвета. Таким образом, пурпурный в фильме – это своего рода неестественное, "реальное" воплощение цвета, который не существует в природе.
Стэнли объяснил, что выбор пал на пурпурный, чтобы добиться максимального эффекта искажения и беспокойства:
"Цвет искажается и проникает в ваше сознание. Человеческое восприятие ограничено, и эти границы определяют видимый спектр, ультрафиолет и инфракрасный. И я думаю, что пурпурный – это то, что происходит, когда вы смешиваете их оба, своего рода нейронный мост между ними".
Жертвы Цветa
По мере развития сюжета и усиления влияния Цветa растительность приобретает неестественные оттенки пурпурного цвета, даже насекомые становятся розоватыми.
Судя по всему, Цвет сосредоточен в колодце, ведь Джек постоянно прислушивается к чему-то в нем, насвистывает и проявляет к нему абсолютно нездоровый интерес.
Вода также подвергается воздействию, причем сразу же после падения метеорита. Уорд замечает, что вода в колодце Эзры приобрела странный маслянистый блеск, а когда Натан наливает себе воды, лёд в стакане постепенно розовеет под воздействием Цветa.
Поведение животных на ферме также меняется. Лошадь Лавинии, Комета, начинает бояться чего-то невидимого и в конце концов убегает с фермы. Пес семейства Гарднеров, Сэм, рычит и лает на пустое место. Кажется, животные, подобно тому, как собаки слышат высокочастотные звуки, недоступные человеческому уху, способны воспринимать присутствие Цветa более остро.
Помимо Сэма и Кометы, под воздействие Цветa попадает и кот Эзры по кличке Джи-Спот. Кот теряет шерсть, его тело покрывается язвой и опухолями. Ближе к концу фильма Уорд обнаруживает огромную кучу расплавленных животных и обращает внимание на то, что многие из повреждений напоминают ожоги от радиации.
Альпаки на ферме Гарднеров становятся необычайно прожорливыми и постоянно сбегают с пастбища, чтобы полакомиться урожаем. Позже они превращаются в одну огромную, пульсирующую массу плоти. Тот же луч света, который слил всех альпак воедино, соединяет вместе и Джека с Терезой, превращая их в жалкое существо, тело которого покрыто ранами и начинает медленно распадаться.
Цвет влияет и на урожай Нэйтана. В одной из сцен мы видим, как его помидоры вырастают до огромных размеров за считанные дни, хотя сезон для них ещё не наступил. Правда, на вкус они оказываются просто отвратительными.
Время искажается, рассудок мутится
После падения метеорита время на ферме начинает течь по-другому. В момент падения оно словно замирает: Джек застывает в панике, Бенни бесконтрольно пускает слюни над столом и, кажется, даже не замечает этого, а все действия в доме словно замедляются. Позже, когда Лавиния пытается отмыть кровь с ножа, которым её мать отрезала себе пальцы, Цвет поражает её, и она падает в обморок. Мы видим, что она стоит на месте всего несколько секунд, но во "временной петле" Цветa проходят часы.
Как будто манипуляций с растениями, животными и временем было недостаточно, Цвет ещё и воздействует на электронику. Он проникает в телевизионные экраны, заливая их пурпурным светом, а также создаёт помехи в телефонной связи и интернете, делая невозможной связь с внешним миром. Включение в сюжет этих "техно-глитчей" – интересный ход со стороны Стэнли. Очевидно, что во времена Лавкрафта, в 1880-х годах, не было ни джипов, ни радио, и режиссёр умело добавляет новый слой в легенду о Цвете.
Ну и конечно же, Цвет не мог не повлиять на психическое состояние членов семьи Гарднеров. Больше всех достаётся Натану. Он становится всё более и более агрессивным и неуравновешенным, даже начинает видеть в своей семье своих родителей.
"Тот же самый запах, что и в онкологическом отделении, где лежал мой отец, знаешь, смерть, дезинфекция, запах прокисшего молока. Ты знаешь этот запах. Ты знаешь запах лучше, чем кто-либо", – говорит он своей жене.
Кстати, когда Натан начинает вести себя как его отец, Кейдж использует тот же акцент, что и в фильме "Поцелуй вампира" (1988). Стэнли очень понравилась игра Кейджа в том фильме, и он попросил его сыграть Натана в похожей манере. Учитывая, что "Поцелуй вампира" – один из самых эксцентричных фильмов с участием Кейджа, нет ничего удивительного в том, что актёр решил обратиться к этому образу, ведь Натан в конце концов полностью сходит с ума.
Последние 20 минут фильма – это настоящий взрыв эмоций, где все улики и пасхалки сплетаются воедино в одном грандиозном финале.
Лавиния: наследница "Некрономикона"
Но перед тем как перейти к развязке, необходимо рассказать о Лавинии – настоящей жемчужине лавкрафтовского мира.
Дело в том, что её назвали в честь Лавинии Уэйтли, персонажа рассказа Лавкрафта "Ужас Данвича", в котором рассказывается о том, как её семья использовала "Некрономикон", чтобы вызвать неземных существ в город Данвич.
В самом начале фильма мы видим, что у неё на кровати лежит экземпляр "Некрономикона". Когда ситуация становится абсолютно безумной, Лавиния впадает в отчаяние и пытается призвать на помощь силы из книги, читая заклинания и вырезая руны на своём теле.
