На конференции «Цифровизация транспорта» генеральный директор группы компаний АТО - Алексей Каштанов - выступил с докладом, посвященным вторичному рынку китайской техники. В своей презентации он затронул важные вопросы: будет ли спрос на китайские транспортные средства после длительной эксплуатации и каковы перспективы их продажи. В этой статье мы рассмотрим основные моменты его доклада, полное выступление можно посмотреть на YouTube.
Профессиональный путь и компетенции
У Алексея Каштанова большой опыт работы в автобизнесе (с 2008 года). На сегодняшний день общее количество проданных им единиц техники превышает 7000. Накопленные знания позволяют проанализировать рынок за последние десять лет и предоставить важную информацию для транспортных компаний.
Важность вторичного рынка для транспортных компаний
Основной доход транспортных компаний за последние 20 лет заключался в продаже автомобилей после выхода из лизинга. Это также важно для кредитных организаций, которые оценивают стоимость техники и просчитывают риски на весь период эксплуатации автомобиля в лизинге. А торговые организации заинтересованы в оценке стоимости для предоставления трейд-инов и других услуг.
Параметры, влияющие на стоимость на вторичном рынке
- Бренд. Европейские бренды, такие как Scania, Volvo, MAN и Mercedes, имеют выстроенную структуру ценообразования. С китайскими брендами ситуация сложнее. Важны наличие запчастей, сервисное обслуживание и дилерская сеть.
- Состояние автомобиля. Чем лучше состояние, тем легче продать автомобиль.
- Комплектация. Водители предпочитают автомобили с большими кабинами и дополнительными удобствами.
- История транспортного средства. Регистрационные данные, пробег, техническое обслуживание и информация о ДТП важны для потенциальных покупателей.
Основной фактор ценообразования: стоимость нового автомобиля
Стоимость нового автомобиля является ключевым фактором ценообразования на вторичном рынке. В 2014 году цена европейского грузовика составляла около 4 млн руб. В 2024 году она приближается к 20 млн руб. Стоимость выросла в 4 раза за десять лет.
Прогнозы стоимости китайской техники на вторичке
Простая методика расчёта стоимости автомобиля применяется как в легковом, так и в грузовом сегментах. В первый год автомобиль теряет 25% стоимости, в последующие годы - по 10%. Например, если средняя стоимость нового китайского автомобиля составляет 9 млн руб., то через пять лет она снизится до 4-4,5 млн руб.
Этот расчёт работает на стагнирующем рынке, где стоимость нового автомобиля не меняется. Однако, учитывая инфляцию и другие факторы, можно ожидать, что через 5 лет при продаже ТС будет потеряно всего 20%. Стоимость китайских автомобилей на вторичном рынке, по прогнозу Алексея Каштанова, составит около 7 млн руб.
Цифровизация рынка
Компания АТО, которую представлял спикер, решила внести свой вклад в цифровизацию транспортной отрасли, создав собственный сервис для покупки/продажи техники юрлицам в формате аукциона, который позволит оценить рыночную стоимость и предложить автомобиль рынку.
Заключение
С учётом множества факторов, таких как бренд, состояние автомобиля, комплектация и история транспортного средства, а самое главное - стоимости нового автомобиля, можно сделать выводы о ценообразовании и перспективах продажи китайских транспортных средств. Внедрение цифровых технологий поможет оптимизировать процесс реализации и сделать его более прозрачным и эффективным.