Руна, которую она вырезает на лбу, – это норвежская руна Одал, которую можно интерпретировать как наследие или семья. В итоге заклинание ей мало чем помогает, семье уж точно не помочь. Она всё равно не может покинуть ферму, по крайней мере, не так, как она планировала. И хотя монстр, в которого превратились сплавившиеся Тереза и Джек, не причиняет ей вреда, это всё равно не делает происходящее менее травмирующим для её психики.
Сам Стэнли так прокомментировал этот момент:
"Нет никаких причин верить в то, что это заклинание помогло бы ей выжить или понять ту неумолимую, внепространственную угрозу, с которой они столкнулись".
В конце концов, даже помощь другой сверхъестественной силы не может спасти их от неминуемой гибели. Цвет нельзя остановить.
К концу фильма становится очевидно, что Цвет значительно ускорил время. Когда Уорд и шериф приезжают на ферму, Натан уже полностью сошёл с ума, а сыпь на его руке превратилась в огромную рану. Несмотря на то, что вокруг никого нет, он уверяет, что вся его семья находится с ним в гостиной. Ну, кроме Бенни.
"Бенни живёт в... ну, теперь уже...", – говорит он.
Чудовище, в которое превратились Тереза и Джек, тоже быстро разлагается, теряя последние следы человечности.
Даже тело Эзры разложилось гораздо быстрее, чем это возможно в нормальных условиях. Когда Уорд и шериф заходят в дом Эзры, они находят аудиокассеты с его записями, в которых он подробно описывает воздействие Цветa на ферму и окружающий мир. Создаётся впечатление, что эти записи охватывают гораздо больший период времени, чем те несколько дней, которые прошли с момента падения метеорита.
Кстати, диалог, который звучит на плёнках, – это последние слова Нейхема в оригинальном рассказе Лавкрафта.
Цвет нельзя остановить
К этому моменту влияние Цветa на растения усиливается в миллионы раз. Одно из деревьев, превратившись в огромное чудовище, убивает шерифа, когда тот с Уордом уходит от дома Эзры.
К тому времени, как Уорд возвращается на ферму, Лавиния уже полностью поглощена Цветом. Она светится изнутри и показывает Уорду ужасающее видение пурпурного мира, покрытого гигантскими растениями. Затем она превращается в пыль и исчезает в столбе света. Уорд забегает в дом и видит Натана, который должен быть мёртв. В этот момент Цвет заставляет Натана повторять слова Лавинии, словно воспроизводя прошлые события. Когда Уорд спускается в подвал, разные голоса и звуки сливаются воедино, намекая на то, что несколько измерений и само время в этот момент соединяются друг с другом. Скорее всего, "временная петля" Цветa искажается ещё сильнее.
Именно поэтому на протяжении всего фильма поступки героев возмутительно нелогичны. Потому Натан так странно себя ведёт, когда приезжают Уорд с шерифом, а Лавиния вдруг решает, что ей нужно остаться в доме. Галлюцинации заставляют всех их верить, что с ними всё в порядке и они всё ещё вместе, в то время как Уорд, который находится под воздействием Цветa сравнительно недолго, ещё может отличать реальное от вымышленного. Также не исключено, что Цвет просто заставил Лавинию остаться или же был достаточно сильным, чтобы вернуть к жизни тело Натана. А вообще погибла ли Лавиния?
Точного ответа нет, но в этом и заключается прелесть Лавкрафта: мы сталкиваемся с неизвестным и необъяснимым.
В конце концов, когда Уорд выбирается из подвала, Цвет пульсирует и испускает последний мощный импульс света. Вокруг только серая пыль, как и описывалось в оригинальном рассказе. То ли Цвет высосал жизнь из всего живого, то ли время ускорилось настолько, что всё превратилось в прах. Скорее всего, это была комбинация обоих факторов.
Фильм заканчивается в обычно человеческом мире. Тем, что Уорд смотрит на новое водохранилище, построенное на месте фермы. Он надеется, что ужасающая правда навсегда останется скрытой под водой, но сам он никогда не станет эту воду пить. В конце по экрану пролетает розовое насекомое, намекая на то, что ужас далеко не закончен.
Затишье перед бурей
Ричард Стэнли изначально планировал снять целую трилогию по мотивам произведений Лавкрафта, и такой открытый финал идеально подготавливает почву для продолжения. Следующим фильмом должен стать "Ужас Данвича", так что, возможно, мы ещё увидим Лавинию.
В целом, "Цвет из иных миров" – это напряжённый и жуткий фильм. Николас Кейдж блестяще справляется со своей ролью, а атмосфера фильма напоминает классические фильмы ужасов категории "Б". В нём много отсылок к другим произведениям Лавкрафта, но при этом он остаётся доступным для широкой аудитории. Атмосфера первой половины фильма напряжённая и зловещая, и хотя вторая половина не может похвастаться такой же жутью, фильм всё равно смотрится на одном дыхании.
И очевидно, фильм крайне недооценен либо изначально наткнулся не на "ту" аудиторию. Если следующие части планируемой трилогии будут хотя бы наполовину так же хороши, как "Цвет из иных миров", нас ждёт нечто по-настоящему ужасающее, захватывающее и нєѵыѓаz¡мøє.
===========
На этом у меня сегодня все. Спасибо за просмотр. Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и жать на кнопки под статьей :)
И, конечно же, подписывайтесь на мой Telegram канал - там фотосеты, кадры со съемок, новости и многое другое!
И до встречи в следующем выпуске! Пока!
Статья основана на материалах FilmComicsExplained, CBR и ScreenRant